Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации"
Описание и краткое содержание "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации" читать бесплатно онлайн.
Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием многообразия религиозной жизни всех культур и континентов. Элиаде виртуозно владеет методами сравнительной антропологии и демонстрирует общие тенденции в развитии религиозных идей. "Для историка религий знаменательно всякое проявление священного: каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины".
Книга представляет религии и их традиции от конца древнего периода до позднего Средневековья, и далее до Реформации и Просвещения. Работа включает также дополнительные главы по религиям Древней Евразии, Тибета, по магии, алхимии и герметической традиции.
О связи между шиизмом и суфизмом: Н. Corbin. Histoire de la philosophie islamique, p. 262 sq.; S.H. Nasri. Sufi Essais, pp. 97-103; John B. Taylor. Ja'far al Sadiq, Spiritual Forebear of the Sufis. — Islamic Culture, vol. 40, n 2, p. 97 sq., Nasr. Sufi Essais, p. 104 sq.
Приведем отрывок из аль-Кушайри о фундаментальных различиях между Законом и божественной Реальностью, к которой стремились суфии: "Шариат заботится о соблюдении ритуалов и совершении благочестивых поступков, тогда как Реальность (haqiqat) занята внутренним созерцанием божественного Могущества. Ритуал, не осененный духом Реальности, ничего не значит, и дух Реальности, не подчиняющийся структуре Закона, неполон. Закон существует для того, чтобы управлять людьми, тогда как Реальность дает нам возможность узнать Божьи помыслы. Закон существует для служения Богу, тогда как Реальность существует для созерцания Его. Закон существует для того, чтобы повиноваться предписанному Им, тогда как Реальность — это понимание Его заповедей: Закон — внешний, Реальность — внутренняя" (Risalat, перев. Eva de Vitray-Meyerovitch в: Rumi et le soufisme, P., 1977, p. 80).
§ 276
О Зу-н-Нуне: Margaret Smith, Readings from the Mystics of Islam, nr. 20; A.M. Schimmel. Mystical Dimensions, p. 42 sq.
О Вистами: М. Mole, Les mystiques musulmans, p. 53 sq.; A.M. Schimmel p. 47 sq.; ср. ссылки в прим. 32–34.
О Джунейде: А.Н. Abdel Kader. The Life, Personality and Writings of al-Junayd (L.,1962); Zaehncr. Hindu and Muslim Mysticism, pp. 135–161; M. Mole. Op. cit, p. 61 sq.; Schimmel. Op. cit., p. 57 sq.
О Тирмизи: Schimmel. Op.cit., pp. 56–57 и библиография, приведенная в прим. 35–36; Н. Corbin. Op. cit, pp. 273–275.
По суфийскому учению о qittb: M. Mole. Op. cit., p. 79 sq.
§ 277
Об аль-Халладже достаточно напомнить труды Луи Мас-синьона, особ.: Louis Massignon. La Passion d'al-Hussayn-ibn-Mansur al-Hallaj, martyr mystique de 1'Islam, execute a Bagdad le 26 mars 922, 2 vol. (P., 1922; нов. изд., испр. и доп., 4 vols., p. 1975. Труды Массиньоиа, посвященные аль-Халладжу, перечислены в библиографии, vol. IV, pp. 101–108).
Жизнь и мученичество аль-Халладжа замечательно представлены Массиньоном в первом томе его «Passion». О произведениях аль-Халладжа (каталог, составленный через 60 лет после его смерти, насчитывал 46 названий), см. ibid., vol. Ш, р. 286 sq. Массиньон уточняет, что более 350 цитат из произведений аль-Халладжа вошли в классический репертуар мусульманской мистики в течение IV/IX в.; ср. ibid., p. 294. О «Диване» (сборнике экстатических молитв и поэм), см. ibid., p. 296 sq. Ср. перевод, pp. 300–334 и перевод Riwayat, pp. 344–352. См. также новый перевод «Дивана» Массиньоном. — Documents Spirituels, vol. 10, P., 1955).
О maldmatiya см.: Alessandro Bausani. Note sul "Passo sacro" nell' Islam. — SMSR, 29, 1958, pp. 93-107; M. Mole. Op. cit., p. 72 sq. и библиография, составленная A.M. Scfammel: op. cit., p. 86, n. 59.
О "юродивых Христа ради", сходных с malamatiya: V. Roseau. Saint Simeon Salos, ermite palestinien et prototype des "Fous-pour-le Christ". — Proche-Orient Chretien, t. 28, 1978, pp. 209–219; idem. Que savons-nous des Fous-pour-le-Christ? — Irenikotu t. 53,1980, pp. 341–351, 501–512).
§ 278
О Шибли и Нифари: A.M. Scimmel Op. cit., pp. 77–82, прим. 46 (библиография).
О теории и практике классического суфизма: G.C. Anawati et Gardet. Mystique musulmane, p. 41 sq., 77 sq.; AM. Schimmel, p. 89 sq. (с библиографией).
Об аль-Газали: Miguel Asin у Palacios. Espiritualidad de Algazel у su sentido cristiano, I–IV (Madrid-Granada, 1934–1941); W. Montgomery Watt. Muslim Intellectual: A Study of Al-Gazzali (Edinburgh, 1936) и библиография, составленная Шиммелем, — p. 92, п. 66.
О переводах произведений аль-Газали см. библиографию в: Schimmel, pp.95–96, прим. 67, 71, 72. Укажем среди них те, что непосредственно связаны с предметом нашего интереса: W.H. Temple Gairdner. Al-Ghazzali's The Niche for Lights (L., 1915); W.M. Watt. The Faith and Practice of Al-Ghazzali (L., 1952; перевод трактата "Освобождающий от ошибок"; G.H. Bousquet. Ih'ya'oulum al-din' ou Vivification des Sciences de la Foi (P., 1955; содержит резюме сорока глав).
§ 279
Лучшим сводным трудом является: Henry Corbin. Histoire de la philosophic islamique (P., 1964). См. ibid., p. 348 sq. (элементы библиографии).
Об аль-Кинди ср.: Corbin. Op. cit., pp. 217–222, 355 (библиография).
Об аль-Фараби: Corbin. Histoire, p. 222 sq.: DM. Dunlop. The Fusul al-Madani. Aphorisms of the Statesman of al-Farabi (текст и перевод — Cambridge, 1961); Muhsin Mahdi (перев.). Alfarabi's Philosophy of Plato and Aristotle (Glencoe, Illinois, 1962). Об учении о пророчестве у аль-Фараби см.: F. Rahman. Prophecy in Islam. Philosophy and Orthodoxy (L., 1958), pp. 11–29.[812]
Об Авиценне: AM. Goichon. La distinction de l'essence et de l'existence d'apres Ibn Sina (P., 1937); Louis Gardet La pensee religieuse d'Avicenne (P., 1951); F. Rahman. Avicenna's Psychology (L., 1952/; SM. Afrtan. Avicenna, His Life and Works (L., 1958); Henry Corbin. Avicenne et le recit visionnaire. Etude sur le cycle des recits avicenniens (P.-Teheran, 1954; 2-е ed. P., 1979); KS. Nasr. Three muslim Sages (Harvard, 1963), pp. 9-51.
Укажем несколько недавних переводов: Livre des Directives et Remarques (перев. AM. Goichon, P., 1952); La Metaphysique du Shifa (перев. AM. Anawati, Quebec, 1952); Le Livre de Science, 2 vol. (перев. M. Achena, H. Masse, P., 1955): ср. библиографию, составленную Корбеном, pp. 357-58.
О мусульманской философии и теософии в Испании см. общий очерк в: Corbin. Histoire, pp. 305–342, 361-63 (библиография).[813]
Об Ибн Массара; Miguel Asin Palacios. Ibn Massara у su escuela; origins de la filosofia hispano-musulmana (2-е ed., Madrid, 1946).
Об Ибн Хазме: A.R. Nykl. A Book containing the Risala known as "The Dove's Neck-Ring about Love and Lovers" (P., 1932); idem. Hispano-Arabic poetry and its relations with the Old Provencal Troubadours (Baltimore,1946).
Об Авемпасе: M. Asin Palacios. Avempace. El regimen del solitario (Madrid-Granada, 1946).
Об Ибн Туфайле: Leon Gauthier. Ibn Thofail, sa vie, ses oeuvres (P., 1909); idem. Hayy ibn Yaqdhan, roman philosophiqued'lbn Thofail (текст и перевод, 2-е ed., P., 1936).[814]
§ 280
Укажем некоторые недавние переводы Аверроэса: L Gauthier. Traite decisif (Fagf al-maqal) sur l'accord de la religion et la philosophic (3-е ed., Alger, 1948); S. Van der Bergh. Averroes' Tahafut al-Tahafut (The Incoherence of the Incoherence), 2 vol. (Oxford, 1954); G.F. HouranL On the Harmony of Religion and Philosophy (L., 1954).
Существует обширная критическая литература, из которой отметим: L Gauthier. Ibn Rochd (Averroes). P., 1948; M. Horten. Die Metaphysik des Averroes (Halle, 1912); см. также главы обобщающего характера в; Etienne Gilson, H.Corbin et Julius R. Weinberg. Histoires de la philosophie medievale.
О произведениях Ибн Араби, доступных в переводах, см.: R.WJ. Austin. Ibn al'Arabi: The Bezels of Wisdom (N.Y.,1980), p. 12. Отметим также: Tims Burckardt. La Sagesse des Prophetes (P., 1956), частичный перевод "Жемчужного ожерелья", и Austin. The Bezels of Wisdom, полный перевод с подробными комментариями. Автобиографические сочинения Ибн Араби переведены в: Austin. Sufis of Andalusia (L., 1971).
Основная критическая библиография представлена в: Austin. The Bezels, p. 13. Особого упоминания заслуживают: fcutsu. Comparative Study of Key Philosophical Concepts in Sufism and Taosism (Part I, Tokyo, 1966), Henry Corbin. L'imagination creatrice dans le soufisme d'lbn Arabt (P., 1958), S.A.Q. Husaini. The Pantheistic Monism of Ibn al-Arabi (Lahore, 1970).
§ 281
Корбен издал два первых тома Oeuvres philosophiques et mystiques de Sohrawardi (Istambul-Leipzig, 1945; Teheran-P., 1952). Ему же принадлежит наиболее глубокая экзегеза философии Сухраварди; см. особо: En Islam iranien, t. II; Sohrawardi et des Platoniciens de Perse (P., 1971); Histoire de la philosophie islamique, pp. 285–304; L'Archange empourpre. Quinze traites et recits mystiques traduits du persan et de l'arabe (Р., 1976).
Трудно определенно сказать, в какой мере Сухраварди знал, из устных или письменных источников, маздеитскую традицию. (Кроме исследований Корбена, назовем A. Bausani. Persia Religiosa, p. 181 sq. и J. Duchesne-Guillemin. La Religion de l'Iran Ancien, p. 363 sq.) — Bo всяком случае, Сухраварди ссылается как на персидскую традицию, так и на неоплатоновскую теософию. Напомним, что при Сасанидах (226–635) маздеизм становится официальной религией Империи, несмотря на то, что зурванизм (§ 213) не утратил своих приверженцев. Великий жрец Картер, которому удалось добиться смертного приговора Мани (§ 231) был создателем маздеитской ортодоксии. При Сасанидах же имперская мифология и идеология испытала новый подъем (ср.: G. Widengren. Les religions de l'Iran, p. 343).
В религиозном и политическом плане единственным важным событием, предшествовавшим мусульманскому завоеванию, было восстание Маздака, поддержанное царем Кавадом (488–531). Маздак утверждал, что социальное неравенство является причиной зла и страданий; поэтому он предлагал разделить поровну материальные блага и женщин. Но светская и религиозная аристократия сумела переубедить царя Кавада, и в 528/29 г. он устроил резню сторонников Маздака. Знаменательно, что именно смута, вызванная восстанием Маздака, "повлекла за собой окончательный пересмотр Авесты и победу государственной зороастрийской религии" (Widengren, p.343). Через некоторое время (в 635 г.) Персия была завоевана мусульманами. Но маздеизм, изолированный на юге страны, в IX в. испытал подлинный расцвет (в это время публиковались главные труды, написанные на пехлеви, «Бундахишн», «Денкарт» и т. д. — Duchesne-Guillemin, p. 356 sq.). Однако надежда сбросить иго халифов и восстановить зороаст-рийское государство была разрушена тюркскими династиями, газневидской и сельджукидской, ярыми противниками религиозной традиции и политической автономии иранского народа.
Именно в этом, к сожалению, малоисследованном, идеологическом контексте, следует рассматривать тоску по древней Персии Сухраварди и многих других иранских мистиков и поэтов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации"
Книги похожие на "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации"
Отзывы читателей о книге "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации", комментарии и мнения людей о произведении.