Юлиан Гжесик - Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств"
Описание и краткое содержание "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств" читать бесплатно онлайн.
Книга польского теолога и историка Юлиана Гжесика в оригинале называется «Алия Израиля». «Алия» – по-древнееврейски «восхождение». Автор употребляется это слово как в прямом смысле, так и иносказательно, обозначая не только возвращение евреев в Израиль, но и возвышение души народа, стремящегося найти своего Бога и воссоединиться с ним. Книга Юлиана Гжесика – интереснейший и целостный источник сведений по истории еврейского народа со времен Иудейской войны против Рима (66–73 гг. н. э.) и до наших дней. Особое достоинство книги в том, что все исторические события соотнесены в ней непосредственно со свидетельствами библейских пророчеств, зримо воплощающихся в судьбе древнейшего на Земле народа.
Перец Смоленский (1842–1885) – писатель, публицист, живший в России и в Австрии. Писал на еврейском языке, характеризовал евреев как «духовную нацию». Перефразируя лозунг Иегуды-Лейба Гордона, призывал «быть и евреем, и человеком и дома, и на улице». Посредством обновления языка иврит и национальной культуры он хотел приобщить евреев к европейской культуре и прогрессу человечества. Под конец жизни стал считать, что «точку опоры» для еврейской нации следует искать только в Палестине. С 1869 г. собственными силами издавал в Вене общественно-литературный журнал «Гашахар» («Рассвет»), собрав при нем группу выдающихся писателей того времени (Мордехай-Давид Брандштеттер, Иегуда-Лейб Гордон, Ицхок-Лейбуш Перец, Давид Фришман, Иегуда-Лейб Левин и другие).
Цви-Гирш Калишер (1795–1874) – раввин из города Торна (Пруссия), предтеча сионизма. Работал безвозмездно. Издал несколько книг, среди прочего «Деришат Пион» («Поиски Сиона»), в которой пропагандировал сионизм и колонизацию Палестины. 1860 г. по его инициативе в Торне состоялся съезд именитых евреев. Он собрал вокруг себя группу ортодоксальных деятелей (Израиль Хильдесгеймер, Лазарь Гольдшмидт, доктор Исаак Рюльф, ставший позже сотрудником Герцля и издавший книгу «Арухат Бат Бунд», раввин Илия Гутмахер). Группа выработала концепцию «национального видения еврейского вопроса». 1861 г. во Франкфурте Калишер начал формировать, а в 1864 г. основал в Берлине первое сионистское общество «Центральный комитет по еврейской колонизации Палестины», филиалы которого возникли и в других городах Германии. Осуществлением его самой большой мечты было открытие в Палестине в 1870 г. первой сельскохозяйственной школы в Микве-Исраэль («Надежда Израиля»).
1860 г. в Париже образовалась первая всемирная организация под названием Alliance Israalita Univarsalla («семирный еврейский союз»), имевшая социальную программу. Она распространяла палестинскую идею, однако после прусско-французской войны поддержала ассимиляцию евреев во Франции и яростно боролась против социализма.
Иегуда Алкалай (1798–1878) – сефардский раввин с Балканского полуострова, поддерживал инициативы семирного еврейского союза, усилия Калишера по возвращению евреев в Палестину и деятельность организации «Хиббат Цион» («Любовь к Сиону»).
Иехиель Бриль (1836–1886) – основал в 1863 г. в Иерусалиме первый в Святой земле еврейский журнал «Галеванон». В том же году в Варшаве начал выходить журнал «Гацефира», который со временем, благодаря редактору Нахуму Соколову, стал лучшим и самым читаемым еврейским журналом.
Бен-Иегуда (Элиезер Перельман, 1858–1922) – идеолог культурного сионизма, сотрудничал с журналом «Гашахар». 1881 г. он поселился в Иерусалиме и со страниц еженедельника «Гацви» со страстью, несмотря на преследования, боролся против господствующей там затхлой атмосферы. Он выступал за светский характер языка иврит, за новую Палестину и со временем добился успехов по всему «фронту».[45] 1902 г. в Иерусалиме было уже десять семей, говоривших в быту на древнееврейском языке. Живой иврит становился языком всего общества. 1908 г. Бен-Иегуда начал издание «Полного словаря древнего и современного иврита». 1959 г. 18-м томом было завершено издание этой сокровищницы еврейского языка.
Глава пятая
1. Переломный момент – год 1878-й
По инициативе канцлера Бисмарка после русско-турецкой войны на Балканах (1877–1878) для решения возникших в связи с войной вопросов был созван конгресс стран – участниц Парижского договора 1856 года. Сопредседателем на конгрессе был лорд Биконсфильд (Бенджамин Дизраэли), премьер-министр Великобритании, а секретарем – молодой Артур Джеймс Бальфур, будущий автор декларации 1917 г., названной его именем.
Лорд Дизраэли, руководитель официальной государственной делегации, не мог выступить с инициативой и внести еврейский вопрос в повестку дня конференции. Официальные представители евреев, занятые проблемами эмансипации, не имели ни времени, ни желания заниматься «фантастическими, нереальными делами Сиона». Представители Alliance и других еврейских организаций выступали только в пользу преследуемых балканских народов, что встретило поддержку британской делегации. Поэтому в мирный договор был включен пункт, гарантирующий евреям на Балканах (и вообще в ареале турецкого влияния, в том числе и в Палестине) равные гражданские права. Позже Румыния нарушила этот международный договор. секретном пакте Англия обязалась защищать Турцию, дав гарантии на случай любой агрессии. С этой целью она заняла остров Кипр. Так Англия (хотя еще неформально) установила протекторат над Сирией и Палестиной, входившими тогда в Оттоманскую (Османскую) империю. Благодаря включению еврейского вопроса в международные договоры евреи, в течение предыдущих столетий лишенные всякой правовой защиты и отданные на милость и немилость местных повелителей, стали объектом международного права.
В наших дальнейших рассуждениях (см. ч. III, гл. 1) показано, что время «мишне», т. е. 1845-летний период Божьего неблаговоления к этому народу, начался 10-го числа месяца нисана 33 г. и закончился в апреле – 10 нисана 1878 г. Было ли делом простой случайности или Божьего провидения то, что точно в определенное севышним время были приняты столь существенные для еврейского народа правовые решения?
Русско-турецкая война закончилась в 1878 г. победой России (мир в Сан-Стефано). Сразу же, чтобы уменьшить результаты этой победы, был созван Берлинский конгресс. Таким образом, уже сам созыв конгресса решал дело и выдвигал еврейский вопрос на международный уровень. В этом переплетении мировых событий видна Божья рука, чудодейственно управляющая – с точностью до дня – событиями на сцене мировой политики. Разве не должно это укрепить нашу веру в Божье провидение?
Итак, 1878 год стал поворотным пунктом истории и верстовым столбом на пути евреев к освобождению, годом, когда были приняты судьбоносные решения, касающиеся нового собирания Израиля на земле отцов.
В соглашении, заключенном с Авраамом, Бог обещал отдать его потомству землю Ханаанскую на вечные времена (Быт. 12, 7; 13, 14–17). Мы узнаем из Священного Писания, что Бог переселил Авраама в «сию землю, в которой вы ныне живете; и не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его» (Деян. 7, 4–5). А также сказано: «Еще определяет некоторый день, „ныне“ <…>. Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство» (Царство Божье) (Евр. 4, 7–9). «Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? <…>. Потому что Бог силен опять привить их (отломленные ветви)». «Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине» (Римл. 11, 15–24).
Однако было бы ошибкой надеяться, что год 1878-й как по мановению волшебной палочки исполнит все ожидания евреев и осуществит связанные с ними пророчества.
Все же после Берлинской конференции турецкое правительство было вынуждено смягчить некоторые правовые предписания, касающиеся национальных меньшинств, среди прочих также и немногочисленного в Палестине еврейского сообщества. Оно, кроме того, частично открыло двери для иммиграции поселенцев. ведя равные права, оно тем самым гарантировало право неприкосновенности приобретаемой недвижимости.
До того времени еврей находился в Палестине на положении всеми помыкаемого парии. Чтобы отсечь евреев от их исторического прошлого, им на протяжении веков отказывали не только в праве селиться, но даже пребывать на Святой Земле.
1878 год отметил лишь начало возвращающегося к Израилю Божьего благоволения. Исторические факты показывают, что упадок евреев происходил постепенно. Поэтому следовало ожидать, что и возвращение им Божьего благоволения также будет довольно длительным и трудным, но нарастающим процессом. Это в значительной степени зависело от того, насколько пожелают включиться в выполнение Божьего плана те, кого это больше всего касается, т. е. сами евреи.
Оказалось, однако, что большинство простых евреев (как и их лидеров) связывают себя больше с местом своего поселения и со своим материальным положением, чем с Божьими обетованиями. Поэтому больше всего трудностей создавали Господу Богу и тем, кто осуществлял Его намерения относительно евреев, разные еврейские оппортунисты.
Именно они в значительной степени несут вину за то, что дальнейшее развитие событий стало для евреев столь трагичным, в том числе за смерть своих собратьев от рук так называемых «охотников», деятельность которых мы опишем ниже.
Давайте же при помощи Слова Божия (Пс. 118, 105) рассмотрим исторические события конца XIX в. Путеводным стихом в нашем путешествии пусть будет самый понятный текст Священного Писания, говорящий о новом собирании Израиля на земле его предков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств"
Книги похожие на "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлиан Гжесик - Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств"
Отзывы читателей о книге "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств", комментарии и мнения людей о произведении.