» » » » Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942


Авторские права

Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-227-06183-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



В монографии крымского историка С.Н. Ткаченко исследуются действия советской авиации в период подготовки и проведения Керченско-Феодосийской морской десантной операции (25 декабря 1941 – 2 января 1942 гг.) и боев на феодосийском плацдарме в январе – феврале 1942 г., а также при морских десантах в Судак в январе 1942 г. Подробно рассмотрен ход боевых действий, раскрыты причины и обстоятельства, влиявшие на боевую работу авиации и противовоздушной обороны. Кроме того, изучен начальный этап взаимодействия авиации с партизанами Крыма, а также исследована практика заброски специальных парашютных групп при проведении десантов в оккупированном Крыму. Рассмотрены действия германской авиации и авиачастей союзников рейха на востоке Крымского полуострова.






Такое изменение направления ударов авиации, вероятно, было обусловлено оперативно-стратегическими изменениями. 21 декабря 1941 г. были получены указания командующего Закавказским фронтом командующим Черноморским флотом и Приморской армией и начальнику штаба Закавказского фронта, данные во исполнение директивы Ставки ВТК от 20.12.1941 г., – Севастопольский оборонительный район с 20 декабря включался в состав Закавказского фронта; командующим Приморской армией назначался генерал-лейтенант С.И. Черняк; 345-я стрелковая дивизия и 79-я стрелковая бригада исключались из состава 44-й армии и направлялись в Севастополь, как и 10 маршевых рот и 1 специальная рота; начальнику артиллерии Закавказского фронта приказывалось немедленно направить в Севастополь боезапас[192]. Переориентировали на севастопольский участок и авиацию, особенно дальнюю.

Вот эта директива Ставки Верховного главнокомандования № 005898 от 20 декабря 1941 г., переданная по поручению Ставки В ГК начальником Генерального штаба Красной армии маршалом Б.М. Шапошниковым командующему Закавказским фронтом и командующему ЧФ:

«Ввиду обострения обстановки в Севастопольском районе Ставка Верховного Главнокомандования приказала:

1. Подчинить во всех отношениях Севастопольский оборонительный район командующему Закавказским фронтом с момента получения настоящей директивы.

2. Командующему ЧФ немедленно выехать в Севастополь.

3. Командующему Закавказским фронтом немедленно командировать в Севастополь крепкого общевойскового командира для руководства сухопутными операциями.

4. Командующему Закавказским фронтом немедленно отправить в Севастополь одну стрелковую дивизию или две стрелковых бригады.

5. Оказать помощь Севастопольскому оборонительному району авиацией Закавказского фронта силами не менее пяти авиаполков.

6. Немедленно отправить в Севастополь пополнение в количестве не менее 3000 человек.

7. Командующему Закавказским фронтом немедленно подать в Севастополь снаряды, учитывая, что снаряды 107-мм, 122-мм гаубичные и 82-мм мины совершенно израсходованы»[193].

В целом отражение второго наступления на Севастополь 17–31 декабря 1941 г. достаточно полно показано в исторической литературе, в том числе специальной[194].

Народный комиссар ВМФ в телеграмме Военным советам ЗКФ и ЧФ указал, что Севастополь должен быть удержан во что бы то ни стало. Для ЧФ в данный момент это является главной задачей. Необходимо было решительно использовать корабли и всю авиацию флота для разгрома противника под Севастополем. От редких эпизодических обстрелов врага надо было перейти к систематической поддержке обоих флангов войск СОР, а также из гавани воздействовать на войска противника перед вторым и третьим секторами обороны. Нарком ВМФ указал, что авиация ЧФ, помимо непосредственной помощи войскам обороны ГБ, обязана периодически бомбить аэродромы противника в Крыму с таким расчетом, чтобы обеспечить оборону Главной базы и корабли поддержки[195].

Ночью на 23 декабря снова ни у кого самолето-вылетов не было, погода стояла пасмурная, морозная, без осадков. В Севастополе продолжались ожесточенные бои, прибыла туда и 345-я стрелковая дивизия. И снова утром почти вся бомбардировочная авиация Закавказского фронта помогала городу: 134-я аддд произвела 5 вылетов на уничтожение транспорта с пехотой на дороге от Ялты до Байдары, уничтожив технику и живую силу; 132-я аддд произвела 4 самолето-вылета по автоколонне в районе Балаклавы, уничтожив ее. ВВС фронта все продолжали перебазироваться: 11 самолетов И-15 653-го иап с аэродрома Пашковская на аэродром Старонижнестеблиевская и 5 самолетов У-2 23-й каэ из Армавира в Краснодар. Помогали Севастополю и армейские ВВС: из 51-й армии в течение дня сделали 33 вылета: из них десять на бомбардировку аэродрома Сарабуз, при этом уничтожено

2 самолета противника; 6 самолето-вылетов на уничтожение катеров в районе Мама-Русская и парохода противника «Керчь» (был захвачен в ноябре), при этом отмечены 3 прямых попадания в пароход; три самолето-вылета – на уничтожение Чонгарского моста – только одна бомба попала в железнодорожное полотно; 14 самолето-вылетов на разведку Керченского полуострова и прикрытие войск. Один СБ 367-го сбап потерпел катастрофу при разведке погоды в условиях тумана. Похожая ситуация была и в ВВС 44-й армии – сделано 15 самолето-вылетов для уничтожения противника в районе Алупки: сброшено 18 ФАБ-100, 14 ФАБ-50 и 48 АО-25, уничтожено 3 автомашины с пехотой, без собственных потерь. Противник производил разведку побережья от Анапы на Новороссийск и Туапсе. Вероятно, немецкое командование поняло, что наши авиационные силы завязывались в Севастополе, и начало активно действовать. 3 Не-111 сбросили на Туапсе зажигательные и фугасные бомбы, повредив железнодорожный путь, вокзал и нефтепровод, в Анапе сброшено 15 бомб, уничтожив типографию, в районе Геленджик сброшено 10 бомб на сторожевой катер[196].

Авиация ГБ продолжала бомбить и штурмовать противника. В первую половину дня 3 Ил-2 в сопровождении 3 И-16 штурмовали немецкую пехоту на шоссе между деревней Верхний Чоргунь и селом Шули и дальнобойную артиллерию 2 км западнее Шули. Было отмечено два прямых попадания PC-82 в дальнобойное орудие и уничтожено три повозки. 3 Ил-2 и 3 И-16 штурмовали автоколонну в 1 км северо-восточнее с. Камышлы, а 3 Ил-2 и 3 И-16 нанесли удар по 30 вражеским автомашинам на Ялтинском шоссе от пункта Дача до деревни Нижний Чоргунь. Во вторую половину дня 6 Ил-2 и 6 И-16 нанесли удар по 5 бронемашинам и пехоте в районе хутора Мекензия. Всего авиацией ГБ за 23 декабря произведено 115 самолето-вылетов, из них бомбардировщиков и штурмовиков – 30, на сопровождение – 21, на прикрытие ГБ-56 и на разведку – 8 вылетов[197].

В ночь на 24 декабря ВВС фронта и ЧФ боевых вылетов не производили по метеоусловиям: погода повсеместно – сплошная облачность высотой 300–500 м, в море до 100–200 м, местами осадки, слабый ветер, небольшой мороз. А днем резко потеплело, начался снег. ВВС 44-й армии вылетов не произвели; в ВВС 51-й армии сделали 63 самолето-вылета днем, из них 39 – на прикрытие войск в населенных пунктах Таманского полуострова, 4 – на воздушную разведку, 9 – на бомбардировку живой силы в районе Мама-Русская, 8 – на бомбежку аэродрома Сарабуз и 3 – на Чонгарский мост. ВВС Закфронта снова действовали в районе восточнее Севастополя. При этом 132-я аддд отработала 28 самолето-вылетами (однако 14 самолетов вернулись с половины пути к цели, остальные сбросили 130 ФАБ-100, 150 АО-25, выстрелили 2250 патронов и уничтожили много техники и до батальона пехоты, потеряв один ДБ-3), а 134-я аддд произвела 27 вылетов на аэродром Мариуполь и на скопление войск в районе Байдары (и тоже 9 самолетов вернулись, не выполнив задания, остальные сбросили 2 ФАБ-1000, 6 ФАБ-500, 60 ФАБ-100, 220 АО-25, выстрелив 2300 патронов и уничтожили много автотехники и до батальона пехоты, потеряв 2 ДБ-3 – один подбит и сел на вынужденную посадку в районе Ейска, другой потерян)[198].

В ночь на 25 декабря в Крыму, на Таманском полуострове и в районе Краснодара погода снова была плохой – слоистая облачность 10 баллов, высотой 300–600 м, юго-западный ветер 3–5 метров в секунду, температура от плюс 1 до минус 1 градуса. Ни противник, на советская авиация вылеты не делали. А вот днем, когда началась десантная операция на северном побережье Керченского полуострова, ВВС 51-й армии произвели 66 самолето-вылетов, из них: 9 на бомбардировку аэродрома Мариуполь, вызвав пожары, 6 – на разведку в районе Керчи, 51 – на прикрытие и патрулирование района сосредоточения войск на Таманском полуострове.

При этом 3 самолета вернулись по метеоусловиям обратно, не выполнив задачу, 1 Пе-2 не вернулся на аэродром. ВВС 44-й армии произвели 39 самолето-вылетов на прикрытие своих войск, встреч с противником не было, потерь тоже. Продолжалось перебазирование: 265-й пап в составе 26 И-16 перелетел с аэродрома Днепровская в Крымская, 268-й пап в составе 10 И-16 – с Краснодара в Гостагаевская, 347-й пап в составе 8 И-153 – из Тимашевская в Тамань. Боевых вылетов ВВС Закфронта не производили[199].

Итак, авиация в преддверии начала десантной авиации действовала. Другое дело, как и с каким результатом. Но здесь необходимо отметить, на наш взгляд, три важных момента.

Во-первых, существенно влияла погода – сложный характер природных условий зимы в приморских и предгорных районах Крыма и Кавказа, изменчивый даже в течение нескольких часов. Во-вторых, из-за недостатков обеспечения ввиду раскисших грунтовых дорог – прежде всего ГСМ: помните те самолеты, которые произвели вынужденную посадку из-за недостатка горючего? И в-третьих, ошибочное решение на перенацеливание авиационных сил в самый канун начала высадки и боев за плацдармы в пользу Севастополя. Безусловно, там шли ожесточенные бои второго штурма, помощь была крайне необходима. Но самолеты дальней авиации, прежде других задействованные для ударов, действовали уже не в интересах войск на востоке Крыма. Тут надо еще отметить и то обстоятельство, что совсем не учитывается авиация Азовской военной флотилии, хотя и небольшая по численности, но активная и опытная по личному составу. В период посадки на суда, перехода морем и высадки десанта на северное побережье Керченского полуострова части ВВС АзФ участия не принимали, хотя высаживала десант «своя» флотилия. 25 декабря самолеты 9-й и 87-й авиаэскадрилий вели разведывательные и штурмовые действия по дорогам между Мариуполем и Таганрогом. Уничтожено 32 автомашины, зенитная точка, до 250 человек пехоты, и обстрелян железнодорожный состав, шедший в Мариуполь. В воздушном бою сбит самолет противника[200].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Книги похожие на "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Ткаченко

Сергей Ткаченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Ткаченко - Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.