Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
ков, которая выражалась в приверженности справедливости
и отказе от чрезмерности в делах религии.
Духовное богатство сподвижников, их готовность бороть-
ся за свободу и справедливость, а также их заслуги в распро-
странении ислама нашли отражение во многих высказываниях
Пророка. В одном из хадисов говорится: «Лучшим среди моих
последователей является поколение, к которому я был послан,
а потом — те, которые придут после них».
Пророк называл сподвижников хранителями его общины:
«Звёзды — хранители неба, и когда исчезнут звёзды, с небом
произойдёт то, что было обещано. Я — хранитель моих спод-
вижников, и когда я уйду, с ними произойдёт то, что было обе-
щано. Мои сподвижники — хранители моей общины, и когда
они уйдут, с ней произойдёт то, что было обещано».
Посланник Аллаха запретил плохо отзываться о сподвижни-
ках, разъяснив, что никому из мусульман не удастся достичь той ис-
кренности и того благонравия, которым отличались его соратники:
«Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсхо-
дует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней то-
го, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».
Члены семьи Пророка. Мусульмане любят и почитают ближай-
ших родственников и домочадцев Пророка, которых принято
называть ахль бейт ан-наби, что означает «обитатели дома Про-
рока». Кроме жён Пророка к ним относятся семьи его дядьёв
аль-Аббаса бин Абд-аль-Мутталиба и аль-Хариса бин Абд-аль-
Мутталиба, а также двоюродных братьев Али бин Абу Талиба,
Джафара бин Абу Талиба и Акила бин Абу Талиба.
Любовь и доброе отношение к членам семьи Пророка яв-
ляется проявлением преданности и верности ему самому. Ве-
рующие возносят мольбы (дуа) об их благословении во время
намазов и при упоминании имени Пророка, говоря: «О Боже,
благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благо-
словил Ибрахима и семейство Ибрахима».
О благородстве и достоинствах членов семьи Пророка гово-
рится во многих священных текстах. В 33-м аяте суры 33 «Со-
юзники» сообщается, что Аллах очистил их от скверны грехов
и пороков. В 6-м аяте той же суры жёны Пророка названы ма-
терями правоверных. Это означало, что верующие должны лю-
бить и почитать их, как своих матерей, и что после смерти Про-
рока мусульманам было запрещено жениться на них.
В одной из проповедей, прочитанных Мухаммадом неза-
долго до смерти, говорится: «О люди, я — всего лишь человек,
и близок тот срок, когда ко мне явится посланец от моего Гос-
пода, и я отвечу на его зов. Я оставляю вам две увесистые вещи.
Первая из них — это Писание Аллаха, в котором верное руко-
водство и свет. Держитесь же за него и следуйте ему. А ещё —
это обитатели моего дома. Относитесь же к ним, помня об Ал-
лахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним,
помня об Аллахе!»
Родство с Пророком Мухаммадом считается великой чес-
тью, но мусульмане верят, что одного родства недостаточно,
чтобы заслужить уважение. На потомках Пророка лежит боль-
шая ответственность, и они должны походить на него во всех
делах, проявлять умеренность и быть достойными образцами
для подражания. Если же человек относится к роду Пророка, но
не обладает такими качествами, то родственные связи не при-
носят ему пользы. В известном хадисе сообщается, что Пророк
сказал своей дочери Фатиме: «Проси из моего имущества, что
пожелаешь, но я не смогу спасти вас от Аллаха!» В другом хади-
се говорится: «Тому, кто отстал из-за своих деяний, не наверс-
тать этого за счёт своего происхождения».
Праведные халифы. Лучшими среди мусульман после Пророка
Мухаммада считаются четыре праведных халифа: Абу Бакр бин
Абу Кухафа (632–634), Умар бин аль-Хаттаб (634–644), Усман
бин Аффан (644–656) и Али бин Абу Талиб (656–661)*. К пра-
ведному халифату относится и семимесячный период правле-
ния аль-Хасана бин Али, который отказался от власти в пользу
наместника Шама — Муавии бин Абу Суфьяна.
* В скобках указаны годы правления.
§ 10. Сподвижники Пророка 63
64 Глава 1. Мухаммад — последний пророк
В арабском языке слово халифа означает «преемник», «на-
местник». Эти правители совмещали светскую и духовную
власть и неотступно руководствовались Шариатом Пророка,
благодаря чему заслужили титул рашидун, означающий «пра-
ведный», «идущий верным путём». Мусульманские историки
считают тридцатилетний период их правления самым ярким
этапом в истории ислама, когда власть и закон были поставле-
ны на службу всему народу.
Праведные халифы имели мало общего с царями или им-
ператорами. Они вели скромный образ жизни, не имели лич-
ной охраны, общались с простыми людьми на улицах и в ме-
четях. Каждый желающий мог обратиться к ним за помощью
или советом, и двери их домов были открыты для всех мусуль-
ман, в особенности для тех, кто приезжал из провинций.
Предвидя, что его ближайшие преемники будут править
мудро и справедливо, Пророк Мухаммад завещал верующим
руководствоваться его Сунной и следовать путём праведных
халифов. В одном из хадисов, переданных Ахмадом и ат-Тир-
мизи, говорится: «Халифат в моей общине продлится трид-
цать лет, после чего начнётся царствование». Опираясь на
это предание, учёные относят к праведным халифам и аль-
Хасана бин Али, так как семимесячный период его правле-
ния дополняет продолжительность праведного халифата до
тридцати лет.
По мнению большинства учёных, праведные халифы пре-
восходили друг друга в той же последовательности, в которой
они избирались правителями. Первым и лучшим среди них был
Абу Бакр, потом — Умар бин аль-Хаттаб, потом — Усман бин
Аффан, а потом — Али бин Абу Талиб. За свою верность и не-
поколебимую убеждённость в правоте Мухаммада Абу Бакр по-
лучил прозвище ас-Сыддик («правдивый», «подтверждающий
правдивость»). За решимость и умение принимать правильные
решения, отличая истину от лжи, Умар получил прозвище аль-
Фарук («различающий»). Усман был поочерёдно женат на двух
дочерях Пророка, за что получил прозвище Зу-н-нурейн («об-
ладающий двумя светочами»). Али бин Абу Талиб был тем, ко-
го, по свидетельству Пророка, любили Аллах и Его Посланник,
и мусульмане называли его аль-Муртада («заслуживший до-
вольство»). О достоинствах каждого из них говорится во мно-
гих теологических трактатах, авторы которых нередко ссылают-
ся на хадисы самого Пророка.
Праведные халифы внесли огромный вклад в становление
и развитие мусульманского государства. Были созданы адми-
нистративные институты, сделаны основные шаги по сохране-
нию духовного наследия Пророка. В период правления Абу Бак-
ра Коран был собран в единый свод, а в годы правления Усмана
бин Аффана размножен в семи экземплярах. Умару бин аль-Хат-
табу принадлежат заслуги создания судебной системы, введения
нового летоисчисления, организации военных гарнизонов, рас-
ширения градостроительства и введения государственных ре-
естров (диванов), в которых фиксировались имена военнослу-
жащих и нуждающихся. По приказу Али бин Абу Талиба была
осуществлена первая реформа арабской грамматики.
§ 10. Сподвижники Пророка 65
Глава 2. Священный Коран — настольная
книга мусульман
§ 1. Место и роль Корана в исламе
Формы откровения. Коран — Священное Писание, которое на
протяжении двадцати трёх лет ниспосылалось Пророку Му-
хаммаду через ангела Джибрила. Это вечное свидетельство
пророчества и последнее небесное Откровение, которое под-
твердило истинность предыдущих Священных Писаний и ут-
вердило последний Закон Божий. Коран развил и довёл до
совершенства монотеистическую традицию Ибрахима, завер-
шив здание истины, которое строилось многие века путём ду-
ховных исканий.
Коран — главный источник мусульманского вероучения,
нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания на
арабском языке считается несотворённым Словом Бога по фор-
ме и содержанию. Каждое его слово соответствует записи в Хра-
нимой Скрижали — небесном архетипе Священных Писаний,
хранящем сведения обо всём происходящем во Вселенной. Ал-
лах вкладывал Коран в уста Мухаммада, и принято говорить,
что откровения были ниспосланы Пророку. Большинство му-
сульманских учёных выделяет семь форм откровения.
1. Правдивые сновидения. Это — самая ранняя форма от-
кровения. Такие видения являлись Пророку Мухаммаду
ещё до начала пророчества и продолжались на протяже-
нии всей его жизни.
2. Внушение посредством ангела. Джибрил внушал аяты
Корана Мухаммаду, а он запоминал их звучание и усваи-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.