Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"
Описание и краткое содержание "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1" читать бесплатно онлайн.
В научной коллективной монографии, отражающей материалы и дискуссию в первой научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 2–3 апреля 2009 года на базе Смольного университета РАО, раскрываются разные аспекты формирующейся ноосферной парадигмы российского образования в XXI веке на базе становящейся научно-мировоззренческой системы Ноосферизма. На рубеже ХХ и XXI веков развернулась, по оценкам ряда западноевропейских ученых, вернадскианская мировоззренческая революция, порожденная учением о ноосфере В. И. Вернадского и его развитием, которое находит в начале XXI века свое закрепление в Ноосферизме. Монография адресуется ко всем работникам образования, а также ко всем мыслящим людям, задумывающимся о будущем человечества и России.
В дневниках последних лет ученый писал, что ноосфера определяет его отношение к окружающей реальности; признавался близким, что хочется дольше пожить в ноосфере.[88] Расширение угроз глобализации жизни народам планеты выявило парадокс ноосферного реализма знаний Человечества о законах жизни в природе, которые общеобязательны для учета в целях-ценностях жизни поколений, законах жизнеустройства народонаселения государств планеты. Разрешение ноо-парадокса жизнедеятельности Человека разумного (Homo sapiens) в природе и обществе возможно только при переходе поселений государств на планетарно, регионально и локально устойчивое развитие. Научно-мировоззренческая суть парадокса: сохранение потенциала жизнеспособности поколений народов в регионах биосферы Земли возможно только при условии реализации ноосферной природы, статуса Человека в целях-ценностях жизни граждан Отечеств Здесь и Сейчас – в стратегии безопасного развития поселений регионов государств глобального общества. Вернадский показал: эволюция биосферы Земли в ноосферу общества происходит в процессе творческой научной деятельности поколений, учитываемой в институтах власти государств Земли. Пренебрежение ноосферной ролью науки, знаний в образовании поколений в эпоху тотальной глобализации сфер жизни, производства-потребления Человечества на планете обернулось угрозой его выживания.
Последователи Вернадского разрабатывают мировоззренческие, институциональные, ценностные основания ноосферного реализма знаний субъектов общества о потенциале естественноисторической жизнеспособности народов в природе; показывают роль ноосферной функции институтов науки для перехода поселений от экологически неустойчивых циклов «производство – потребление – утилизация отходов жизнедеятельности» к устойчивым. Ноосферный реализм знаний, накопленных Человечеством, ноосферные функции науки жизни граждан государств могут воспроизводиться только в ноосферных целях, принципах системы образования прошлых, нынешних и будущих поколений. Соединение ноосферных функций наук, знаний с системой образования в стратегии жизни граждан государств определяет потенциал естественноисторической жизнеспособности народов Отечества в биосфере Земли. Поэтому идея эволюции биосферы в ноосферу стала основой концепции коэволюции общества и природы, теории устойчивого развития цивилизации, без которых невозможно упреждать угрозы глобализации регионам, тем более выйти из кризиса.
Основы ноосферного реализма жизнеспособности субъектов поселений общества в природе выражает мировоззренческий принцип Naturae non imperatur nisi parendo,[89] названный академиками Н. Н. Моисеевым и И. Т. Фроловым экологическим императивом жизни поколений народов в биосфере Земли. Соблюдение критериев экоимператива в целях-ценностях регионального жизнеустройства граждан государств является основной формой разрешения ноо-парадокса жизни Homo sapiens в природе, поселениях общества. Актуальность экоимператива в жизнеустройстве поселений государств подтверждена фундаментальным выводом научной основы стратегии устойчивого развития России: «В своем развитии человечество перешло допустимые экологические пределы, определяемые естественной емкостью биосферы. Закончился длительный период условной независимости человечества от законов биосферы. Теперь человек зависим от этих законов».[90]
Зависимость жизни поколений от законов биосферы Земли подтверждена Стокгольмской (1972), Рио-де-Жанейрской (1992) декларациями о связи человека, развития общества с природной средой жизни, декларациями Тысячелетия ООН (Нью-Йорк – 2000 г.) и Иоханнесбургской (2002 г.) по устойчивому развитию, ставших основой программ образования в целях устойчивого развития.[91] Но акты имеют рекомендательный статус, что противоречит общеобязательности учета в политике государств ноосферного потенциала жизнеспособности поколений народонаселения планеты.
«Парижские принципы», принятые под эгидой Комиссии по правам человека ООН (одобрены Генассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., резолюция № 48/134) в ядро универсальных прав Человека (политические, гражданские, экономические, социальные, культурные права)[92] не включают защиту экологических прав граждан на благоприятную для жизни, здоровья окружающую среду. Главная причина невключения – декларация ООН по окружающей среде и развитию государств (принята в сентябре 1992 г.), признающая связь жизнеспособности поколений Человечества с качеством природной среды планеты, имеет не обязательный для исполнения статус.
2. Причины роста глобальных угроз жизни регионам России
Трагический для народа России переход от социализма к капитализму привел к «отстранению» институтов науки Отечества от экспертно-аналитического обеспечения стратегии территориального планирования и управления, резкому снижению статуса СОПС (до узко-ресурсного подтверждения решений).
Цели реформ в России определяются утверждением в политике геостереотипов неолиберализма. Политидеология глобального неолиберализма (в оценке Дж. Сороса, Дж. Стиглица – рыночного фундаментализма) абсолютизирует экономоцентристские приоритеты прав и свобод человека, его интересы в сферах жизни граждан, целях политических институтов стран планеты (экономоцентризм довлеет и в Конституции РФ). В условиях глобализации угроз жизни поколениям человечества это выражено политическим, правовым, экономическим, иным эгоизмом «собственников государства» по отношению к целям жизни граждан Земли.
Резкое сужение социального и институционального статуса науки, образования поколений России стратегически опасно для судьбы их жизни в семье глобального общества: остается на периферии политических решений нового века самая опасная в истории развития Человечества и России тенденция – причины глобального демографического перехода и депопуляции в регионах.
Тотальный упадок рождаемости переживают не только Россия, но и индустриально развитые страны: рождаемость детей на семью снизилась в России с 7,5 в 1900 г. до 1–1,2 в 2000 г.; в Европе, США, Японии – с 3,5–2 до 1,5–2.[93] На перелом веков пришелся пик прироста Человечества (85–87 миллионов новорожденных в год). Народы в регионах Земли пошли на убыль, потому что для устойчивого воспроизводства поколений в Отечествах коэффициент рождений на семью должен превышать 2,2 ребенка. Донорский прирост Человечества дают развивающиеся страны, но у них обостряются дефициты средств жизнеобеспечения поколений.[94] В странах "золотого миллиарда" (общество сверхпотребления) живет около 20 % населения планеты, они расходуют около 86 % всех ресурсов, производя 75 % отходов. В беднейших странах (20 % народонаселения) производится лишь 1 % ВВП Земли – поэтому здесь продолжается деградация и общества и природной среды жизни. Бедные страны (60 % населения Земли) потребляет только 13 % ВВП.[95] Унаследованная из прошлого стратегия целей глобализации усиливает поляризацию «богатство – бедность» и между государствами и внутри них.[96] Если убыль рождений в XXI веке повторит «лестницу» их роста в XX веке, то угроза вымирания рода Homo sapiens станет самой опасной угрозой жизни государств в регионах деградирующей Земли.
Двадцатый век – век тотальной глобализации сфер жизни субъектов сообществ планеты. В XX веке войны «крови» сменились войнами геополитических идеологий управления государств (социализма с капитализмом), когда интересы стран «развитого миллиарда» поставлены выше общей безопасной жизни народов Земли. За прошлый век добыча и переработка вещества на каждого жителя планеты увеличилась на порядок (с 5 до 50 тонн, из них 0,5–1 % применяется с пользой, остальное загрязняет местные экосистемы).[97]
Сохранность естественных экосистем территорий в регионах биосферы составляет:
• Канада и Россия – по 65 %;
• Китай – 20 %;
• Индонезия – 7 %;
• США – 5%;
• Европа – 4%;
• Индия – 1 %;
• Япония – 0 %.
На одного человека используется уже на треть больше ресурсов, чем может дать планета.
В последнем докладе ООН о состоянии биоразнообразия экосистем Земли отмечается что, с 1970 по 2003 год Индекс живой планеты (он охватывает 3600 популяций 1300 видов позвоночных) снизился на 30 %.[98] Экосистемы «замещаются» техносферой – объектами природопользования с избыточными вредными воздействиями на среды жизни биоразнообразия и поколений Homo sapiens, превращая биосферу регионов Земли в «какосферу».[99] Доклад Всемирного фонда дикой природы (WWF) показывает, что сейчас нужды человека на 30 % превышают возможности планеты; за 35 лет на 30 % сокращена численность в пяти тысячах популяций животного мира. Сокращение ресурсов и разрушение экосистем регионов Земли ведут к массовой стагнации, сопровождаемой инфляцией, всплесками роста цен на еду и энергию.[100]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"
Книги похожие на "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"
Отзывы читателей о книге "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.