Коллектив авторов - Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития"
Описание и краткое содержание "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание содержит результаты анализа национальных законодательств государств – участников СНГ, международных договоров и соглашений в рамках СНГ по основным направлениям гуманитарного сотрудничества: культура, искусство, наука и образование, информация и средства массовой коммуникации, книгоиздание, физкультура и спорт, туризм, молодежная политика.
При подготовке работы проведен анализ законодательного и иного нормативного правового материала, изучены акты международного права, включая акты таких международных организаций, как МФГС, ООН, ЮНЕСКО и др.
Книга рекомендуется широкому кругу читателей, включая лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью в сфере культуры, образования, науки, спорта и т. п., специалистам в сфере международного сотрудничества, студентам юридических вузов, а также всем лицам, интересующимся проблемами гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ.
В законодательстве Российской Федерации различные виды и жанры искусства (художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство и др.) регулируются преимущественно актами, образующими особую отрасль законодательства – законодательство о культуре.
По отдельным видам искусства приняты специальные законодательные акты. Так, кинематография – область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии, регулируется помимо Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом от 22 августа 1996 г.№ 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»[119].
Правовое регулирование в области самодеятельного творчества в Российской Федерации на федеральном уровне не осуществляется. Основы законодательства Российской Федерации о культуре ограничиваются провозглашением свободы творчества и возможности государственной поддержки творческим коллективам. Конкретные меры государственные поддержки предусматриваются уже в законодательстве субъектов Российской Федерации. Как правило, возможность получения бюджетных средств имеют творческие коллективы, развивающие фольклорное искусство. Кроме того, в субъектах Российской Федерации получила развитие система различных поощрительных выплат творчески активному населению в форме стипендий, грантов, премий и т. п.
Также для целей стимулирования деятелей искусства и творческого потенциала нации Указом Президента РФ от 30 августа 2004 г. № 1132 «О Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству» (вместе с Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству) был создан специальный совещательный орган, одной из целью которого является прием и экспертиза представлений на соискание Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, а также премий Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры, он рассматривает вопросы, касающиеся присуждения указанных премий, и вносит соответствующие предложения Президенту Российской Федерации.
В статье 40 Конституции Республики Таджикистан закреплено положение, согласно которому культурные и духовные ценности охраняются государством. Во исполнение этого положения конституции в Республике Таджикистан принят Закон от 2 декабря 2002 г. № 80 «О театре и театральной деятельности»[120], годом позже вступил в силу Закон от 1 августа 2003 г. № 43 «О народных художественных промыслах»[121], который регулирует творческую и ремесленную деятельность, защищает аутентичные виды искусства.
Статья 11 Конституции Туркменистана гласит, что «государство ответственно за сохранность национального историко-культурного наследия… Государство поощряет научное и художественное творчество и распространение его позитивных результатов». В ст. 39 Конституции закреплен принцип свободы творчества и защиты авторского права. В Туркменистане регулирование искусства осуществляется через различные нормативно-правовые акты. Так, с целью возрождения лучших творческих традиций 19 декабря 2000 года был принят Закон Туркменистана «О художественно-прикладном творчестве»[122]. Он определил правовые, экономические и организационные основы возрождения, сохранения и развития декоративно-прикладного искусства туркменского народа.
Специальные нормативные правовые акты законодательного уровня, регулирующие отношения в сфере искусства, в Республике Узбекистан отсутствуют. Однако ст. 42 Конституции Республики Узбекистан провозглашает принцип свободы творчества и принцип ответственности государства, в том числе и за культурное развитие общества. Комплекс правоотношений по проведению выставок, концертной деятельности регулируется Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом «Об авторском праве и смежных правах», а также подзаконными нормативными актами.
В национальном законодательстве Украины различные виды и жанры искусства регулируются Основами законодательства Украины о культуре, Гражданским и Хозяйственными кодексами, Законом «О театрах и театральном деле» и иными нормативно-правовыми актами. Так, Закон от 21 июня 2001 г. № 2547-III «О народных художественных промыслах» регулирует правовые, организационные и экономические отношения в области народных художественных промыслов, определяет статус субъектов народных художественных промыслов, основы их деятельности и направлен на охрану, возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов как важной составляющей духовной культуры украинского народа. В ст. 11 данного Закона регламентируется функционирование художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам, назначением которого является решение об отнесения изготовленных изделий к изделиям народных художественных промыслов, и вопросов их соответствия традициям художественного решения и технологии изготовления. Среди других актов, регулирующих сферу искусства, можно выделить Закон от 13 января 1998 г. № 9/98-ВР «О кинематографии» и Закон от 10 июля 2003 г. № 1115-IV «О гастрольных мероприятиях на Украине».
2. Инфраструктура искусства. Концертно-выставочная деятельность.
Не во всех государствах – участниках СНГ приняты отдельные законы, посвященные театрально-концертной и выставочной деятельности, театральному искусству. Только в Республике Беларусь, Республике Молдова и Украине имеются отдельные законы о концертной и выставочной деятельности. В других государствах эта тема отражена или в законодательных актах, посвященных театральной деятельности (Азербайджанская Республика, Республика Армения), или урегулирована на уровне подзаконных актов (Туркменистан, Республика Узбекистан).
Так, в Законе Азербайджанской Республики «О театре и театральной деятельности», в частности, поддерживается создание не только сценических театральных постановок, но и других, таких как организация фестивалей, смотров, конкурсов, поощряется предоставление постановочных услуг для проведения концертов и иных художественных мероприятий.
Помимо организации соответствующей деятельности, определения ее форм и особенностей управления, обозначенное законодательство направлено на поддержание развития театров для детей, финансовую поддержку театров, проводящих льготную ценовую политику, поддержке создания национальных фильмов и их международного представления и распространения различными формами и способами (в том числе, например, выставкой костюмов, декораций и т. п., использованных при производстве кинематографической продукции), а также пропаганду национального театрального и кинематографического искусства в СМИ. Государственные органы Азербайджанской Республики при этом обязываются создавать условия для развития этой деятельности, в том числе ориентируя ее на детей, выделять средства на создание инфраструктуры концертной и выставочной деятельности, включая модернизацию оборудования, обеспечение государственными заказами, а также поддержку выдающихся специалистов или талантливых деятелей.
Искусство Республики Армения в части проведения выставок и концертной деятельности ориентировано, главным образом, на популяризацию оригинальной национальной культуры, которая регулируется Законом Республики Армения от 18 декабря 2002 г. № ЗР-465 «Об основах культурной деятельности»[123].
Вопросы организации концертной деятельности, проведения выставок в законодательстве Республики Беларусь урегулированы специальным тематическим законом. Так, Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-3 «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»[124] определяет порядок их проведения, объявление о дате и месте проведения, непригодные места для проведения указанных мероприятий и некоторые другие вопросы, связанные с организацией, проведением и обеспечением общественного порядка при осуществлении концертной деятельности.
Актами, более детально определяющими основные вопросы организации и ведения концертной деятельности и устройства выставочных показов, служат указы Президента Республики Беларусь «Об организации гастрольно-концертной деятельности» (13 мая 2008 г. № 259[125]) и «О проведении культурно-зрелищных мероприятий» (19 октября 2010 г. № 542[126]). Таким образом, в Республике Беларусь с 2008 года действуют правила об особенностях предоставления услуг учреждениями культуры, упорядочивающие гастрольно-концертную работу, в том числе в интересах ограничения проведения культурно-зрелищных мероприятий, имеющих низкий художественный уровень, сомнительную культурную ценность или представляющих угрозу нравственности или общественному порядку.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития"
Книги похожие на "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития"
Отзывы читателей о книге "Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития", комментарии и мнения людей о произведении.