Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"
Описание и краткое содержание "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать бесплатно онлайн.
В монографии крымского историка С.Н. Ткаченко исследуются действия советской авиации в период подготовки и проведения Керченско-Феодосийской морской десантной операции (25 декабря 1941 – 2 января 1942 гг.) и боев на феодосийском плацдарме в январе – феврале 1942 г., а также при морских десантах в Судак в январе 1942 г. Подробно рассмотрен ход боевых действий, раскрыты причины и обстоятельства, влиявшие на боевую работу авиации и противовоздушной обороны. Кроме того, изучен начальный этап взаимодействия авиации с партизанами Крыма, а также исследована практика заброски специальных парашютных групп при проведении десантов в оккупированном Крыму. Рассмотрены действия германской авиации и авиачастей союзников рейха на востоке Крымского полуострова.
В результате организация и возможности войскового звена авиационного тыла улучшились. Основной тыловой частью в авиации стал батальон аэродромного обслуживания. Он мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки – бомбардировочные, штурмовые, истребительные, разведывательные. Такая организация войскового тыла целиком оправдала себя и просуществовала без принципиальных изменений всю войну.
Связь в ВВС РККА. Система организации связи штаба ВВС и в довоенное время представляла собой полностью самостоятельную сеть проводной связи. В ней использовались проводные каналы связи, арендованные у Наркомата связи. В распоряжении главного штаба ВВС имелся телефонно-телеграфный узел связи, созданный еще в 1935 г. Накануне войны этот узел располагался в Москве и предназначался для обеспечения связи со штабами ВВС военных округов, с отдельными авиасоединениями и авиагарнизонами, находившимися на особо важных направлениях.
Для выхода на сеть общегосударственной связи узел штаба ВВС имел в своем распоряжении соединительные кабели с Центральным телеграфом, Центральной междугородной телефонной станцией и Московской городской телефонной сетью. Кроме того, он был соединен подземными кабельными линиями связи с радиоцентрами штаба ВВС, располагавшимися в районе Москвы, с узлом связи Наркомата обороны и узлом, где размещался телефонно-телеграфный узел связи штаба авиации особого назначения. В войсках связи ВВС Красной армии использовались автомобильные радиостанции РАТ и РАФ, радиостанции РБ и РБС. Эти типы применялись и в действиях частей ВВС Закавказского фронта, например еще в Иранской операции в августе – сентябре 1941 г.[216]
Службу связи ВВС возглавлял начальник связи, при командующем ВВС РККА находился офицер связи. Войска связи с середины 1942 г. состояли из полков связи, действующих в составе воздушных армий, и непосредственно подчиненных командованию ВВС РККА полков связи.
Полк связи включал в себя штабную роту, роту телефонной связи, роту радиосвязи, строительную телефонную роту и роту прокладки телефонных кабелей.
Каждому авиационному корпусу, дивизии, региональной авиабазе, батальону аэродромного обслуживания придавалась отдельная рота связи, состоящая из штабного взвода, радиовзвода, взвода телефонной связи и строительного телефонного взвода[217].
Если говорить о самолетной связи, то даже самолеты нового типа МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3 не имели надежно работающую радиосвязь, а истребители И-15, И-16, И-153, по существу, вообще ее не имели. Если на некоторых из новых самолетов и стояли радиостанции (на одном из 15 самолетов устанавливались на заводе), то летчики ими не могли пользоваться из-за больших помех радиоприему, создаваемых системой зажигания мотора и другими самолетными источниками. А например, на первой тысяче самолетов Як-1 радиостанции заводом вообще не устанавливались[218].
Кроме неудовлетворительного положения с радиосвязью у советской авиации был весьма низкий уровень средств земного обеспечения самолетовождения (ЗОС), а для самолетов-истребителей этих средств вообще не было.
Отсутствие на наших самолетах радиоспецоборудования, а на земле специальных средств земного обеспечения самолетовождения значительно ограничивало тактические и боевые возможности советских ВВС, особенно истребительной авиации: крайне снижалось маневрирование групп самолетов, сосредоточение их в нужных направлениях, отыскание целей, исключало организованное ведение групповых воздушных боев (не было связи между экипажами и управления с земли), отсутствовала связь с наземными войсками, для которых авиация должна обеспечивать продвижение и т. д. и т. и. Кроме того, крайне затрудняло летному составу восстанавливать ориентировку и выходить на свой аэродром во избежание вынужденных посадок, влекущих за собой аварии самолетов и катастрофы.
Такое тяжелое положение в нашей авиации с радиоспец-оборудованием самолетов и специальным наземным оборудованием сложилось в силу того, что наша радиотехническая промышленность накануне войны еще находилась только в стадии становления и она не могла обеспечить советскую авиацию всеми необходимыми специальными изделиями. Надо также иметь в виду, что и производство изделий радиотехнической промышленности наукоемкое и технологически сложное.
Командование авиаобъединений. Немаловажным был фактор опыта командного состава, его подготовленности. С этим тоже не все было однозначным – во фронтовых и армейских структурах опытные командиры были, но вот нижние уровни полкового масштаба существенно отставали по опытности. Командующим ВВС фронта был Никифор Эммануилович Глушенков (1902–1960), генерал-майор авиации, участник войны в Испании (где сбил 10 самолетов противника) и успешного ввода советских войск в Северный Иран в августе – сентябре 1941 г.[219] Военным комиссаром
ВВС Закавказского фронта был дивизионный комиссар А.Г. Иванов, начальником штаба – комбриг С.А. Лаврик. ВВС 51-й армии командовали генерал-майор авиации Евгений Михайлович Белецкий и военком полковой комиссар Семенов; командующим ВВС 44-й армии был Герой Советского Союза с финской войны, генерал-майор авиации Владимир Варданович Нанейшвили, а комиссаром – тоже Герой Советского Союза с финской, Анатолий Николаевич Кобликов. Воздушные силы ЧФ возглавляли генерал-майор авиации Николай Алексеевич Остряков и военный комиссар – бригадный комиссар М.Г. Степаненко[220].
Большая роль в решении всех вопросов жизни и боевой деятельности авиации отводилась Военному совету соответствующего объединения Военно-воздушных сил. Совмещая функции военного и политического руководства, он нес всю полноту ответственности за боевую подготовку, политико-моральное состояние, подбор, подготовку и расстановку командно-начальствующего состава, летно-технических кадров, за техническое оснащение авиации.
По указанию Ставки ВГК с января 1942 г. командующие ВВС фронтов и армий назначались заместителями командующих фронтами и армиями по авиации и членами Военных советов фронтов и армий с сохранением за ними прав и обязанностей командующих ВВС фронтов и армий. Это, несомненно, поднимало их уровень. Одновременно на командующих ВВС армий возлагалась ответственность за своевременное перебазирование истребительной авиации на аэродромы, оставляемые противником, и приведение их в готовность для базирования. Для этого приказывалось иметь в составе ВВС общевойсковой армии два-три запасных батальона аэродромного обслуживания, усиленных саперами из сухопутных войск[221]. Вместе с тем опыт боевых действий ВВС в первый год войны подтвердил необходимость поиска и применения новой формы управления авиацией путем объединения привлекаемых сил авиации под руководством старшего авиационного начальника.
Характерным в решении проблемы авиационных кадров ВВС в предвоенные годы было массовое выдвижение молодых авиаторов. На ответственные посты назначались летчики, получившие боевой опыт в войнах и вооруженных конфликтах 1930-х гг., люди большой личной храбрости и преданности Родине. Эти командиры летали больше и лучше своих подчиненных, показывали образцы боевого мастерства и отваги. Сила их личного примера играла положительную роль в организации и проведении боевой и политической подготовки частей и соединений. Массовое выдвижение авиаторов объяснялось прежде всего резким увеличением Военно-воздушных сил, формированием большого числа новых частей и соединений, возросшей в связи с этим потребностью в руководящих кадрах, а в первый период войны – еще и жестокими условиями отступления и потерь.
Основная масса выдвинутых командиров оправдала оказанное им доверие и с огромной энергией и настойчивостью укрепляла боевую готовность и боеспособность Военно-воздушных сил. Но нередко на вакантные должности выдвигались авиаторы, не обладавшие необходимой оперативно-тактической подготовкой и опытом руководства частями, соединениями, объединениями. Как отмечал в своих воспоминаниях Главный маршал авиации А.А. Новиков, «молодые командиры выдвигались на высшие должности столь быстро, что это невольно вызывало тревогу». Например, в 1940 г. в возрасте 29 лет Военно-воздушные силы РККА возглавил генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов. А.А. Новиков писал, что, хотя Рычагов имел немалый боевой опыт и, наверное, был перспективным военачальником, все же недостаток военного образования и опыта работы на руководящих должностях делал едва ли целесообразным назначение его на столь ответственный пост[222].
Генерал-майор И.И. Копец в 29 лет командовал ВВС Ленинградского, а затем Западного Особого военного округа.
Хорошо знавший его по совместной службе А.Г. Рытов – впоследствии член военного совета, начальник Политуправления ВВС – писал: «Герой Советского Союза Иван Иванович Копец воевал в Испании, быстро продвинулся по служебной лестнице. Но в душе он оставался рядовым храбрым бойцом, для которого схватка с врагом в небе была лучшей отрадой»[223].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"
Книги похожие на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"
Отзывы читателей о книге "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.