Алексей Кравцов - Дорожно-транспортная преступность. Закономерности, причины, социальный контроль

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорожно-транспортная преступность. Закономерности, причины, социальный контроль"
Описание и краткое содержание "Дорожно-транспортная преступность. Закономерности, причины, социальный контроль" читать бесплатно онлайн.
Представленная вниманию читателей книга является результатом комплексного правового и криминологического исследования дорожно-транспортной преступности. Опираясь на представительный эмпирический материал, с позиции системного подхода авторы подвергают критическому анализу многие кажущиеся очевидными утверждения и гипотезы о причинах дорожно-транспортной преступности и аварийности, о закономерностях распределения этих явлений во времени и пространстве, о связях с другими явлениями и социальными процессами. В работе выдвинута авторская гипотеза, объясняющая структур но-динамические характеристики дорожно-транспортной преступности в России, представлена методика исследования этого явления, сформулированы предложения по совершенствованию системы предупреждения дорожно-транспортной преступности. Отдельные главы посвящены оценке эффективности уголовного закона в системе социального контроля безопасности дорожного движения, предложена альтернативная редакция ст. 264 УК РФ.
Для юристов-практиков и научных работников, социологов, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также всех интересующихся проблемами безопасности дорожного движения в России.
Во-первых, во всех районах, кроме Ленинского, ярко выражен всплеск аварийности в пятницу, чего не наблюдается при анализе уголовно-правовой аварийности. Во-вторых, во всех районах, кроме Ленинского, отмечается спад аварийности в четверг.
В-третьих, во всех районах, кроме Ленинского и Октябрьского, во вторник отмечается повышенный уровень аварийности в сравнении с понедельником и средой. В Октябрьском районе первый недельный пик аварийности отмечен в среду, а количество ДТП снижается, начиная с понедельника и до четверга (начало роста), с переходом к пику аварийности в пятницу.
Ещё одна особенность распределения аварийности – параметры динамики. Наиболее резкий спад уровня аварийности характерен для Кировского района: будучи на третьем месте по количеству аварий в течение всей недели, он становится самым безопасным в плане общей аварийности в субботу и воскресенье (то же самое относится и к уголовно-правовой аварийности).
Ленинский же район характеризуется пологой кривой уровня аварийности, которая, к тому же, со вторника по четверг включительно является динамической инверсией тенденций других районов.
Возникает вопрос: чем объяснить такие, казалось бы, противоречивые характеристики общей аварийности в г. Иркутске по районам и дням недели?
По нашему глубокому убеждению, базирующемуся на выдвинутых ранее предположениях, претендующих на рабочую гипотезу, такие параметры общей транспортной аварийности легко объясняются с позиций особенностей распределения центров социальной активности с разными значениями на территории города.
Приведём аргументы в пользу выдвинутой гипотезы. Обратим внимание на Ленинский район г. Иркутска. Особенности общей аварийности на его территории с понедельника по пятницу выступают инверсией тех же показателей на территории других районов.
Подобное положение должно объясняться наличием особого отличительного свойства. И это отличительное свойство мы находим при анализе функциональных особенностей Ленинского района г. Иркутска: он практически одномерен. Район Ново-Ленино является преимущественно жилым, отчасти грузовым (оптовая торговля и железнодорожная погрузочно-разгрузочная станция), а Иркутск II – жилым и промышленным. Кроме того, он связан с остальным городом двумя магистралями, которые пересекаются с общегородской инфраструктурой на территории других районов. Таким образом, в Ленинском районе, в отличие от остальных, наблюдается наименьшее разнообразие центров социальной активности с разными значениями.
Нельзя не заметить, что при таком подходе к объяснению параметров аварийности Свердловский и Октябрьский районы г. Иркутска должны отличаться высоким разнообразием своего функционального назначения. И это действительно так: в этих районах высока аварийность, и одновременно на их территории широко представлены центры социальной активности с полным набором различных значений (промышленность, жилые районы, центры досуга, деловые и торговые центры).
Кировский район занимает третье место благодаря смешению деловых, торговых и досуговых сфер социальной активности, при том что жилые кварталы представлены в значительно меньшей степени, чем в других районах города.
Куйбышевский район характеризуется специфической активностью, вызванной отчасти прилеганием к центру города, а также наличием жилых районов по соседству с крупными оптовыми торговыми центрами и рынками.
Однако приведённые аргументы не объясняют пика аварийности в пятницу, а также разницы крутизны динамических кривых аварийности по районам.
На первый взгляд причины высокой аварийности в пятницу можно было бы объяснить состоянием алкогольного опьянения многих водителей в этот день[82]. Однако административная практика и показатели причин аварийности, фиксируемые органами ГИБДД, свидетельствуют о незначительности фактора опьянения: он не превышал 0,5 % в 2006 году и 0,3 % в 2007 году. В 2008 году в г. Иркутске при увеличении общего количества ДТП на 11,3 % отмечено сокращение количества ДТП по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения, на 12 % (их доля – 0,19 %).
Если же ведущим фактором признать состояние опьянения водителей, то всплеск аварийности в пятницу сопровождался бы отмечаемым повальным пьянством. Как видим, подобных массовых тенденций не выявлено, что позволяет усомниться в существенности роли упомянутого фактора.
Принятие пьянства за основную причину высокой аварийности в конце рабочей недели ведёт также к предположению, что водители злоупотребляют в пятницу алкоголем везде, кроме Ленинского района г. Иркутска, поскольку там рост аварийности в конце рабочей недели выражен весьма слабо. Вместе с тем нам не удалось обнаружить действительного подтверждения того, что именно в Ленинском районе в пятницу водители не употребляют алкоголь или наркотические средства и психотропные вещества, либо пьяные водители и пешеходы в пятницу на протяжении многих лет не заезжают (не заходят) в Ленинский район г. Иркутска.
Значение опьянения для показателей аварийности хорошо просматривается, если отойти от эмоционального влияния конкретных случаев и обратиться к статистическому обобщению (см. диаграмму 18 и таблицу 12).
Диаграмма 18. Количество ДТП, произошедших вследствие состояния опьянения, в г. Иркутске в 2002–2008 гг.
Таблица 12. Сравнительная таблица показателей аварийности и количества ДТП, совершённых по причине состояния опьянения, в г. Иркутске
С позиций буквального анализа динамических изменений удельного веса ДТП, произошедших вследствие состояния опьянения, можно утверждать, что аварийность нарастает за счёт трезвых участников дорожного движения. Состояние же опьянения не является определяющим фактором, а в последнее время его следует признать незначительным.
Как ни парадоксально, убеждение в том, что именно пьянство за рулём является одной из главных причин всех бед на дороге[83], под давлением научных фактов становится иллюзией, в том числе вопреки утверждениям некоторых специалистов о наибольшей распространённости состояния опьянения водителей среди причин дорожно-транспортных преступлений в Иркутской области[84].
Неточность суждений об определяющей роли пьянства легко обнаруживается в комментариях особенностей недельного распределения аварийности. В различных регионах и населённых пунктах этот показатель аварийности неодинаков[85]. Например, в Одинцовском районе Московской области наиболее аварийными являются суббота и воскресенье[86]; подобная картина, исходя из сведений других авторов, наблюдается в Нижнем Новгороде и некоторых других городах «золотого кольца».
Такие особенности различные специалисты часто объясняют, ссылаясь на пьянство за рулём. Фактор этот достаточно удобен, поскольку с его помощью можно многое объяснить, если не обращаться к обобщению фактов и тщательному анализу.
Например, всплеск аварийности в пятницу происходит вследствие того, что граждане в конце рабочей недели злоупотребляют алкоголем. Ту же пятницу нередко называют «днём водителя». Высокая аварийность в субботу или в воскресенье объясняется подобным же образом – в выходные дни граждане употребляют алкоголь гораздо чаще, чем в будние дни. А случаи высокой аварийности в понедельник или вторник объясняют алкогольной абстиненцией – так называемым похмельным синдромом.
Вместе с тем подобное объяснение особенностей распределения аварийности в течение недели мы так и не смогли подтвердить в ходе проведённого исследования. Рост аварийности в г. Иркутске в пятницу, таким образом, не вызван пьянством за рулём. Следовательно, фактор аварийности, вызывающий такое распределение, нужно искать в других явлениях.
Конечно, можно усомниться в правдивости приведённых показателей алкогольного опьянения в пятницу, а также в другие дни, однако мы не склонны к таким выводам. Несомненно, имеют место случаи, когда факт алкогольного опьянения водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии, по разным причинам не находит официального отражения в статистической отчётности и материалах административного производства. Однако неверно было бы полагать, что сокрытие фактов опьянения виновников ДТП происходит только в определённые дни недели, а в другие – нет, чем искажается истинная причина высокой аварийности на дорогах.
Здесь следует привести пример комментариев законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, когда оно внесло в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, ужесточивший уголовную ответственность в рамках ст. 264 УК РФ для водителей, допустивших ДТП в состоянии опьянения[87].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорожно-транспортная преступность. Закономерности, причины, социальный контроль"
Книги похожие на "Дорожно-транспортная преступность. Закономерности, причины, социальный контроль" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Кравцов - Дорожно-транспортная преступность. Закономерности, причины, социальный контроль"
Отзывы читателей о книге "Дорожно-транспортная преступность. Закономерности, причины, социальный контроль", комментарии и мнения людей о произведении.