Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
сражение, в которое они вступили при жизни Пророка. Визан-
тийская армия, во главе которой находился император Ирак-
лий, насчитывала 100 тыс. человек. Ещё столько же воинов при-
мкнули к ней из племён, населявших Северную Аравию.
В бою мусульмане проявили мужество и удаль, но силы бы-
ли неравны. Главный удар приняли на себя командующие ар-
мией, встретившие противника со знаменем в руках. Все три
сподвижника, один за другим возглавившие армию по прика-
зу Пророка, пали мученической смертью. После гибели Абдал-
лаха бин Равахи мусульмане выбрали командующим Халида
бин аль-Валида, который ни до, ни после принятия ислама не
проиграл ни одного сражения. Оценив силы хорошо обученной
§ 7. Худейбийский мир и распространение ислама в Аравии 47
48 Глава 1. Мухаммад — последний пророк
и прекрасно оснащённой византийской армии, на второй день
сражения Халид перестроил войска и начал постепенно отво-
дить силы мусульман. Византийцы решили, что к мусульманам
подошло подкрепление и что они прибегают к военной хитрос-
ти, пытаясь заманить их в пустыню. Поэтому они не стали пре-
следовать армию Халида и отступили в глубь страны.
Сподвижникам удалось избежать поражения, и их потери
составили всего двенадцать человек. Это было первым столкно-
вением византийцев с мусульманами. Оно показало, что в цен-
тре Аравийской пустыни возникло государство, которое могло
представлять серьёзную угрозу для южных границ могущест-
венной Византийской империи.
Покорение Мекки. Среди арабских племён, которые издавна
враждовали друг с другом, были хузаиты и бакриты. После за-
ключения Худейбийского мира хузаиты вступили в союз с Про-
роком, а племя бану бакр — с мекканцами, что гарантировало
безопасность обоим племенам. Но бакриты решили воспользо-
ваться перемирием и поквитаться с хузаитами за старые обиды.
В шаабане 8 г. х. группа бакритов напала на нескольких хузаи-
тов, а курейшиты не только помогли своим союзникам оружи-
ем, но и сами вступили в бой. Тем самым они нарушили условия
Худейбийского соглашения.
Хузаиты обратились за помощью к Пророку. Курейшиты
к тому времени были ослаблены и послали Абу Суфьяна в Ме-
дину, чтобы возобновить перемирие. Но Пророк не принял его
предложение, и мусульмане стали готовиться к походу на Мек-
ку. Десятитысячная армия Мухаммада выступила в путь за де-
сять дней до начала рамадана и вошла в город 17 рамадана 8 г. х.
(в январе 630 г.). Курейшиты были застигнуты врасплох и не
оказали сопротивления мусульманам.
Пророк проявил снисходительность и милость к побеждён-
ным жителям Мекки, которые на протяжении двух десятков лет
проявляли враждебность к нему, его близким и последователям.
Он провёл в городе всего девятнадцать дней, сумев за этот ко-
роткий срок довести до жителей города, что ислам является той
самой необходимой для них религией, без которой они не смо-
гут остаться хранителями главной святыни — Каабы. Его про-
поведи и обращения перевернули сердца и души тех людей, ко-
торые ещё вчера были готовы идти против него с оружием, что
служит ещё одним доказательством великой силы, дарованной
Посланнику Аллаха. Следуя приказу Пророка, его сподвижники
призвали к исламу жителей окрестных поселений и разрушили
главных идолов, которым поклонялись язычники.
Большинство арабов смирилось с поражением язычест-
ва, но некоторые многочисленные племена всё ещё отказыва-
лись покориться Пророку. Во главе их находились хавазин и са-
киф. Глава племени хавазин Малик бин Ауф выступил в поход
на Мекку с 20-тысячной армией, в составе который были жё-
ны и дети воинов. Для того чтобы каждый из его соплеменни-
ков сражался изо всех сил, Малик приказал им взять с собой
всё имущество и скот. Язычники разбили лагерь в долине Ау-
тас, расположенной в 80 км от Таифа.
Пророк выступил навстречу противнику спустя девятнад-
цать дней после вступления в Мекку. Армия мусульман насчи-
тывала 12 тысяч воинов. У сподвижников ещё никогда не было
такой сильной армии, и её многочисленность породила у не-
которых из них самоуспокоение перед сражением, что силь-
но огорчило Мухаммада. Ночью через десять дней после нача-
ла шавваля передовые отряды мусульманской армии вступили
в долину, в которой их уже поджидал противник.
Неожиданное нападение хавазинов поначалу привело му-
сульман в смятение, но героизм, проявленный верующими
и лично Пророком, помог им переломить ход сражения. Соб-
равшись с силами, они расстроили ряды противника и обрати-
ли его в бегство. Было захвачено шесть тысяч пленных, в числе
которых были женщины и дети хавазинов, а также двадцать че-
тыре тысячи верблюдов, более сорока тысяч овец и четыре ты-
сячи окий* серебра. Позднее, когда делегация хавазинов прибы-
ла к Пророку, все пленные были безвозмездно освобождены.
Поход на Табук. Византия внимательно следила за усилением
мусульман в Аравии. Объединение арабских племён вызыва-
ло обеспокоенность византийской знати. Меньше чем через год
после битвы при Муте император Ираклий собрал 40-тысячную
армию, состоявшую из византийцев и подвластных им арабских
племён. Авангард противника уже находился в Балке, и Пророк
принял решение помешать им окончательно собраться с силами.
Готовясь к военным походам, Мухаммад обычно держал
свои планы в секрете, но в этот раз он объявил всем о цели и на-
* Окия — арабская мера веса, составляющая ок. 120 г.
§ 7. Худейбийский мир и распространение ислама в Аравии 49
50 Глава 1. Мухаммад — последний пророк
правлении похода. В том году в Хиджазе была сильная засуха,
и обеспечение армии верховыми животными, оружием и про-
виантом было сопряжено с большими трудностями. В раджабе
9 г. х. (в октябре 630 г.) 30-тысячная мусульманская армия вы-
ступила в северном направлении.
Разбив лагерь в Табуке, мусульмане стали дожидаться про-
тивника, но византийцы не решились вступить в бой на от-
крытой местности и укрылись в крепостях. Пророк же не стал
продвигаться дальше на север, потому что в том году в Шаме на-
чалась эпидемия чумы. Проведя в Табуке девятнадцать дней, он
заключил мирные договоры с северными арабскими племена-
ми. Правители Думат-эль-Джандала, Айлы и ряда соседних об-
ластей отказались от покровительства Византии и согласились
выплачивать подушную подать (джизья) мусульманам.
Поход на Табук был последним походом, в котором принял
участие Посланник Аллаха. Он в огромной степени способство-
вал укреплению авторитета мусульман в Аравии, и хотя деле-
гации арабских племён прибывали в Медину и до и после за-
воевания Мекки, они никогда не являлись к Пророку так часто
и в таком количестве, как после похода на Табук.
§ 8. Прощальная проповедь — декларация прав
человека в исламе
Прощальное паломничество. В 10 г. х. Пророк объявил о своём
намерении совершить хадж — большое паломничество в Мекку.
Это был первый и последний хадж Мухаммада за все годы его
пророческой миссии. Когда известие об этом распространилось
среди мусульман, они стали стекаться в Медину со всех уголков
Аравии. В конце зу-ль-каады Пророк в сопровождении десятков
тысяч мусульман отправился в путь и, проведя в дороге восемь
дней, въехал в Мекку 4 зу-ль-хиджжа (в феврале 632 г.).
Хаджж начался 8 зу-ль-хиджжа, и Посланник Аллаха руко-
водил им, обучая своих последователей обрядам паломничества.
На следующий день толпы паломников собрались вокруг Про-
рока у горы Арафат, чтобы совершить важнейший из ритуалов
хаджа. Там он обратился к верующим с исторической пропове-
дью, которая получила название «прощальной». По сообщени-
ям историков, свидетелями того события стали 124 тысячи чело-
век, а Рабиа бин Умейя громко повторял слова Пророка, чтобы
их могли услышать люди, не сумевшие приблизиться к нему.
Из многочисленных преданий известно, что в тот день Про-
рок сказал: «Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, молим
о помощи и прощении, Которому приносим покаяния и к Кото-
рому прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний!
Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в за-
блуждение, а кого Аллах введёт в заблуждение, того никто не
наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества,
кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свиде-
тельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Люди, слу-
шайте мои слова, ибо не знаю я — может быть, после этого года
мы никогда больше не встретимся на этом месте! Поистине, ва-
ша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же свя-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.