» » » » Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942


Авторские права

Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-227-06183-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



В монографии крымского историка С.Н. Ткаченко исследуются действия советской авиации в период подготовки и проведения Керченско-Феодосийской морской десантной операции (25 декабря 1941 – 2 января 1942 гг.) и боев на феодосийском плацдарме в январе – феврале 1942 г., а также при морских десантах в Судак в январе 1942 г. Подробно рассмотрен ход боевых действий, раскрыты причины и обстоятельства, влиявшие на боевую работу авиации и противовоздушной обороны. Кроме того, изучен начальный этап взаимодействия авиации с партизанами Крыма, а также исследована практика заброски специальных парашютных групп при проведении десантов в оккупированном Крыму. Рассмотрены действия германской авиации и авиачастей союзников рейха на востоке Крымского полуострова.






Проявился и противник – в районе Ахтинизовской отмечен пролет одного Не-111 на разведку[180].

В ночь на 13 декабря также стояла плохая погода – облачность 10 баллов, несильный западный ветер при температуре от плюс 3 до плюс 5 градусов, но на Керченском во второй половине ночи началось прояснение. ВВС фронта и армии боевых вылетов не производили. И уже днем улучшившиеся метеоусловия (разрывы облачности, прекращение осадков, повышение температуры) сказались на боевой деятельности авиации: ВВС фронта продолжили перебазирование (134-й аддд с аэродрома Кутаиси на аэродромы Советская, Армавир, 267-й ббап из Махачкалы на промежуточный Армавир, 41-й ббап из Насосной тоже на промежуточный в Минеральные Воды, 215-й пап с аэродромов Насосная и Махарадзе на промежуточные Махачкала и Минеральные Воды, 23-я каэ из Ленинанкана в Минеральные Воды, одна эскадрилья 268-й пап с аэродрома Тихорецк в Краснодар, одна эскадрилья 347-го пап из Невинномысская в Армавир). ВВС 51-й армии произвели 33 вылета на разведку Керченского полуострова, прикрытие войск и уничтожение войск – в районе Катерлез девять СБ сбросили 57 бомб ФАБ-100 на скопление пехоты и автотранспорта, наблюдались прямые попадания. Воздушных боев не было, потерь тоже. Противник вел воздушную разведку Таманского полуострова[181].

Ночь на 14 декабря прошла без вылетов всех частей авиации, противник тоже не проявлял активности, хотя погода была – облачность 7—10 баллов, высотой 600—1000 м, без осадков, в Краснодаре – прояснение. Ночью опергруппа фронта прибыла в Новороссийск[182].

Днем активность авиации возросла. Противник вел воздушную разведку одиночными самолетами Таманского полуострова; всего зафиксировано двенадцать пролетов. ВВС 51-й армии вели разведку, уничтожали войска противника и прикрывали сосредоточение своих войск: всего выполнили тридцать восемь самолето-вылетов, из них двенадцать на удары в районе Еникале, Капканы, Горком, Камыш-Бурун, сбросив 71 ФАБ-100 и израсходовав 1100 патронов. В состав армии прибыл наземный эшелон 40-й ораэ. ВВС ЗКФ боевых вылетов не производили, перебазирование частей продолжалось: одна эскадрилья 268-го иап перелетела с аэродрома Тихорецк в Краснодар, одна эскадрилья 367-го ббап – с аэродрома Армавир в Каминское, одна эскадрилья 347-го иап – из Армавира в Тимошевское, одна эскадрилья 265-го иап – из Кореновское в Краснодар и весь 270-й иап перелетел с Лазаревское в Варениковская. Погода – пасмурно, слабый ветер, облачность, температура до плюс 7 градусов[183].

Но уже ночью на 15 декабря погода ухудшилась, подул северо-западный ветер, начались моросящие дожди. Ночью ни противник, ни советские авиачасти вылетов не делали. Днем смогли только в ВВС 51-й армии без потерь произвести три самолето-вылета на разведку Керченского полуострова. Фронтовая авиация также не делала боевых вылетов, только успел перебазироваться 25-й иап с аэродрома Минеральные Воды в Армавир. Немецкие самолеты совершили налет на Геленджик, сбросив одиннадцать фугасных авиабомб, и атаковали советские корабли в районе Бетта[184].

В ночь на 16 декабря все повторилось – СМУ, вылетов ни советские, ни немецкие авиачасти не делали. Необходимо отметить, что с этой ночи все перебазирования частей и соединений фронта подчинены задачам, поставленным директивой № 01696/оп, – на десант. Например, в Краснодаре грузится для отправки в Крымскую 12-я стрелковая бригада (она высадится первой на северное побережье Керченского полуострова уже через десять дней). 83-я морская стрелковая бригада (будущая прославленная 83-я бригада морской пехоты) передана из СКВО в 51-ю армию и грузится в Армавире для следования в Протоку, к утру отправив уже два эшелона. Днем тоже плотная низкая облачность, осадки не позволяют летать – только в ВВС 51-й армии два самолета вылетели на разведку, но вернулись из-за низкой облачности[185].

Сутки 17 декабря также прошли со сложными метеоусловиями, размокшими аэродромами и дорогами, ночь без вылетов, а днем только в 51-й армии был сделан один вылет на воздушную разведку и один – на перехват противника, который вел разведку Темрюк – Новороссийск[186].

Подувший южный ветер, вскоре сменившийся на сильный юго-восточный, разогнал облачность при температуре до плюс 8 градусов уже к утру 18 декабря. Ночью части ВВС вылетов не делали, зато днем активно начали летать: ВВС фронта продолжили перебазирование (25-й папе аэродрома Армавир в Крымская, 41-й сбап из Армавира в Крымскую, туда же и одна эскадрилья 367-го ббап из Армавира, 23-я каэ в составе четырех СБ из Минеральных Вод на промежуточный Абинская, также на промежуточный Минеральные Воды из Махачкалы перелетели 5 У-2, 153-я аэ в составе 11 У-2 с аэродрома Насосная в Грозный, одна эскадрилья 268-го пап из Тихорецка в Краснодар). ВВС 44-й армии вылетов не производили, а вот в 51-й армии днем произвели 22 самолето-вылета на разведку Керченского полуострова, прикрытия своих войск, железнодорожных станций и аэродромов. Встреч с воздушным противником не было, потерь тоже. Немцы одиночными самолетами проводили разведку в районе Темрюка, Голубицкая, кордон Ильича. Было что разведывать и что прикрывать – советские войска продолжали активную перегруппировку, хотя состояние дорог было очень плохим – автомашины не проходили, застревал даже гужевой транспорт[187].

Ночью 19 декабря почти повсеместно в Краснодарском крае и Крыму наблюдались туманы, без сильных осадков, температура начала понижаться. Вылетов никто не делал. Сильные туманы и днем не позволили вылететь ни противнику, ни нашим самолетам[188].

Почти такая же картина была и в ночь на 20 декабря. Но днем туман рассеялся, сплошная облачность начала слоиться с высот от 100 до 600 м, и ВВС фронта произвели 2 самолето-вылета на разведку Керченского полуострова, при этом на колонну с обозами в районе Кенегез, Агибель сброшены две ФАБ-100; противник также вел огонь по нашим самолетам, один из которых получил шесть пробоин, но все вернулись на свой аэродром без потерь. ВВС 44-й армии вели разведку в районах Керчь, Феодосия, Байдары, при этом на войска противника севернее Байдары сброшено 4 ФАБ-50. Шесть экипажей СБ бомбардировали колонну противника в районе Коккозы, сбросив 12 ФАБ-100, 75 АО-15 и уничтожив 15 автомашин. В районе Феодосии, Судака, Алушты и Ялты нашими самолетами было сброшено 28 тысяч листовок. Но противник не дремал – в районе мыса Кыз-Аул наши разведчики были атакованы двумя истребителями, но экипажи вернулись на свои аэродромы без потерь. А вот в ВВС 51-й армии из-за размокших аэродромов вылетов не производили. ВВС ЧФ в течение дня произвели 14 самолето-вылетов, при этом 6 самолетов вернулись обратно из-за низкой облачности и тумана, 8 самолетов бомбили войска противника в районе восточнее Севастополя, но точных результатов из-за низкой облачности не наблюдали[189].

С ночи на 21 декабря почти повсеместно на Прикубанье и в Крыму начались снегопады, полная облачность, северные и северо-восточные ветры и падение температуры. Самолето-вылетов не было. Днем удалось взлететь только в 51-й армии – сделано 4 самолето-вылета на воздушную разведку в Крым, при этом 1 СБ не вернулся; перебазировались 8 самолетов И-16 36-го иап с аэродрома Крымская на аэродром Красноармейская, 11 самолетов 41-го ббап – из Крымская в Старонижнестеблиевская. Начала проводить перегруппировку зенитная артиллерия – части начали перемещаться на новые позиции в основном на прибрежные пункты со скоплением войск[190].

Ночью на 22 декабря усилился мороз до минус 10 градусов, состояние грунтовых дорог и аэродромов улучшилось, однако низкая облачность снова не дала возможности вылетать. А днем вылеты состоялись: в ВВС фронта 134-я аддд произвела 8 самолето-вылетов, в течение дня перебазировались 18 И-153 270-го иап с аэродрома Варениковская в Гостагаевскую. Как стало известно позже, бомбардировщики из 134-й аддд уничтожали войска противника на дороге Ялта, Байдары, Катерлез, сбросив 75 ФАБ-100 и 27 АО-25, отметив прямые попадания и вернувшись без потерь. В частях ВВС 51-й армии за 16 вылетов провели разведку Керченского полуострова и прикрытие сосредоточения войск в Голубицкой, Тамани, Варениковской, потерь не было. Необходимо отметить, что с этого дня началось активное противостояние авиации на Севастопольском участке фронта: наша авиация бомбила и штурмовала район Черкез-Кер-мен, Мекензия, Камышлы, сбросив 74 ФАБ-100, 21 ФАБ-50, 648 АО-25, а противник, группами по 2–7 самолетов, активно бомбил Главную базу. Прибыло и пополнение в Севастополь с Кавказа – 79-я стрелковая бригада и еще 636 бойцов[191].

Такое изменение направления ударов авиации, вероятно, было обусловлено оперативно-стратегическими изменениями. 21 декабря 1941 г. были получены указания командующего Закавказским фронтом командующим Черноморским флотом и Приморской армией и начальнику штаба Закавказского фронта, данные во исполнение директивы Ставки ВТК от 20.12.1941 г., – Севастопольский оборонительный район с 20 декабря включался в состав Закавказского фронта; командующим Приморской армией назначался генерал-лейтенант С.И. Черняк; 345-я стрелковая дивизия и 79-я стрелковая бригада исключались из состава 44-й армии и направлялись в Севастополь, как и 10 маршевых рот и 1 специальная рота; начальнику артиллерии Закавказского фронта приказывалось немедленно направить в Севастополь боезапас[192]. Переориентировали на севастопольский участок и авиацию, особенно дальнюю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Книги похожие на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Ткаченко

Сергей Ткаченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.