Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
наретов, с которых муэззины призывали на намаз. Первый мина-
рет был построен в 45 г. х. в Басре по приказу губернатора горо-
да Зияда бин Абихи. В 53 г. х. соборная мечеть Амра бин аль-Аса
в Фустате была украшена сразу четырьмя минаретами. Однако
во времена Пророка этих сооружений в мечети не было, и муэз-
зин, чтобы возвестить азан, забирался на крышу одного из со-
седних домов. Минареты бывают одноярусные и многоярусные,
цилиндрические, четырёхугольные и спиральные. Они могут
возвышаться над крышей молитвенного зала, примыкать к не-
му или находиться в стороне от него. На балкончики для возве-
щения азана ведут внешние или внутренние лестницы. Фасад
минарета украшается узорчатой кирпичной кладкой, резьбой
по стуку, разнообразными орнаментами. Шпиль сооружения
обычно увенчивается полумесяцем, который в одних регионах
располагается горизонтально, в других — вертикально. В мече-
тях некоторых арабских стран концы полумесяца соединяются,
придавая ему форму замкнутого кольца. В Поволжье он изобра-
жается в виде серпа, а в ряде регионов вообще отсутствует.
§ 4. Мусульманская культовая архитектура 317
318 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство
Неотъемлемым элементом мечети является михраб — ори-
ентированная на кыблу ниша, перекрытая аркой или полукупо-
лом. Во времена Пророка Мухаммада в мечети не было михраба
в его нынешнем понимании, а относительно того, кто первым
ввёл традицию сооружения михраба, существуют разногласия.
Достоверно известно лишь то, что во время реконструкции ме-
чети Пророка в 90 г. х., в период правления аль-Валида бин Абд-
аль-Малика, был сооружён михраб. При строительстве мечетей
украшению михраба уделялось особое внимание, что подчёр-
кивало величие всей постройки. Так, михраб Большой мечети
Кордовы был глубиной около 4 м, шириной — свыше 3 м и вы-
сотой 12 м. Удивительные по своей красоте деревянные михра-
бы можно увидеть в Исламском музее Каира.
Соборная мечеть отличается от обычной наличием минба-
ра — кафедры, с которой имам произносит проповедь. Минбар
устанавливается справа от михраба, имеет вид трона, к которо-
му ведёт небольшая лестница. Этот элемент мечети существовал
ещё во времена Пророка Мухаммада. Известно, что поначалу он
читал проповеди, прислонившись к одному из пальмовых стол-
бов, подпиравших свод мечети, а в 7 г. х. для него изготовили де-
ревянный минбар, состоявший из двух ступенек и сиденья.
Архитекторы уделяют большое внимание оформлению фа-
сада и интерьера мечети. Декоративный орнамент выполняет-
ся то узорной кирпичной кладкой с резьбой по стуку, то бога-
тыми узорами с использованием графических и живописных
приёмов, то плитками терракоты. Михрабы мечетей украшают-
ся затейливой орнаментальной вязью, содержащей множество
композиций из геометрических и растительных мотивов, а так-
же надписями из Священного Корана.
Роль мечети в жизни мусульманского общества. Мечеть — это
место поклонения мусульман, где верующие собираются для по-
минания Аллаха, совершения обязательных намазов и отправ-
ления некоторых других религиозных обрядов. Слово «мечеть»
происходит от арабского масджид, что означает «место земных
поклонов». Это слово можно использовать в отношении лю-
бого места, где молятся мусульмане. В период правления Ума-
ра бин аль-Хаттаба в городах, наряду с небольшими мечетями
на рынках и в жилых кварталах, стали возводить соборные ме-
чети, которые получили название джами. По пятницам жители
всего города и окрестных поселений собирались в этих мечетях
для совершения пятничного намаза. Со временем в крупных го-
родах стали строить несколько соборных мечетей, а количест-
во обычных мечетей исчислялось тысячами. Согласно историку
Ибн Джубейру (1145–1217), в одной только Александрии было
около двенадцати тысяч мечетей.
Мусульмане во все времена не жалели средств на строитель-
ство мечетей, возведение величественных минаретов и колонн
с капителями, украшение стен и карнизов мечетей орнамен-
тами из разноцветных узоров. В мусульманском мире мечети
почитаются как дома Аллаха. В Коране сказано: «В домах, ко-
торые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя» (су-
ра 24 «Свет», аят 36). А в хадисе Пророка говорится: «Кто пост-
роит мечеть ради Аллаха, тому Аллах возведёт дом в Раю».
Согласно мусульманской традиции, мечеть — лучшее место
на земле, и Аллах любит верующих, чьи сердца привязаны к ме-
четям. В одном из хадисов говорится: «Самыми угодными Алла-
ху местами являются мечети, а самыми ненавистными — рын-
ки». Последнее связано в тем, что на рынках часто совершаются
богопротивные поступки, люди обвешивают и обманывают друг
друга, лживо клянутся именем Аллаха в надежде подороже про-
дать свой товар и т. п., но это не означает, что честные и поря-
дочные торговцы не удостаиваются милости и награды Аллаха.
Известно, что до Хиджры в Медину мусульмане не могли от-
правлять религиозные обряды в определённом месте. Подвер-
гая мусульман жестоким гонениям и притеснениям, язычники
даже не позволяли им молиться возле Каабы. Первой мечетью,
которую основал Пророк Мухаммад, стала мечеть Куба в окрест-
ностях Медины. Однако главную роль в жизни ранней мусуль-
манской общины играла Мечеть Пророка, возведённая в центре
города. Она быстро превратилась в центр общественно-полити-
ческой жизни, и на протяжении всей истории ислама крупные
мечети мусульманских городов сохраняют за собой эту роль.
Примечательно, что ещё во времена невежества знатные ку-
рейшиты собирались вокруг Каабы не только для поклонения,
но и для обсуждения важных вопросов. Традиция собираться
в мечетях, обсуждать в них религиозные и мирские дела, чи-
тать проповеди и проводить занятия стала неотъемлемой час-
тью жизни мусульманского общества.
В мечетях мусульманские правители принимали присягу от
своих подданных, а в соборных мечетях столиц самостоятельно
обращались к людям с пятничной проповедью и руководили на-
§ 4. Мусульманская культовая архитектура 319
320 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство
мазом. Поэты зачитывали в них касыды и соревновались в искус-
стве владения словом, а в праздничные дни воины демонстрирова-
ли своё умение владеть оружием. Бездомные и путники находили
в них пристанище, а во времена Пророка в его мечети было мес-
то, отведённое для ночлега и отдыха, которое называлось суффа.
Желающие уединиться для поклонения Аллаху могли установить
в мечети палатку и провести там один или несколько дней, предав-
шись чтению Корана, молитве и размышлениям. По сегодняшний
день в мечетях проводятся церемонии бракосочетания, организо-
вываются благотворительные ужины для постящихся, объявляют-
ся важные события в жизни мусульманской общины. В них совер-
шаются погребальные молитвы (джаназа), и оттуда мусульмане
провожают в последний путь своих родственников и близких.
Мусульмане любят проводить в мечетях свободное вре-
мя за чтением Корана или другой литературы. Там они знако-
мятся с единоверцами, общаются с друзьями и знакомыми,
справляются о здоровье и положении тех, кого давно не виде-
ли. С целью обеспечения досуга прихожан в крупных мечетях
поддерживается традиция закупать подушки, кадила, лампы
и прочие предметы, которые могут понадобиться тем, кто же-
лает приятно провести время в мечети. Для поддержания чис-
тоты и порядка в мечетях работает специальный персонал. По
свидетельству историка Ибн Галиба, в соборной мечети Кор-
довы работало 110 человек. При крупных мечетях был и меди-
цинский персонал. Согласно историку Хасану Абд-аль-Ваххабу,
в 757/1356 в мечети султана Хасана в Каире регулярно находи-
лись три врача: терапевт, окулист и хирург.
С давних времён известные мусульманские учёные и рели-
гиозные деятели считают за честь читать лекции и проводить за-
нятия в мечетях. Благодаря этому люди любых возрастов могут
обучаться там арабскому языку, истории ислама, основам тол-
кования Корана и хадисоведения, многим другим религиозным
дисциплинам. В прошлом в мечетях преподавались и светские
науки, такие как математика, география, история. Как и в про-
шлом, состоятельные мусульмане и сегодня жертвуют средства
на открытие при мечетях библиотек, которые некогда славились
своими богатыми книгохранилищами.
Правила поведения в мечети. В Коране и Сунне содержатся мно-
гочисленные указания на необходимость почитания мечетей
и соблюдения норм поведения при их посещении. Поддержи-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.