Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"
Описание и краткое содержание "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1" читать бесплатно онлайн.
В научной коллективной монографии, отражающей материалы и дискуссию в первой научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 2–3 апреля 2009 года на базе Смольного университета РАО, раскрываются разные аспекты формирующейся ноосферной парадигмы российского образования в XXI веке на базе становящейся научно-мировоззренческой системы Ноосферизма. На рубеже ХХ и XXI веков развернулась, по оценкам ряда западноевропейских ученых, вернадскианская мировоззренческая революция, порожденная учением о ноосфере В. И. Вернадского и его развитием, которое находит в начале XXI века свое закрепление в Ноосферизме. Монография адресуется ко всем работникам образования, а также ко всем мыслящим людям, задумывающимся о будущем человечества и России.
Двадцать первый век – век завершения глобализации сфер жизни граждан государств, происходящей в условиях роста угроз депопуляции и вынужденной миграции народов планеты.[101] В документах ООН последней трети XX века, в концепции перехода России к устойчивому развитию, экологической доктрине[102] признан кризис цивилизации – экономоцентристского способа взаимодействия граждан Отечества с природой регионов планеты. Потому в государствах довлеет «остаточный» подход политиков к принятым ими актам ООН по разработке планов устойчивого развития регионов Земли.
Возрастание функциональной (жизнеобеспечивающей) зависимости человечества от законов биосферы показывают растущие дефициты жизнеспособности народонаселения регионов глобального общества.
По экспертным оценкам РАН и Всемирного банка[103] на начало XXI века национальное богатство стран Земли оценивалось в 550 триллионов долларов. Из них половина принадлежит «Большой семерке» (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония); $95 трлн. – странам ОПЕК; $80 трлн. – СНГ. В сумме $550 трлн. национального богатства граждан планеты $365 трлн. составляет человеческий капитал; $95 трлн. – воспроизводимый и $90 трлн. – природный капитал.
Остаточный подход к охране природы стран обостряет экологические угрозы жизни народам регионов Земли. Современная экономическая система, оказавшаяся разрушителем окружающей среды, истощителем природных ресурсов, не решила глобальных социальных задач: на планете происходит постоянный рост абсолютного числа бедных (с 1, 1 млрд. чел. в 1990 г. до 1, 5 млрд. в 2000 г.).
Национальное богатство России оценивается в $60 трлн.; из них человеческий капитал – $30, природный – $24 трлн., воспроизводимый – $6 трлн. В расчете на душу населения Россия имеет самый высокий на Земле показатель накопленного национального капитала – $400 тысяч. Но более 15 % территории России, где проживает свыше половины народонаселения, находится в экологически неудовлетворительном и критическом состоянии.[104]
Авторы Конституции России 1993 г. не только не учли причины депопуляции, но утвердили приоритет политических, экономических и юридических прав субъектов собственности на пользование природными ресурсами регионов над обязанностями по их охране. Это привело к резкому ухудшению качества природной среды жизни поколений. В Основном Законе жизни граждан России нет статей, позволяющих упреждать экологические угрозы естественным основам воспроизводства народа, его среды жизни.
В России (самой богатой на планете ресурсами) новорожденные едва на 67–70 процентов восполняют преждевременно умирающих (на 12–15 лет раньше, чем в развитых странах). Демопрогнозы на XXI век (до 2050 г.) указывают на упадок потенциала воспроизводства поколений Россиян до 100 миллионов. Это угрожает Отечеству распадом территориальной целостности основ его жизнеспособности. Проблему усугубляет ухудшение экологического и воспроизводственного потенциала народонаселения.[105]
Глобализация ставит главные вопросы выживания народов России:
1) почему происходит депопуляция в регионах;
2) что нужно делать, чтобы ее упреждать в реальных условиях жизни поселений;
3) почему потенциал науки – высшего института накопления знаний общества, инструмента предупреждения ошибок власти в управлении ресурсами жизни востребуется неадекватно угрозам, рискам, вызовам глобализации жизни поколениям.
Глобальный кризис 2008–2009 годов резко обострил необходимость пересмотра мировоззренческого и институционального подходов к фундаментальным проблемам жизни.
3. Институциональные «ловушки» глобализации жизни граждан
Давайте задумаемся: глобальные угрозы, риски жизни на Земле несет Человек – вид природы, называющий себя разумным – Homo sapiens. Это значит, что Человек разумный в природе биосферы Земли должен рассматриваться основной причиной глобализации, ее ключевым фактором, определяющим на территории государства устойчивое или неустойчивое развитие поселений. Почему Мы обостряем угрозы, риски, вызовы глобализации жизни Здесь и Сейчас – в регионах поселений «своих» Отечеств единой семьи Человечества?! Частичный ответ дал Президент России Д. А. Медведев на встрече с представителями Совета по международным отношениям (СМО) США: «Интеллектуальный потенциал российской нации очень велик, это преимущество не используется».[106] Обратите внимание: СМО США – идеологический центр, определяющий либеральную стратегию глобализации жизни народов Земли. Поэтому капиталократические цели глобализации навязываются государствам Земли исходя из экономо-центристских интересов планетарного лидерства США, их сторонников.[107] Именно поэтому обоснование академиком Вернадским необходимости «принимать в расчет» «общность более могучую, чем государственность —…научное единство территории» становится планетарно, регионально актуальным и стратегически неотложным. Наиболее полное осознание естественноисторических основ «научного единства территории» жизнеустройства народов государств выражается уровнем реализации ноосферного статуса, функции человека разумного в природе – в экотехнополисном ядре разумного взаимодействия субъектов поселений сообществ с биосферой региона Земли. В ЭкоТехноПолисе реализуется эко-логический потенциал жизнеспособности региона биосферы, особенности жизнеустройства поселений Отечеств Человечества, технологический способ взаимодействия поколений сообществ с природой, политические институты регулирования безопасного жизнеустройства граждан государств глобального общества в биосфере природы.[108]
XXI век поставил главный вопрос выживания человечества: если мы способны разумно мыслить, почему неразумно действуем в среде жизни, функциях институтов власти государств, подвергая риску благополучие, безопасность поколений соотечественников и всей планеты Земля!?
Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда экологический императив выразили признание необходимым для оценки качества жизни граждан, причин утраты трудоспособности, роста груза болезней, преждевременной смерти учитывать следующие факторы здоровья поколений: на 50 % здоровье человека определяется образом жизни; на 25–30 % – качеством природной среды; на 15–20 % – состоянием генетического и иммунного потенциала народа; на 8–10 % – состоянием здравоохранения народонаселения государств региона планеты.[109]
В ноосферной формуле «50 % – 25–30 % – 15–20 % – 8–10 %» естественноисторической жизнеспособности поколений выражена эмпирически подтверждаемая опытом жизни граждан необходимость учета в государствах Земли ноосферной функции науки, знаний, образования Здесь и Сейчас – в реальностях природной (биосферной), социальной (общество), техногенной (экотехнополисной) жизни поселений Отечеств Человечества.
Ноосферная функция наук, знаний граждан, субъектов власти, бизнеса особенно актуальна в стратегии опережающего планирования, управления развитием поселений государств в социоприроднотехногенных условиях планеты. Обострение угроз глобализации в сферах жизни народонаселения государств означает, что на первый план выходят проблемы осознания ноосферной природы Человека разумного (Hs) в биосфере Земли и императивного учета ноосферной роли научных знаний, образования граждан общества во взаимодействии поселений с природой региона жизнеобеспечения. Глобально-региональный демографический переход и депопуляция подтверждают низкий уровень соблюдения обществом ноосферной формулы знаний граждан о законах жизни в регионах поселений государств.
Почему же граждане поселений, органы власти государств с опозданием – неадекватно угрозам опасности среде жизни – учитывают риски, вызовы глобализации жизнеустройству народонаселения в регионах планеты!?
Для ответа на главный вопрос жизни поколений нужно осознание природы самонаименования Человека среди иных видов живой природы, определяющее мировоззренческое понимание естественноисторической роли Человека разумного в безопасном жизнеустройстве Отечеств, устойчивом развитии регионов планеты. В 2008 году «сошлись» даты эволюции знаний Человечества, показывающие необходимость признания Человеком ноосферных начал природы, ноосферного статуса граждан государств глобального общества в опыте жизни поколений Отечеств Человечества.
Чем суровее природные (биосферно-экологические) условия жизни народонаселения сообществ, тем актуальнее не только осознание Человеком собственной ноосферной природы в жизнеустройстве региона биосферы, а реальный учет разумных знаний в жизни субъектов государств.[110] Оскудение регионов жизни Человечества на Земле сделало проблему функционального учета ноосферного статуса Человека во взаимодействии с биосферой неотложной. По сути, речь идет о переоценке системы высших мировоззренческих, институциональных, социокультурных, иных ценностей жизни общества на соответствие ноосферной природе (разумному статусу) Человека в биосфере Земли, мера которого (экологические нормы) должна учитываться в жизни, деятельности граждан и регулирующих институтах территорий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"
Книги похожие на "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"
Отзывы читателей о книге "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.