» » » » Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942


Авторские права

Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-227-06183-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



В монографии крымского историка С.Н. Ткаченко исследуются действия советской авиации в период подготовки и проведения Керченско-Феодосийской морской десантной операции (25 декабря 1941 – 2 января 1942 гг.) и боев на феодосийском плацдарме в январе – феврале 1942 г., а также при морских десантах в Судак в январе 1942 г. Подробно рассмотрен ход боевых действий, раскрыты причины и обстоятельства, влиявшие на боевую работу авиации и противовоздушной обороны. Кроме того, изучен начальный этап взаимодействия авиации с партизанами Крыма, а также исследована практика заброски специальных парашютных групп при проведении десантов в оккупированном Крыму. Рассмотрены действия германской авиации и авиачастей союзников рейха на востоке Крымского полуострова.






Кстати, забегая вперед, необходимо отметить, что ситуация с бомбардировками дальних целей на материковой части Украины и в Приазовье в ущерб ударам по тылам и наступающим войскам противника повторится и в мае 1942 г. Это же относится и к прикрытию авиацией морских баз – как только внимание авиаторов обращалось куда-то от своих объектов, на них тут же налетали немецкие, румынские и хорватские самолеты. Трагедия первого налета на Туапсе – тому яркий пример.

Этот налет германской авиации был произведен в 14 часов 00 минут 23 декабря 1941 г. Погода была пасмурная. Стояла высокая, с редкими разрывами облачность. Температура воздуха от плюс 3 до плюс 8 градусов. Дул слабый юго-западный ветер[201].

Силы противника составляли всего 3 бомбардировщика Ju-88. Самолеты следовали с моря на высоте 800 м развернутым строем. Поравнявшись с волноломом, первый крайний (по полету) самолет взял вправо и лег курсом на базу подплава «Нева», которая была пришвартована левым бортом к нефтеналивному пирсу у причала № 6, имея по правому борту ошвартованную подлодку типа «Щ». Зайдя с носа, самолет бросил от 8 до 10 авиабомб фугасного действия, весом приблизительно от 100 до 200 кг – по правому борту, корме и по носу, но лишь одна из них попала в цель. 250-кг авиабомба пробила левое крыло ходового мостика, верхнюю палубу и взорвалась в офицерской кают-компании на главной палубе. На корабле погас свет и возник сильный пожар, стал нарастать крен на левый борт. Личный состав «Невы» героическими усилиями отстаивал свой корабль, ему помогали две пожарные машины и буксир «СП-16». Конструктивные особенности старого парохода усложняли борьбу за живучесть, а водоотливные средства не справлялись с поступающей водой. В 16 часов 30 минут «Нева» коснулась носом грунта при крене в 20 градусов на левый борт. Корма осталась на плаву, и личный состав плавбазы по приказу командира продолжил борьбу с водой и пожаром. Через три часа положение стабилизировалось и крен выровняли до 1 градуса. Утром следующего дня спасательный отряд Туапсинской базы приступил к подъему «Невы»[202].

На траверзе плавбазы «Нева» второй, крайний левый самолет (по полету) развернулся, отделился от ведущего самолета и лег курсом на ковш, в котором стояло до 15 катеров-охотников, быстроходный тральщик и базовый тральщик «Маныч», который в это время принимал топливо. Сброшенные бомбы, в количестве 4 штук, упали на берег вблизи тральщика «Маныч». На катер ни одна бомба не попала.

Третий самолет – ведущий, следовал на нефтебазу, не меняя курса, где сбросил 8 бомб фугасного действия и нанес следующие повреждения: разрушил в двух местах железнодорожное полотно. Разрушил бак с керосином, который не воспламенился. Повредил линию бензопровода от бака к нефтепирсу, вследствие чего возник пожар. Пожар был большим и угрожающим. В ликвидации пожара принимали участие все пожарные команды города при двух автомашинах и личный состав воинских частей в количестве свыше тысячи человек. Тушили пламя всеми средствами – водой, песком и пеной из пеногенераторов. Пожар продолжался 21 час 45 минут. Сгорело до 200 т жидкого топлива. Кроме того, возник пожар еще в двух местах – загорелся железнодорожный мост и будка управления. Тушение этих очагов производилось одновременно с тушением пожара на бензотрубопроводе.

Налет был внезапным и проведен неожиданно, тревога не объявлялась, и сигналов на вышке не было. Движение в порту было большое. Войск много. Береговые батареи и судовая артиллерия открыли огонь с опозданием – после того как началась бомбардировка. Сбросив бомбовый груз, самолеты набрали высоту и среди разрывов зенитных снарядов ушли в разных направлениях. В эти сутки самолеты противника больше не появлялись[203].

Состав и особенности подготовки ВВС и ПВО

Прежде чем приводить состав сил и средств, считаем необходимым разобраться с несколькими положениями – прежде всего организационной структурой авиачастей и историей их разнообразного обеспечения. И не ограничиваться только положением в авиации РККА и РККФ на конец 1941 г., но и взглянуть на их организацию и ее изменения в течение всей войны – тогда станет понятным несколько организационных решений по изменению структуры частей и соединений, объединений и групп как раз в результате осмысления опыта зимних и весенних боев 1941–1942 гг. Наиболее подробно эти вопросы рассмотрены в исследованиях зарубежных военных историков[204].

С марта 1932 г. в соответствии со стратегическим и оперативно-тактическим назначением ВВС РККА разделились на войсковую, армейскую и фронтовую авиацию. В ноябре 1940 г. отдельно выделилась авиация Главного командования (АГК), или дальняя бомбардировочная авиация (ДВА). Авиация Главного командования предназначалась для проведения самостоятельных воздушных операций по нанесению бомбовых ударов по объектам в глубоком тылу противника и состояла из авиационных корпусов и отдельных дивизий. Ее наименования последовательно менялись с АГК на АДД (авиация дальнего действия) с марта 1942 г., а затем на 18-ю воздушную армию с декабря 1944 г. и до конца войны.

Войсковая авиация состояла из отдельных эскадрилий, по одной на каждый стрелковый, механизированный и кавалерийский корпус. На вооружении эскадрилий находились легкие самолеты для разведки, связи и корректировки артиллерийского огня. Вероятно, в начале войны эскадрильи были выведены из состава корпусов, но с апреля 1943 г. стали появляться вновь, когда в состав механизированного корпуса было включено авиационное звено связи – 3 самолета. Авиационный полк связи (на самолетах У-2) с конца января 1943 г. входил в состав танковой армии, иногда, правда, это был не полк, а авиаэскадрилья.

Армейская авиация состояла из отдельных смешанных авиационных соединений (авиадивизий), входивших в общевойсковые армии, как правило, по одному авиасоединению на армию. В мае 1942 г. с образованием воздушных армий, объединивших ВВС фронтов и ВВС армий, в общевойсковой армии остался один смешанный авиаполк. В ноябре того же года он был заменен авиаполком легких самолетов для воздушной разведки и связи. В первой половине 1943 г. смешанный авиаполк был заменен эскадрильей связи в составе 12 самолетов У-2 (По-2).

Фронтовая авиация входила в военные округа, состояла из частей и соединений различных родов авиации и действовала в соответствии с планами округа (фронта). Существовала до ноября 1942 г.

Самолетами располагали также учебные заведения ВВС, ВМФ, ГВФ, аэроклубы Осоавиахима (в середине 1941 г. Осоавиахим располагал 182 аэроклубами, 4 авиационными школами по подготовке инструкторов, 36 планерными и 12 авиационно-техническими клубами), НКВД и пограничные войска[205].

Деление авиации на фронтовую и армейскую имеет свою предысторию. Временной инструкцией Воздушным силам Красной армии 1936 г. предусматривалось все части и соединения ВВС во фронте сосредоточивать, как правило, в руках фронтового командования и использовать для действий в интересах той или иной армии по принципу поддержки без передачи в подчинение последним.

Но уже в 1937 г. на воздушных маневрах Красной армии был сделан вывод о том, что для организации «надлежащего взаимодействия» необходимо часть боевой авиации передавать в непосредственное подчинение армейскому командованию. Роль фронтового командования заключалась в координировании усилий этой авиации для борьбы за господство в воздухе и к содействию войскам в ходе наступательной операции. Эта тенденция в развитии оргструктуры военной авиации была претворена в жизнь в период советско-финляндской войны. В ходе ее впервые были образованы ВВС армий и фронта с выделением им 49 и 36 процентов сил авиации соответственно.

Новая структура ВВС на военное время предусматривала передачу части дивизий фронтовой авиации общевойсковым армиям для тактического взаимодействия с войсками. Для этих целей предназначались смешанные авиационные дивизии. Причем каждой армии, действовавшей на главном направлении, намечалось выделять две-три авиадивизии, а на второстепенном – по одной дивизии. Остальные силы оставались в распоряжении командующего ВВС фронта, составляя так называемую фронтовую группу авиации. Выделение большой части авиации ВВС фронта в распоряжение общевойсковых армий вело к распылению ее ограниченных сил и в конечном счете к снижению ее боевой мощи. Это наглядно подтвердил опыт летне-осенней и зимней кампании 1941–1942 гг.

В соответствии с задачами, летно-тактическими данными и вооружением военная авиация подразделялась на истребительную, бомбардировочную, штурмовую и разведывательную. К началу войны бомбардировочная авиация была представлена ближней (фронтовой) и дальней бомбардировочной авиацией. С октября 1941 г., с появлением ночных легко-бомбардировочных полков, фронтовая бомбардировочная авиация стала подразделяться на дневную и ночную.

В период, когда наши войска вели оборону на всем советско-германском фронте, авиация самостоятельно оперативно-стратегические задачи, как правило, не решала. Ее основные усилия направлялись непосредственно на поддержку и прикрытие войск на поле боя. Отсюда основным способом боевых действий бомбардировочной и штурмовой авиации были эшелонированные удары частей и соединений мелкими группами с интервалами 10–15 минут под прикрытием 4–6 истребителей. А в истребительной авиации при прикрытии войск и тыловых объектов применялось патрулирование над заданными районами, перехват из положения дежурства на аэродроме или из засад, очень редко «свободная охота». Самым распространенным способом при прикрытии войск было патрулирование. На патрулирование в годы Великой Отечественной войны было затрачено около 90 процентов самолето-вылетов истребительной авиации. Такое применение авиации обеспечивало непрерывность воздействия по противнику в узкой полосе, однако вело к нерациональному расходованию сил, особенно истребительной авиации. Но другого выхода не было – техническая база управления авиацией была крайне слабой[206].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Книги похожие на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Ткаченко

Сергей Ткаченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.