Коллектив авторов - Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития"
Описание и краткое содержание "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание содержит результаты анализа национальных законодательств государств – участников СНГ, международных договоров и соглашений в рамках СНГ по основным направлениям гуманитарного сотрудничества: культура, искусство, наука и образование, информация и средства массовой коммуникации, книгоиздание, физкультура и спорт, туризм, молодежная политика.
При подготовке работы проведен анализ законодательного и иного нормативного правового материала, изучены акты международного права, включая акты таких международных организаций, как МФГС, ООН, ЮНЕСКО и др.
Книга рекомендуется широкому кругу читателей, включая лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью в сфере культуры, образования, науки, спорта и т. п., специалистам в сфере международного сотрудничества, студентам юридических вузов, а также всем лицам, интересующимся проблемами гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ.
Актами, более детально определяющими основные вопросы организации и ведения концертной деятельности и устройства выставочных показов, служат указы Президента Республики Беларусь «Об организации гастрольно-концертной деятельности» (13 мая 2008 г. № 259[125]) и «О проведении культурно-зрелищных мероприятий» (19 октября 2010 г. № 542[126]). Таким образом, в Республике Беларусь с 2008 года действуют правила об особенностях предоставления услуг учреждениями культуры, упорядочивающие гастрольно-концертную работу, в том числе в интересах ограничения проведения культурно-зрелищных мероприятий, имеющих низкий художественный уровень, сомнительную культурную ценность или представляющих угрозу нравственности или общественному порядку.
С 1 января 2011 года произошли изменения в регулировании данных отношений, направленные на упорядочение и либерализацию гастрольно-концертной деятельности в Республике Беларусь, в частности, касающиеся замены разрешительного порядка проведения зрелищных мероприятий на уведомительный, а также на введение правил использования средств механизации пропуска на массовые мероприятия (использования электронных билетов).
Некоторые вопросы, связанные с проведением культурных мероприятий, нашли свои отражения в других законодательных актах, которые в целом посвящены регулированию иных, но отчасти смежных вопросов. Например, в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2004 г. № 292-3 «О кинематографии в Республике Беларусь»[127] законодательному регулированию подвергнуты вопросы проведения кинофестивалей, лекториев и киноклубов, которые направлены на эстетическое, духовное, нравственное воспитание граждан, на популяризацию белорусского киноискусства. В ст. 27 данного Закона говорится о культурно-досуговых организациях, основной задачей которых является удовлетворение духовных и эстетических запросов населения.
Отдельного законодательного акта Кыргызской Республики, регулирующего проведение выставок и концертную деятельность, нет. Однако нельзя утверждать, что данная область правоотношений не регулируется вообще. В Кыргызской Республике создаются необходимые условия для проведения художественных выставок профессиональных и самодеятельных авторов, а также концертной деятельности. Так, например, Закон Кыргызской Республики от 13 февраля 2009 г. № 119 «О культуре»[128] содержит нормы отсылочного характера, в которых регулирование порядка проведения выставок на открытых площадках (улицах, скверах и т. д.) устанавливается органами местного самоуправления, за исключением выставок из музейного фонда, которые проводятся только в помещениях, отвечающих требованиям сохранности и безопасности коллекции. Все коммерческие выставки проводятся на основе договоров, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
В Республике Молдова один Закон от 31 октября 2002 г. № 1421-XV «О театрах, цирках и концертных организациях»[129] определяет основные принципы творческой деятельности театров, цирков и концертной организаций, порядок их создания, реорганизации, ликвидации, финансирования и управления ими.
Для Кыргызской Республики характерно, что область правоотношений в сфере искусства урегулирована Гражданским кодексом Кыргызкой Республики, Законом «О культуре», Законом от 14 января 1998 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах»[130] и др., и предусматривает тенденцию к дальнейшему развитию законодательства в указанной сфере.
В законодательстве Российской Федерации различные виды и жанры искусства (художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство и др.) регулируются преимущественно актами, образующими особую отрасль законодательства – законодательство о культуре.
В отличие от советского периода, когда вопросам самодеятельного творчества были посвящены самостоятельные акты (Постановление Совмина СССР от 23 марта 1979 г.№ 275 «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества в стране», Постановление Секретариата ВЦСПС, коллегии Минкультуры СССР от 15 сентября 1978 г. № 24–10 «О Положении о народных самодеятельных коллективах»), в настоящее время регулирования отношений народного, самодеятельного творчества в Российской Федерации посредством отдельных актов не имеется. Исключение составляет Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»[131], согласно которому народные художественные промыслы представляют собой одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.
Лишь в отдельных субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие отношения в области искусства: Закон Волгоградской области от 14 июля 2008 г. № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области», Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 203-K3 «Об организации и поддержке учреждений культуры и искусства в Приморском крае», Закон Томской области от 2 июня 2010 г. № 93–03 «О театрах и театральном деле в Томской области», Закон Амурской области от 30 декабря 2010 г. № 438-03 «О почетных званиях в сфере культуры и искусства Амурской области» и др.
В ст. 9 Закона от 13 декабря 1997 г. № 516 «О культуре» Республики Таджикистан декларируется, что распространение и популяризация национально-культурного наследия и достижений культуры Республики Таджикистан являются приоритетными областями для государства. Также культурно-просветительскую политику осуществляют театрально-зрелищные и концертные учреждения, кино и видеопрокат, библиотеки, архивы, клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, культурно-досуговые центры, выставочные залы, музей, исторические и природные заповедники, радио и телевидение, творческие объединения, общественные объединения работников (деятелей) культуры и искусства, туристические учреждения, учебные заведения культуры и искусства, научно-технические центры, внешкольные культурно-досуговые центры, редакции газет и журналов, издательства и др. Предприятия, учреждения и организации, полномочные в распространении и популяризации национально-культурного наследия и достижений культуры и искусства, имеют право на подготовку и принятие творческих программ (репертуаров) различных жанров, видов, направлений (способов) и течений, распространение и популяризацию культурного наследия и достижений культуры и искусства. Распространение и популяризация культурного, научного и литературного наследия таджикской классической литературы, шедевров классического культурного наследия и достижения современной мировой культуры стимулируется и поддерживается путем целевого финансирования и налоговой политики. Особо указывается, что запрещается распространение и популяризация произведений, которые призывают к насильственному свержению конституционного строя, войне и насилию, жестокости, расовой, национальной и религиозной вражде, унижают национальное достоинство и пропагандируют порнографию и безнравственность.
Специальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере искусства, в Республике Узбекистан отсутствуют. Комплекс правоотношений по проведению выставок, концертной деятельности регулируются Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом «Об авторском праве и смежных правах», а также подзаконными нормативными актами.
Правоотношения в сфере проведения выставок регулируются ст. 13 Основ законодательства Украины о культуре. Так, учреждения, предприятия и организации культуры, творческие работники и коллективы имеют право на распространение и популяризацию произведений литературы и искусства, самостоятельно определяют репертуар и программы, содержание и формы гастрольной, выставочной и иной деятельности.
Закон Украины от 10 июля 2003 г. № 1115-IV «О гастрольных мероприятиях в Украине» определяет общие принципы организации гастрольных мероприятий на Украине, а также порядок взимания и использования сбора за проведение гастрольных мероприятий. Под гастрольными мероприятиями понимаются зрелищные мероприятия (фестивали, концерты, спектакли, лекционно-концертные, развлекательные программы, выступления передвижных цирковых коллективов, передвижные механизированные аттракционы типа «Луна-парк» и т. п.) учреждений, предприятий, организаций культуры, творческих коллективов, в том числе временных, отдельных исполнителей за пределами их стационарных сценических площадок. Гастрольные мероприятия, за исключением благотворительных гастрольных мероприятий, проводятся с целью получения доходов.
3. Театры и театральная деятельность.
Отдельные законы, регулирующие правоотношения в области театральной деятельности, имеются только в Азербайджанской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан и Украине. В России данный вид деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (вместе с Положением о театре в Российской Федерации, Положением о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития"
Книги похожие на "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития"
Отзывы читателей о книге "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития", комментарии и мнения людей о произведении.