Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
одним из самых тяжёлых в истории Халифата, но решительные
действия первого халифа помогли объединить Аравию и поло-
жить конец восстаниям. Однако безопасность мусульман всё
ещё находилась под угрозой. Византия и Персия не допускали
и мысли о существовании вблизи их границ ещё одного крупно-
го государства. Несмотря на то что две соседние империи зна-
чительно превосходили мусульман богатством и численностью
населения, оснащённостью и выучкой армии, Абу Бакр пони-
мал неизбежность столкновения с ними. На стороне мусульман
было то, что народы, находившиеся под властью византийских
императоров и персидских царей, страдали от гнёта наместни-
ков и непомерных налогов, в то время как ислам гарантировал
всем народам свободу и равенство.
Началом войны с Персией послужило нападение на му-
сульман из племени кайс отряда персидских воинов, передан-
ных царём Йездигердом III в распоряжение аль-Мунзира бин
ан-Нумана, сына последнего лахмидского правителя. Несколь-
ко позднее мусульмане возобновили военные действия против
Византии, которая не прекращала бороться с распространени-
ем ислама в Северной Аравии. В 641 г. мусульмане завоевали
Египет, в 651 г. положили конец правлению династии Сасани-
дов в Персии и дошли до Северного Кавказа и Средней Азии,
а к 654 г. их власть распространилась на всю Северную Африку.
В 711 г. арабы начинают завоевание Испании. Разгромив вест-
готское королевство, мусульмане, чьё войско насчитывало все-
го 7 тыс. всадников, покорили почти всю Испанию, практичес-
ки не встречая сопротивления. Продвижение мусульманской
армии по Европе было остановлено лишь в октябре 732 г. при
Пуатье (во Франции), когда лёгкая конница арабов была раз-
бита армией франкского майордома Карла Мартелла. С другой
стороны, исламское вероучение на протяжении ещё несколь-
ких веков продолжало проникать в различные области Азии.
Расширение мусульманских земель было продолжено в пери-
од правления османских султанов и в Европе было остановле-
но под Веной в 1683 г.
Обращение народов Азии, Африки и Европы в мусульман-
скую веру оказало огромное влияние на развитие мировой ци-
вилизации. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, ис-
лам преобразил мир. В Коране Мухаммаду было велено сказать:
«О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам» (сура 7 «Ог-
рады», аят 158). Созидательный потенциал исламского учения
стал достоянием всего человечества, освободив сознание людей
от пут мифов, предрассудков и заблуждений.
Ислам поощрял развитие науки и искусства, философии
и литературы, торговли и военного дела. Покорённые народы
не порабощались и не подвергались унижениям. Во многих слу-
чаях они, наоборот, освобождались от тирании своих правите-
лей и получали права и свободы, которыми прежде никогда не
пользовались. Мусульмане часто доверяли управление местным
жителям, в силу чего отдельные регионы исламского мира име-
ли собственные административные институты и сохраняли ха-
рактерные культурные особенности. Не угрожая самобытности
новообращённых народов, ислам быстро превратился в состав-
ную часть региональной и местной культуры.
Если войска мусульман и одерживали победы благодаря
искусству полководцев и самопожертвованию воинов, то за-
крепиться на завоёванных землях и заручиться поддержкой
населения им удавалось исключительно благодаря высокой
нравственности и справедливому отношению к местному насе-
§ 9. Кончина Пророка Мухаммада и возникновение Халифата 59
60 Глава 1. Мухаммад — последний пророк
лению. Значительную роль в распространении ислама сыграли
купцы, при участии которых учение Пророка проникло в Юго-
Восточную Азию.
В мусульманском обществе традиционно существовала ат-
мосфера религиозной терпимости. Государство гарантировало
безопасность последователям всех религий, но особыми при-
вилегиями пользовались иудеи и христиане, которые в Коране
названы «людьми Писания». Один раз в году они выплачивали
подушную подать (джизья), которая была значительно меньше
закята, ежегодно выплачиваемого мусульманами. Взамен госу-
дарство гарантировало им неприкосновенность жизни и иму-
щества, и, если обеспечить безопасность жителей на завоёван-
ных территориях не удавалось, людям Писания возвращали
собранный налог. И хотя на протяжении истории отношения
между мусульманами и людьми Писания не всегда были добро-
желательными, мусульманские правители всегда предоставля-
ли убежище иудеям и христианам, которые подвергались гоне-
ниям в других странах.
§ 10. Сподвижники Пророка
Общие сведения о сподвижниках. Мусульмане верят в то, что
лучшим поколением в общине Пророка Мухаммада является
поколение его сподвижников. К ним относятся все мужчины
и женщины, которые видели Пророка, будучи мусульманами,
и не отвратились от веры вплоть до самой смерти. Это значит,
что если современник Пророка видел его, но обратился в ислам
только после его смерти, то он не считается сподвижником. Тот,
кто принял ислам при жизни Пророка, но не сумел встретиться
с ним, тоже не считается сподвижником.
Верующие любят сподвижников, молятся за них и стре-
мятся походить на них во всех добрых начинаниях. Любовь
к ним является частью веры, а неприязнь к ним считается
проявлением лицемерия. Сподвижники были избраны Алла-
хом для оказания поддержки Его Посланнику и распростра-
нения света Его религии. Они были воспитаны под лучами
пророческого света, прошли через многочисленные испыта-
ния и передали приобретённые от Пророка знания последу-
ющим поколениям. Благодаря своим выдающимся качествам
и добродетелям они превзошли остальных людей и явили со-
бой прекрасный пример для всех, кто стремится к благочес-
тию и духовной чистоте.
Точных сведений относительно общей численности спод-
вижников нет. По словам выдающегося знатока хадисов Абу
Зуры ар-Рази, после смерти Пророка их численность достига-
ла 124 тысяч. По словам имама аш-Шафии, когда Пророк скон-
чался, 30 тыс. мусульман проживали в Медине, и столько же —
в остальных арабских племенах. По свидетельству Муаза бин
Джабала, одного из участников похода на Табук, в том походе
приняли участие свыше 30 тыс. мусульман.
Учёные единодушны в том, что одни сподвижники превос-
ходили других по своим нравственным качествам и достоин-
ствам, хотя все они заслуживали доверия и уважения. Обычно
выделяют двенадцать категорий сподвижников, классифици-
руя их по времени обращения в ислам. Самыми авторитетны-
ми считаются те, кто обратился в ислам в первые годы призыва.
К ним относятся, в частности, праведные халифы Абу Бакр, Ус-
ман и Али. Особым уважением пользуются сподвижники, при-
нявшие участие в битве при Бадре, а также те, кто присягнул на
верность под деревом в Худейбии. В последнюю, двенадцатую
категорию входят те, которые видели Пророка во время покоре-
ния Мекки и прощального паломничества, будучи детьми.
Лишь немногие из сподвижников пересказывали хадисы со
слов Пророка Мухаммада. По оценкам имама аз-Захаби, до нас
дошли хадисы от полутора тысяч сподвижников. Имам Ахмад
бин Ханбал, долго путешествовавший по мусульманскому миру
в поисках знаний, собрал рассказы 987 сподвижников. Помимо
них, имена ещё около трёхсот сподвижников упомянуты в шес-
ти наиболее авторитетных сборниках хадисов.
Сподвижники в Коране и Сунне. Превосходство сподвижников
и их добродетели подтверждаются аятами Корана и хадисами
Пророка. В Коране сообщается, что Всевышний Аллах «дово-
лен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили
остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они
также довольны Аллахом» (сура 9 «Покаяние», аят 100). В 73-м
и 74-м аятах суры 8 «Трофеи» подчёркивается, что мухаджиры
и ансары любят друг друга и являются истинно верующими.
§ 10. Сподвижники Пророка 61
62 Глава 1. Мухаммад — последний пророк
Щедрой похвалы в Коране удостоены сподвижники, при-
сягнувшие на верность Пророку в Худейбии: «Аллах остался
доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом»
(сура 48 «Победа», аят 18). По свидетельству Джабира бин Аб-
даллаха, в тот день присягу принесли 1 400 мусульман.
Великодушие, отзывчивость, праведность, доброта, снис-
ходительность, самопожертвование, набожность и другие пре-
красные качества сподвижников описаны в 8-м и 9-м аятах
суры 59 «Сбор» и в 29-м аяте суры 48 «Победа». В 143-м аяте су-
ры 2 «Корова» особо подчёркивается умеренность сподвижни-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.