» » » » Юлиан Гжесик - Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств


Авторские права

Юлиан Гжесик - Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств

Здесь можно купить и скачать "Юлиан Гжесик - Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство 17028ede-509d-102c-9c5b-e8b0b7836b8f, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юлиан Гжесик - Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств
Рейтинг:
Название:
Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-901599-25-Х
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств"

Описание и краткое содержание "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств" читать бесплатно онлайн.



Книга польского теолога и историка Юлиана Гжесика в оригинале называется «Алия Израиля». «Алия» – по-древнееврейски «восхождение». Автор употребляется это слово как в прямом смысле, так и иносказательно, обозначая не только возвращение евреев в Израиль, но и возвышение души народа, стремящегося найти своего Бога и воссоединиться с ним. Книга Юлиана Гжесика – интереснейший и целостный источник сведений по истории еврейского народа со времен Иудейской войны против Рима (66–73 гг. н. э.) и до наших дней. Особое достоинство книги в том, что все исторические события соотнесены в ней непосредственно со свидетельствами библейских пророчеств, зримо воплощающихся в судьбе древнейшего на Земле народа.






2. Еврейские мистики

Параллельно с развитием «открытой науки», как называли Талмуд, развивалась и «тайная наука» – Каббала («предание»), главными центрами которой были Цезарея (Тверия) и Сафед (Цфат) в Святой земле. Особую роль в развитии Каббалы сыграла палестинская «цфатская школа» мистиков XVI в. во главе с Ицхаком Лурией, или Ари (аббревиатура от «Ашкенази рабби Ицхак»; прозвище «Ари» означает «лев»). «Лурианская» Каббала подчеркивает роль человека, прежде всего – цаддика («праведника»), в спасении мира от зла и имеет мессианско-эсхатологическую направленность. После издания книги «Зогар»[41] (1558) изучение Каббалы становится общедоступным. Теоретиком польской Каббалы был Маттатия Делакрут (XVI в.). Свои взгляды на мистику и свое мировоззрение он изложил в комментариях, называемых «Сефироты». Польский еврей Исайя Горовиц, будущий раввин Праги, который позже эмигрировал в Цфат, где и умер, усматривал в мистическом действии средство усовершенствования мира. Его учение перенял и развил Натан Спира, краковский ректор, а после него Самсон из Острополя. Огромное влияние оказали каббалистические идеи и на многих крупных европейских религиозных мыслителей («христианские каббалисты») разных веков.

Мистическое учение вдохновило и окрылило массы восточноевропейского еврейства, указав им «вертикальный выход» (путь к радостному духовному самосовершенствованию) из труднопереносимых условий жизни в диаспоре. В последствии учения Каббалы послужили основой для развития хасидизма.

3. Мессианские движения

Религиозные движения возникают в специфических, побуждающих к духовным переменам условиях. Поэтому мессианские движения пышно расцвели в особо трудный период жизни европейских евреев, когда они были изгнаны почти из всех стран Западной Европы и перебрались в Польшу. Германии в то время шла Тридцатилетняя война (1618–1648). Страна обезлюдела, в ней осталось мало мужчин. Польше 12 лет длилась война со шведами, русскими, турками, а в 1648 г. вспыхнуло украинское восстание Хмельницкого. Страшным был удел евреев, встречавшихся с отрядами Хмельницкого: солдаты вырезали евреев поголовно. Еврейское население центральной Польши с тревогой ждало дальнейшего развития событий. Единственным своим спасителем они видели Мессию. таких обстоятельствах выступил Саббатай (Шабтай) Цви (1626–1676). Желая осуществить ожидания евреев, он объявил себя Мессией, а позже, в синагоге в Салониках, совершил торжественное «венчание с Торой». Иерусалиме он женился на Сарре, еврейке из Польши. После того, как его арестовали турки, он в 1666 г. принял ислам. Еврейский сейм, созванный в Иерусалиме в 1670 г., проклял и отлучил «Мессию» от синагоги. Еще раньше он был отлучен в Смирне и в других местах.

Саббатианство пустило в Польше глубокие корни, особенно в Подолии. Разные «пророки» восхваляли там «Мессию». Чудотворцы, целители, «мужи доброй славы» («баалей-Шем») стали продавать амулеты и разные зелья, якобы приносящие облегчение «страждущему человечеству». Там подвизались Иоэль Бааль-Шем из Хелма, Иуда Хасид, Хаим Малах и другие магиды («проповедники»), даршаны (толкователи), каббалисты, целая плеяда «пророков». Повторное отлучение их на сейме евреев коренных земель Польши, собравшемся в 1772 г., не дало результатов. Саббатианство полностью «созрело» в Польше в 1722–1756 г. Стараниями раввинов «четырех земель Польши» был издан дополненный «Шульхан Арух», и тем самым мистические обычаи были возведены в ранг обязательных законов, или «Галахи».[42] Апологеты и пропагандисты саббатианства, и среди них Лейб Крыса, открыто распространяли по селам и городкам, в том числе и во Львове, веру Саббатая Цви. Она основывалась на догмате: «Бог Един, а Саббатай – Его пророк».

Франкизм

Самозванным «Мессией» в Польше был Яков Франк, возвратившийся из Фессалоник (современные Салоники), как считают, по поручению тамошнего «Мессии» Берехии, одного из преемников Саббатая Цви, перед смертью «перелившего свой дух» во Франка и передавшего ему власть над «паствой». Объединившись с Лейбом Крысой и сторонниками Саббатая Цви, он начал действовать. Съезд раввинов предал проклятию сторонников Франка.

При помощи и под покровительством епископа Дембовского в Каменце-Подольском 20 июня 1757 г. состоялся диспут Франка и его сторонников с раввинами (доставленными под конвоем). Епископ признал доводы раввинов неубедительными. Талмуд и другие еврейские фолианты (несколько тысяч книг) были публично сожжены на городской площади Каменца. Следующую дискуссию раввинов с Франком устроили 17 июля 1759 г. во Львове. Тогдашние раввины, жившие в созданном ими «религиозном гетто», вообще не знали польского языка. Для диспута с Франком с трудом нашли раввина, способного вести спор по-польски. Франк вместе со своими сторонниками принял крещение во Львове (чтобы обеспечить себе защиту властей от нападений раввинов). Варшаву он въехал под артиллерийский салют и был торжественно встречен королем Августом III.

Однако эти неофиты, продолжавшие, почти не скрываясь, придерживаться собственной догматики и особых каббалистических обрядов, привлекли внимание католического духовенства. Против Франка было возбуждено судебное дело, и его осудили на пожизненное заключение в Ченстоховской крепости. Тысячи его сторонников собирались там, чтобы хоть мельком увидеть в окне лицо своего учителя. Из тюрьмы он мог беспрепятственно поддерживать связь со своими почитателями. После раздела Польши и взятия Ченстохова русскими войсками «учитель» эмигрировал сначала в Чехию, а потом в Германию, где в замке в окрестностях Франкфурта под именем барона фон Оффенбаха жил безбедно и весело (умер в 1791 г.).

Евреи за свою долгую историю принимали и признавали истинными многих лжемессий, однако до сего дня они не могут признать настоящего, так как «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми <…>. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53, 2–3).

Хасидизм

Хасидизм также относится к мессианским движениям.[43] Его создатель – Израиль из Меджибожа Подольского, которого называли Бешт (аббревиатура от «Баал Шем Тов» – «добрый чудотворец»). Он был мастером чудес и откровений, разъезжал по городкам, излечивал больных, возвращал зрение слепым, изгонял бесов при помощи талисманов, заклинаний и истовой молитвы. своем письме-манифесте он, среди прочего, утверждал, что «все евреи вместе составляют не только одно тело, но и душу, а этой душой являются праведники каждого поколения, т. е. цадики. Цадик – основание мира, его средоточие, его душа и жизнь. Насколько ты связан с цадиком, настолько ты связан и с жизнью, т. е. с Богом».

После смерти Бешта его дело продолжил Бер из Межерича, рассылая учеников по всей стране. Теоретиком учения был Иаков Иосиф, издавший в 1781 г. книгу «Толдот Га-Бешт» («Родословие Бешта»), где резко критиковал раввинов и излагал учение Бешта. 1772 г. раввины, а также ученый Илья Гаон из ильны впервые предают хасидизм проклятию, повторив это в 1781, а потом в 1796 и 1797 гг. Несмотря на проклятия и на сожжение писаний его приверженцев (в городе Броды), хасидизм как народное движение привлекал в свои ряды все новых людей.

Белорусский хасид Шнеур Залман применил рационализм к этике («мусар»). Начальные буквы слов «хохма» (мудрость), «бина» (рассудок, разум) и «даат» (знание) составили слово «хабад», ставшее названием этого ответвления хасидизма. Шнеур Залман создал хасидскую духовную аристократию, которая с пренебрежением смотрела на хасидов-неучей с Украины.

Конец XVIII в. был последней фазой еврейского Средневековья, начавшегося Миланским эдиктом 313 года. Еврейского вопроса в современном значении тогда еще не было. Еврей для европейца был человеком смешным, помыкаемым, парией. Но постепенно в еврейской среде стали появляться личности, которые смогли преодолеть предвзятость, хотя бы в среде интеллигенции, и завоевать уважение к евреям.

Глава четвертая

1. Гаскала – еврейское Просвещение (1780–1880)

В XIX в. возникла новая угроза еврейскому традиционному мировоззрению – Гаскала (Просвещение) и ее неизбежное следствие – ассимиляция. Как же могло случиться, что перед вчерашним народом-изгоем, изолированным в гетто стеной предубеждений и неприязни, открылся шанс путем ассимиляции влиться в «титульную» нацию страны своего проживания? Кто перед высмеиваемым евреем-парией открыл двери университетов? Как удалось евреям преодолеть изоляцию и включиться в ход перемен, происходящих в мире, стать носителями передовых идей в науке, искусстве, политике?

Несомненно, что главную роль здесь сыграли перемены в христианском мире. Тем не менее и в сознании самих евреев должны были произойти глубокие изменения.

Для преодоления антисемитизма в немецкоязычной среде очень много сделал идеолог Гаскалы Моисей Мендельсон (1729–1786) со своими единомышленниками. Он был философом, среди прочего перевел на немецкий язык Пятикнижие с комментариями и издал свой перевод в 1784 г. По его инициативе прусский юрист и историк Христиан-Вильгельм Дом (1751–1820) написал и издал «Апологию еврейства», сыгравшую значительную роль в деле эмансипации евреев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств"

Книги похожие на "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юлиан Гжесик

Юлиан Гжесик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юлиан Гжесик - Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств"

Отзывы читателей о книге "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.