» » » » Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи


Авторские права

Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи

Здесь можно купить и скачать "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «ЦГИ»2598f116-7d73-11e5-a499-0025905a088e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Рейтинг:
Название:
Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-98712-175-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Описание и краткое содержание "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать бесплатно онлайн.



В том вошли фундаментальные монографии и небольшие работы, значимость которых в научном наследии Э. С. Маркаряна весьма высока. Именно в этих работах были заложены основы отечественной культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре гуманитарных наук. В работах ученого был выявлен и проанализирован не только теоретический, но и практический потенциал интегральных знаний об обществе и мире культуры, намечены перспективы перехода от технократически ориентированного типа развития человечества к гуманистически направленному типу, нацеленному на его самосохранение.






70

Все эти термины в данном контексте выражают в различных аспектах одну и ту же идею.

71

См.: Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations, N. Y.; L., 1958.

72

Общесоциологическому определению понятия «культура» по священ четвертый раздел работы Бэгби.

73

См.: Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations, N. Y.; L., 1958. P. 95.

74

Включая понятие «первобытная культура», наряду с понятиями «китайская культура», «культура эскимосов» и т. д., в класс понятий, выражающих отдельно данные, иначе говоря, локальные культуры, Бэгби, как нам думается, допускает логическую ошибку, поскольку в данном случае он смешивает качественно отличные (по логической структуре и познавательным функциям) понятия. См. об этом ниже.

75

Там же.

76

Там же.

77

См.: Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations, N. Y.; L., 1958. С. 96.

78

Термин «the culture» в отличие от термина «а culture», по Бэгби, предполагает обычно собственное имя, например «культура эскимосов». См.: там же. P. 98.

79

Там же. С. 100.

80

Там же. С. 108.

81

См.: Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations, N. Y.; L., 1958. С. 109.

82

См.: там же. С. 110.

83

См.: там же. С. 111.

84

См.: там же. С. 112.

85

Там же.

86

К сожалению, в нашей литературе проблеме роли познавательных задач, определяющих целевых установок в процессе научного исследования не уделялось должного внимания. Между тем без постоянного учета того несомненного обстоятельства, что человеческое познание есть всегда целенаправленный, сугубо активный процесс отношения к действительности, в ходе которого ставятся определенные исследовательские задачи, невозможно понимание внутренней специфической природы различных наук, типа осуществляемой ими абстрагирующей деятельности, а тем самым и их конкретного логического строения. И это не удивительно. Человеческое мышление не способно охватить одновременно различные стороны и состояния изучаемых сфер действительности. Познание становится возможным лишь в результате абстрагирующей деятельности мысли, членения и изоляции соответствующих сторон исследуемого предмета из бесконечно сложной системы его взаимосвязей с другими предметами. В силу этого любое явление выступает в качестве непосредственных предметов исследования не во всей своей полноте и совокупности (что объективно невозможно), а лишь в определенных абстрагированных своих свойствах, отношениях, пространственно-временных проявлениях и состояниях. Иначе говоря, нет познания вообще, а есть всегда конкретное познание, рассматривающее потенциальный предмет (сферу) исследования под тем или иным углом зрения и преследующее при этом определенные познавательные задачи и цели. Данные задачи и цели в процессе исторической выработки и развития наук находят свое устойчивое логическое закрепление в структуре этих наук и во многом обусловливают выработку их непосредственных предметов и методов.

87

Выше при характеристике специфики познавательных задач исторической науки мы специально использовали термин «собственно исторический», поскольку само понимание исторического исследования является очень широким и неопределенным. Так, например, обычно историческим называется любое исследование, направленное на воспроизведение процессов развития. Между тем последние могут изучаться с различных точек зрения. В частности, по своим непосредственным задачам социологическое изучение процессов социального развития, направленное на установление его общих закономерных тенденций, во многом отличается от исторического изучения процессов социального развития, акцентирующего внимание на их конкретно данном проявлении.

88

См.: Маркарян Э. С. Критика концепции эквивалентных цивилизаций // Вопросы философии. 1963. № 8. С. 51.

89

Нам думается, что проблема исторической типологии не может быть сколько-нибудь основательно решена без установления, четкого выделения и характеристики указанных видов обобщающей деятельности мысли, ибо именно последние, давая основание для исходной классификации историко-типологических понятий, в то же время позволяют понять их познавательные функции. Между тем подобных попыток мы не встречали даже в литературе, специально посвящен ной рассматриваемому кругу вопросов. См., например: Lehman F. R. Typology and the Classification of Sociocultural Systems // Process and Pattern in Culture / Ed. by A. Manners. Chicago, 1964; Generalization in the Writing of History / Ed. by Louis Gottshalk. Chicago, 1963; Generalization in Historical Writing / Ed. by Alexander V. Riasanovsky and Barnes Piznic. Philadelphia, 1963.

90

Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 26.

91

Там же.

92

Там же.

93

См.: там же.

94

Там же. С. 27.

95

Следует иметь в виду, что именно этот характер логического способа мышления, ведущий к целому ряду трудностей при воспроизведении реальной динамики предметов действительности, послу жил главной питательной почвой для интуитивизма и иррационализма в историческом знании. Типичным представителем этих направлений является Шпенглер. Научное, логическое мышление, утверждает он, оперирующее статическими категориями, является огромным тормозом в достижении великой задачи в области исторического знания, «морфологии высших культур», их прафеномена. Эта цель может быть достигнута, по его мнению, лишь при помощи интуитивного физиогномического метода, который требует не логических приемов, а поэтического вдохновения. По Шпенглеру, существуют два принципиально различных в своей основе способа подхода к окружающему человека миру и соответственно – два диаметрально противоположных (по форме, а не по материалу) представления и вида знаний о нем: органическое и механическое. Если первый вид знания в качестве своих основных познавательных средств оперирует совокупностью образов, картин и символов, то второй вид знания – совокупностью законов, формул и систем. Если для первого характерно «планомерно строимое воображение» и применение хронологического числа, то для второго – целесообразно разлагающий опыт и число математическое. В другом месте Шпенглер, развивая ту же мысль, приходит к следующему выводу: «Природа и история – вот два край них способа приводить действительность в систему картины мира… Природу нужно трактовать научно, история требует поэтического творчества» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. С. 4, 106, 112).

96

В философско-исторических построениях Шпенглера, Тойнби и тех их (относительно немногочисленных) последователей, которые рассматривают историю в виде ритмичных, периодически повторяющихся процессов подъема и упадка, система подобных типологических понятий заменяется учением о «морфологическом» единстве локальных культур и общем для них жизненном цикле. О теориях данного типа см.: Sorokin P. Social Philosophies of an Age of Crisis. Boston, 1951.

97

См.: Bidney D. Theoretical Anthropology. N.Y., 1953.

98

См.: там же. С. 373.

99

Haas W. S. The March of Philosophy of History and Its Crucial Problem Today // The Philosophical Review. Ithaca, 1949. Vol. 58. N 2.

100

И если иногда о моральных системах говорится как об «истинных», то в этом случае понятие «истинное» берется не в гносеологическом, а в условном смысле, в смысле соответствия той или иной системы морали определенному этапу общественного развития, ее соответствия общей «природе» человека и т. д.

101

Обычно культурно-релятивистская точка зрения проводится идеалистами путем указания на относительность моральных или же эстетических ценностей (Бенедикт, Херсковиц). Но порой попытка обоснования релятивистской концепции производится также путем непосредственного обращения к сфере науки. Это достигается обычно в результате такой ее формальной, расширительной трактовки, которая позволяет подводить под понятие «наука» любой вид знания, начиная от системы знаний первобытных народов до современных научных теорий. Очень характерен в этом отношении пример Нортропа. (См.: Northrop F. С. The Logic of Sciences and Humanities. N.Y., 1959. P. 337).

102

См.: Kroeber A. The Nature of Culture. P. 158.

103

См.: Kroeber A. The Nature of Culture. P. 154.

104

См.: там же.

105


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Книги похожие на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдуард Маркарян

Эдуард Маркарян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Отзывы читателей о книге "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.