» » » » Авторский коллектив - Исламоведение


Авторские права

Авторский коллектив - Исламоведение

Здесь можно скачать бесплатно "Авторский коллектив - Исламоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Исламоведение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламоведение"

Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.








сударственности и развитие языка, формирование культурных

традиций и образа жизни. Искусство, музыка, литература, по-

эзия, архитектура — все сферы культурной и духовной жизни

мусульман проникнуты духом Священного Корана и исламской

религии. В национальных костюмах тоже прослеживаются ис-

ламские традиции: женские наряды скромны, закрывают воло-

сы, плечи, руки и ноги, но в то же время они подчёркивают изя-

щество и таинственность образа женщины-мусульманки.

Строгие монотеистические традиции определили религиоз-

ный запрет на изображение людей и животных, особенно в тех

случаях, когда это может привести к обожествлению творений

или отвлечь от поклонения Аллаху. Благодаря этому творческая

энергия скульпторов и живописцев была направлена на разви-

тие декоративно-прикладного искусства. Удивительные по кра-

соте и замыслу геометрические, растительные и письменные

орнаменты не просто радуют глаз; они отражают философские

принципы бесконечности, гармонии и многообразности.

Памятники мусульманского зодчества, хотя и сохраняли опре-

делённые элементы местных школ, с самого раннего периода рас-

пространения ислама стали выражением мусульманской духовнос-

ти. Словно отражая дуализм человеческой природы, фасад мечетей

и культовых сооружений подчёркивал величие и могущество исла-

ма, а их интерьер символизировал духовный поиск в мире гармо-

нии и порядка, наводил верующих на философские размышления.

Музыкальные традиции в мусульманском мире тоже име-

ют свои особенности. Удивительная ритмичность Священного

Корана и азана сформировали особое отношение к этому виду

искусства у мусульманских философов и суфиев, которые рас-

сматривали музыку в первую очередь как средство нравствен-

ного воспитания и духовного обогащения. В период расцвета

исламской культуры арсенал музыкальных инструментов зна-

чительно обогатился.

Каллиграфия и миниатюрное искусство. Интерес мусульман к ли-

тературе, поэзии и наукам способствовал развитию книгоизда-

ния, каллиграфии, декоративного и миниатюрного искусства.

Правители, учёные и коллекционеры собирали рукописи и за-

казывали уникальные издания, которые переписывались из-

вестными каллиграфами и иллюстрировались искусными жи-

вописцами. Чтобы книги жили долго, мастера изготавливали

переплёты из кожи и других прочных материалов, заботились

о качестве бумаги и чернил. Для обеспечения гладкости бумага

окрашивалась, крахмалилась, а затем глянцевалась. Существо-

вали рецепты приготовления различных сортов чернил и кра-

сок, а также правила обращения с пером и его хранения.

Формы букв служили поэтическими метафорами, симво-

лизировали могущество слова и существующую во Вселенной

взаимосвязь. Издревле народы Аравийского полуострова при-

меняли почерк куфи с прямолинейными и угловатыми буква-

ми, который позже породил семейство «сухих» почерков. Ле-

гендарный каллиграф Мухаммад бин Мукла (886–940) изобрёл

главный принцип «мягких», курсивных почерков — «окруж-

ность диаметром в алиф» — и на его основе разработал шесть

почерков с тонкими линиями и округлыми формами букв. Его

последователи Ибн аль-Бавваб (ум. 1022) и Джамал-ад-дин

аль-Мустасими (ум. 698/1298) внесли свой вклад в усовершенс-

твование этих почерков, ставших в итоге «классической шес-

тёркой» (ситта): насх, сульс, мухаккак, рейхан, тауки и рика.

Вплоть до XVI в. они служили образцом мастерам каллигра-

фии, и на их основе были созданы иранские (персидские) и ту-

рецкие (оттоманские) почерки: талик, насталик, шикастах,

дивани, иджаза, рука, саякат. Так, персидский мастер Мирали

Тебризи (ок. 1330 – 1405) придал окончательную форму почер-

ку насталик, для которого характерны длинные штрихи с за-

острёнными концами. В Османской Турции каллиграфия до-

§ 3. Ислам и искусство 311

312 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство

стигла высокого уровня во многом благодаря усилиям шейха

Хамдуллаха (1436–1519) и его последователей.

Параллельно с развитием каллиграфии возникали и совер-

шенствовались виды письменного орнамента, который исполь-

зовался не только для украшения рукописей, но и в прикладном

искусстве. Аяты Священного Корана и высказывания Пророка,

записанные каллиграфической вязью, украшали стены мечетей,

медресе и дворцов. Мудрые изречения, вставленные в расти-

тельный или геометрический орнамент, придавали особую кра-

соту всевозможным глиняным и бронзовым изделиям.

Одним из наиболее характерных жанров мусульманского ис-

кусства стала миниатюрная живопись, которой были свойствен-

ны изящество и богатая цветовая палитра. Миниатюры созда-

вались на бумаге, слоновой кости, глиняных и прочих изделиях.

Большой популярностью пользовались экспрессивные книж-

ные миниатюры. Особой популярностью миниатюристов поль-

зовались сборник прозаических новелл «Макамы» аль-Харири

(ум. 1122), героический эпос «Шахнаме» Абу аль-Касима Фирдо-

уси (ок. 940–1020), «Хамсе» Низами Гянджеви (1141–1209).

Багдад, Шираз, Герат, Тебриз и другие города славились сво-

ими традициями миниатюрного творчества. Если в рукописях,

оформленных в Халебе и Дамаске, ощущается влияние визан-

тийской живописи, то миниатюры, созданные в Мосуле и Баг-

даде, отражают торжественность придворного стиля. Новые

приёмы в миниатюрное искусство привнёс выдающийся баг-

дадский живописец конца XIV века Джунейд ас-Султани. Изыс-

канностью сложных многофигурных композиций отличалось

творчество видного представителя тебризской школы Камал-

ад-дина Бехзада (1455–1535) и его последователей.

В XVI–XVII вв. традиционные приёмы миниатюрного искусст-

ва поддерживались мастерами из Бухары и Самарканда. Большой

вклад в развитие этого вида искусства внесли турецкие мастера, со-

здавшие самобытное направление, для которого были характерны

некоторая угловатость фигур и прозаичность композиций.

В конце XVI века при дворе сефевидского шаха Аббаса I

возникла школа, основанная придворным мастером Али Ре-

зой Тебризи. Его произведения, известные далеко за пределами

Ирана, отличались элементами реализма. Во второй половине

XVII века иранские и азербайджанские миниатюристы освоили

стили западноевропейских художников, сочетая их с романти-

ческими традициями сефевидской живописи.

Прикладное искусство. Расцвет ремесленничества и торговли

в мусульманском мире послужил толчком для развития при-

кладного искусства, которое отличалось высоким мастерством

исполнения и разнообразием изделий. Во всех уголках Халифа-

та изготавливались шёлковые ткани, расписная керамика, бу-

мага, предметы из металла, кожи и слоновой кости, ювелирные

изделия, стальное оружие, бронзовые люстры и многое другое.

Многие предметы быта, украшенные удивительным орнамен-

том, представляют собой шедевры народного творчества, хотя

имена большинства авторов остались неизвестными.

Среди живописных решений художественного оформления

архитектурных сооружений и произведений прикладного ис-

кусства большое значение приобрели арабески. Так была назва-

на система орнамента, состоящая из ритмически повторяющихся

геометрических и растительных узоров, иногда включающих над-

писи и изображения животных. Популярность арабесок была свя-

зана с определённым взглядом на пропорцию и гармонию, не тер-

пящим пустых пространств, не заполненных сложным рисунком.

Растительный орнамент занимает одно из основных мест

в декоративно-прикладном искусстве мусульманских народов.

Он поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их

трактовки, богатством цветовых сочетаний. Рядом со степными

узорами азиатского и древнеэллинского происхождения (тюль-

паны, пальметты, трилистники) мирно уживаются в стилевом

единстве изображения садовых и полевых растений более позд-

него происхождения. На некоторых предметах встречаются

и фантастические цветы, но даже в своей фантазии народные

умельцы руководствовались чувством меры, ритма, масштаба.

Геометрический орнамент уступает по своему распростра-

нению цветочно-растительным узорам. Тем не менее он тоже

широко применялся для декорации сельских жилищ, ювелир-

ных изделий и органически связывался с узорным ткачеством.

Некоторые виды геометрического орнамента использовались

для украшения надгробных камней.

Иногда в декоративные узоры включались силуэты лю-

дей и животных, однако в XIV–XV вв. они практически исче-

зают из орнаментов, а на смену им приходит каллиграфическая


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламоведение"

Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Авторский коллектив

Авторский коллектив - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"

Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.