Ирина Минникес - Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века"
Описание и краткое содержание "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века" читать бесплатно онлайн.
Настоящая монография представляет собой попытку оценить историческое развитие института выборов как многогранного явления на протяжении тысячелетия.
Автор анализирует разнообразные взгляды на проблему выборов, содержащиеся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, а также дореволюционных историков и государствоведов; исследует развитие процедуры выборов, процесс становления круга их участников; рассматривает избирательные документы.
Книга предназначена для научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов, работников правоохранительных органов, а также для всех интересующихся вопросами истории Российского государства.
в) смещение горожанами. В отличие от княжеского престола, место владыки нечасто освобождалось подобным образом. Один из немногих примеров – события 1210 г., когда «зависть вложи людем на архиепископа Митрофана… И не даша емоу правитися и ведоша в Торопец».[240] В 1228 г. горожанами был смещен новгородский архиепископ Арсений. При этом жители совершенно четко обозначили причину «крамолы»: «И сотворше вече на княжи дворе, и поидоша на владычен двор, глаголющее сице: «того ради стоит тепло долго, выпровадил Антониа владыку на Хутино, а сам сел, давши князю мзду».[241] Еще один случай смещения отмечен летописцем значительно позднее, в 1423 г.: «Послаша Новгородци Феодосиа в его манастырь, бе 2 лета, а ркучи тако: «не хотим шестника владыкою».[242]
Временное отсутствие владыки также можно рассматривать как фактическое основание выборов. Но выборы по этому основанию – исключительное явление в практике замещения архиепископской кафедры.
В частности, воспользовавшись тем, что «Антоней, архиепископ Новогородцкий, иде в Торжок», новгородцы «введоша архиепискупа Митрофана паки на двор епископьский на стол, а ко Антонию послаша, глаголюще: «куды ти любо»«.[243]
Учреждение поста или введение выборов как способа его замещения – основание, характеризуемое известной долей условности.
На протяжении нескольких десятилетий 50–60-х гг. XII в. способ замещения кафедры варьировался, назначение и выборы сменяли друг друга.
Так, например, Нифонт, пришедший в Новгород в 1150 г., был, видимо, послан из Киева, а «в 1156 году Аркадий, житель Новгорода, был избран епископом»;[244] архиепископ новгородский Илия, по всей видимости, пришел из Киева, а по поводу его преемника Гавриила «новогородци же совещавшеся…».[245] Очевидно, за этим описанием скрывалось выборное начало.
Порядок выборов владыки, при некотором сходстве с выборами князя, имел и значительные отличия.
Подготовительный этапПроцедура выдвижения кандидатуры владыки несколько отличалась от процесса предложения князя.
Основное отличие, естественно, состояло в активной роли духовенства. Например, в 1186 г. по поводу будущего владыки «Новогородци же совещавшеся со князем своим Мстиславом и со всем священны причтом».[246]
Кроме того, многое в процедуре выдвижения архиепископа зависело от причины выборов. В том случае, если выборы были инициированы смертью или болезнью предшественника, выдвижение было похоже на аналогичную стадию княжеских выборов. Если же причиной выборов была ожидаемая смерть, болезнь или уход владыки с кафедры, то роль субъекта выдвижения вполне мог взять на себя «уходивший» архиепископ. Например, в 1274 г. «Новогородцы видеша своего епископа Далмата в последнем изнеможении… и приидоша к нему… глаголя сице: «господине отче пастырю и учителю наш Долмате архиепископе! благослови нам в себе место пастыря и учителя, да будет у нас в тебе место" Он же, отвещав, рече им «несть убо мое сие, но Божие и пречистыя Богородици; а по моему совету худому… се есть игумен Давид, а у святаго Георгиа Иоан, а се есть духовный мой отец Климент, да егоже хощете изберите себе"».[247]
Вечевое решение и жеребьевка, «возведение» на владычный дворВечевой этап избрания владыки несколько отличался от соответствующего этапа княжеских выборов. Безусловно, основное содержание этапа – одобрение кандидатуры будущего владыки жителями – сохранялось, но выборы архиепископа предполагали и некоторые особенности вечевого этапа избрания.
Во-первых, собрания по поводу избрания владыки проводились в традиционных местах, а не за пределами города. Для провозглашения нового архиепископа, по мнению В. В. Лугового, предназначалось лишь вече, собранное в Новгороде на Софийской стороне.[248] В. О. Ключевский был не столь категоричен. Он называл Софийскую площадь «обычным вечевым местом для выбора новгородского владыки».[249]
Во-вторых, особенностью процедуры выборов архиепископа было обращение к «божьему» суду. Исходя из этого, в летописных источниках можно выделить описание двух разновидностей вечевого этапа – обычное вече и вече с жеребьевкой.
Первая разновидность вечевого этапа в большей степени отвечала современному пониманию выборов. Основным этапом и окончательным судьей в вопросе о кандидатуре было вече, и ключевая стадия этапа представляла собой чисто вечевое решение. Примером можно считать выборы владыки в 1324 г., когда «Новогородцы сотвориша вече по старинному своему обычаю, и избраша себе в архиепископы Моисея, архимадрита Юрьевскаго, аще митрополит благословит; и посадиша его на дворе владычне».[250] В другой летописи это вече хотя прямо и не названо, оно явно имело место, о чем говорит обычная для веча терминология: «Тогда же сдумавше Новгородци…».[251] То же самое можно сказать и о выборах 1329 г., когда новгородцы «избраша себе попа Григорьа Козмодамьяньскаго с Холопьи улицы, и постригоша его во иноческий чин, и възведше на сени на владычен двор…».[252]
Несмотря на тщательность в перечислении событий – избрали, постригли в иночество (это необязательно, если избранный уже имел монашеский сан) и возвели на владычный двор – о жеребьевке в описании не упоминается.
В соответствии со второй разновидностью вечевого этапа выборов владыки окончательное решение принималось посредством жеребьевки между одобренными вечем кандидатами. Судя по всему, так обстояло дело, например, в 1193 г.: после смерти Гавриила «Новгородци же с князем Ярославом и с игоумены и с Софъяны и с попы здо[у]маша; онии хотяху Митрофана поставити, а инии Мантоурья, а дроузии Гречина; и бысть распря в них. И положиша на святеи тряпезе 3 жребиа и послаша с вечья слепца, да на котораго Бог дасть; и выняся Божиею благодатию Мантоурью. И послаша по него, и приведоша из Роуси, и посадиша в епископьи…»,[253] и в 1230 г., когда «избраша трех иноков, и метнуша жребий, и выняся жребий Спиридону…».[254]
Процедура «вынесения» жребия была более или менее постоянной.
Выборы 1193, 1229, 1388 и 1415 гг., судя по описаниям летописца, включали возложение на «светеи трапезе» Софийского собора трех жребиев с именами кандидатов. По окончанию службы за жребиями посылался в первом случае «слепец», во втором «княжичиц» Ростислав, в последних – «протопоп Измаило» и «Василей протопоп старой», т. е. люди, которых нельзя заподозрить в обмане. Так, в 1415 г. «…Но//вгородци… сдумав на Ярославли дворе и сташа вечем оу святеи Софеи, положиша жеребии на престоле, имена написав: Самсона чернеца от святаго Спаса с Хутина, Михаилу игумена святаго Михаила с Сковоротке, Лва игумена святеи Богородици с Колмова. И по отпетии святыя службы Василии протопоп старый прежде вынесе на вече Лвов жребии, по сем Михаилов, на престоле остася Самсонов; и посадник Ондреи Ивановичъ и тысяцкой Олександр Игнатьевичъ с Новгородци возведоша Самсона в дом святеи Софеи честно на сени, месяца авгоуста 11 день…».[255] «Избранным богом» обычно считался тот, чей жребий оставался на престоле, но это правило сложилось не сразу. Судя по описанию событий в 1193 г. жребий Мантурия был первым вынесен на вече, и именно Мантурий был возведен на владычество.
Некоторые авторы считают, что способ избрания с помощью жеребьевки был результатом споров: «…в 1193 г. возникли разногласия. Решать их путем конфликтов или соглашений сочли несоответствующим сану главы церкви. Тогда была найдена оригинальная форма, позволившая сочетать вечевые принципы с какой-то видимостью проявления воли божьей… Этот способ применялся в случае выдвижения разных кандидатур и в дальнейшем».[256] По мнению Л. Владимирова, этот вариант применялся всегда, когда намечался раскол в симпатиях вечников: «…в случае разногласий и борьбы партий каждая сторона представляла своего избранника, но всего неболее трех, и между ними бросался жребий».[257] Но такое толкование событий не выдерживает критики: кандидатов при любом раскладе политических сил было не «неболее», а именно три. Постоянство этой цифры опровергает тезис о случайном стечении обстоятельств, вызванном борьбой группировок в городе.
По мнению других авторов, такой порядок характерен для всех выборов владыки. По определению В. И. Лебедева, «назначалось обычно три кандидата»;[258] С. Ф. Платонов считал, что «вскоре установился порядок выбора епископа из 3 кандидатов (назначаемых вечем)».[259] Действительно, летопись событий относящихся к XV в. упоминает жеребьевку как постоянный элемент выборов владыки: в 1415 г. «…у святей Софии положиша (три) жребии на престоле «; в 1421 г. «…возведен бысть по жребию в дом святыя Со//фея Феодосеи игумен святыя Троица»; в 1423 г. «Послаша Новгородци Феодосиа в его манастырь, Омельяна возведоша по жребию…»; в 1429 г. «…възведен бы[сть] по жребию священноинок Еуфимии с Лисичьи горке на сени в дом святеи Софеи…».[260] Но разрыв между 1193 г. и приведенными выше датами весьма велик. Это не позволяет точно определить, с какого времени жеребьевка превратилась в неотъемлемую часть вечевого этапа выборов владыки. Можно отметить лишь, что описание выборов владыки в 1388 г. дается в таком ключе, что жеребьевка представлена как нововведение: по уходу владыки Алексея «…посадник же Есиф Захарьич с моужи стареишими биша емоу челом, и много молиша и всем Новым городом о том, што бы ещо побыл в дому святеи Софьи: «дондеже изведаем, кто будет митрофолит Рускои земли». Он же не послуша их и отречеся… глагола им: «дети! На мене ся не надеите, а вас благословляю, добываите собе владыкы». Новгородци же рекоша: «кого, отче, благословиши нам на свое место святителем?" Алексеи же благослови и рек: «изберите собе моужи достоины, да положите 3 жеребьа на святеи трапезе, в имена написавшее; да которыи Бог даст нам, того вам благословлю». И волею Божиею, а по святителеву благословению, много гадав посадник и тысячки и все Новьгород, и игумены и Попове, и сътвориша тако, не изволиша бо собе от человека избрание сътворити, но от Бога приятии извещение… И избраша 3 игумены и сътвориша 3 жребьа… И посадник Михаил Даниловичь сам жребья печатал, и положиша на престоле в Святеи Софьи, оутвердивше слово таково: «егоже въсхощет святыи Софеи Премудрость Божиа своему престолу служебника имети, того жде жребеи да оставить на престоле своем"».[261] С другой стороны, изложение порядка выборов более раннего периода все-таки чередует применение жеребьевки с более традиционным способом выборов. В частности, новгородцы при выборах в 1324 г. «сотвориша вече по старинному своему обычаю, и избраша себе во архиепископы Моисея…».[262]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века"
Книги похожие на "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Минникес - Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века"
Отзывы читателей о книге "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.