» » » » Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1


Авторские права

Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова; Астерион, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1
Рейтинг:
Название:
Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-7591-0980-8, 978-5-94856-548-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"

Описание и краткое содержание "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1" читать бесплатно онлайн.



В научной коллективной монографии, отражающей материалы и дискуссию в первой научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 2–3 апреля 2009 года на базе Смольного университета РАО, раскрываются разные аспекты формирующейся ноосферной парадигмы российского образования в XXI веке на базе становящейся научно-мировоззренческой системы Ноосферизма. На рубеже ХХ и XXI веков развернулась, по оценкам ряда западноевропейских ученых, вернадскианская мировоззренческая революция, порожденная учением о ноосфере В. И. Вернадского и его развитием, которое находит в начале XXI века свое закрепление в Ноосферизме. Монография адресуется ко всем работникам образования, а также ко всем мыслящим людям, задумывающимся о будущем человечества и России.






Ноосферные функции науки и образования в условиях глобализации жизни человечества

В. Н. Василенко

1. «Что и зачем нам нужно знать о ноосфере»? (В. И. Вернадский)

Глобальный кризис охватывает все новые сферы жизни Человечества, резко обостряя угрозы опасности народонаселению регионов планеты. Основным показателем-индикатором роста социальноэкологоэкономических рисков глобализации в локальных и региональных условиях поселений государств является планетарный демографический переход. В России он выражен острой депопуляцией и тендерным кризисом.

Необходимость понять фундаментальные причины глобального кризиса для их адекватного учета в политике и социально-экономическом развитии общества выносит на первый план мировоззренчески и институционально новую проблему XXI века – анализ угроз глобализации сферам жизни поколений в регионах государств с позиций учения академика В. И. Вернадского (1863–1945) о биосфере Земли, ее эволюции в ноосферу. Актуальность проблемы подтверждает проведенный в ноября 2007 года в Санкт-Петербурге 1 Международный Ноосферный Северный Форум «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и Человечества в XXI веке»,[77] обсудивший различные аспекты ноосферного реализма знаний в естественных, общественных, гуманитарных науках; использование ноосферной парадигмы знаний в системе образования. Необходимость перехода от идей ноосферы к соблюдению принципов ноосферного реализма знаний в науках, стратегии политики, экономики, системе образования в условиях роста угроз, рисков, вызовов глобализации человечеству показала международная конференция «Ноосферология: наука, образование, практика»,[78] прошедшая в Таврическом национальном университете имени В. И. Вернадского (Украина, Крым).[79] Актуальность проблемы подтверждают программы международной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (Санкт-Петербург, март, 2009 г.); 2-ого Ноосферного Северного форума «Роль Арктики и Антарктики в стратегии ноосферного развития Человечества и России (Санкт-Петербург, ноябрь, 2009 г.); наконец, организация первого Ноосферного Форума Земли (о. Бали, июль 2009 г.).

Нарастание угроз, вызовов глобализации заставляет вернуться к актуальнейшим проблемам сохранения естественноисторического потенциала жизнеспособности человечества в биосфере Земли, которым посвятил жизнь академик Вернадский. В 1911 году он пришел к выводу, стратегически важнейшему в XXI веке: «Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества».[80] И далее: «Но у нас наука находится в полной власти политических экспериментов, и, например, история нашей высшей школы вся написана в этом смысле страдальческими письменами. Русское общество, без различия партий, должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше партий… Отсутствие этого сознания и понимания представляет главную причину, почему в борьбе за политические цели дня не охраняются у нас вечные интересы научной мысли, почему, с другой стороны, так бедно, позорно бедно обставлена научная деятельность в России и так жалки в этом отношении условия, в которых приходится работать русским ученым».[81]

Оценивая опыт «кровавого применения научных завоеваний» (1914–1915 гг.) как новую угрозу «империалистических стремлений», он обосновал стратегическую необходимость учета в функциях власти государств «охранительной и защитительной силы научного творчества», «которая должна быть выдвинута на первое место, чтобы не довести человечество до самоистребления».[82]

В статье «Задачи науки в связи с государственной политикой в России» (Русские ведомости, июнь 1917 г.) член Государственного совета от университетов Вернадский писал: «Революция не должна привести к распаду России. Многие не принимают в расчет, что есть общность более могучая, чем государственность, – есть научное единство территории. Сохранение единого государства и национальное возрождение – не противоречат друг другу, если решаются научным путем… Наука больше всего способствует международному пониманию. Ненасильственно и самым прочным способом она связывает людей и народы. Она выявляет огромные преимущества страны-континента. Пока мы этим преимуществом не пользуемся»[83]. И там же: «Но и у нас придет время, когда мы подобно Штатам будем им пользоваться для трудноисчислимых удобств жизни. Это время придет тогда, когда наша политика будет определяться волей всех нас, то есть волей народа… Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться, как общечеловеческое достояние, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества». Чтобы поставить территориальный потенциал жизнеспособности поколений на благо Отечества в суровом регионе планеты, по инициативе В. И Вернадского, палеоэколога Н. И Андрусова, физика Б. Б. Голицына, геолога А. П. Карпинского, химика Н. С. Курникова в 1915 г. в Императорской академии наук была создана комиссия по изучению естественных производительных сил территории Российского государства (КЕПС), реорганизованная в Совет по производительным силам (1931 г.). СОПС определял учет научного единства территории в стратегии социалистического планирования и управления Госплана, осуществляющего комплексное развитие регионов страны.

Новую попытку привлечь внимание политиков к учению о биосфере, идеям ноосферы предпринял Вернадский во время самой кровопролитной для народов планеты мировой войны. В марте 1943 г. в связи с 80-летием ученого наградили орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией 1 степени. Он уже завершал итоговый труд жизни «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», где вышел на фундаментальные обоснования разумной роли научной мысли Человечества в природе, понимание роли творчества народов в эволюции биосферы в ноосферу. Академик отправил И. В. Сталину письмо «Что и зачем нам нужно знать о ноосфере».[84]

Было отправлено два письма:

1. «Дорогой Иосиф Виссарионович, прошу из полученной мной премии Вашего имени направить 100000 рублей на нужды обороны, куда Вы найдете нужным. Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой. Академик Вернадский».

2. «Боровое, 27.VII.1943 г. Дорогой Иосиф Виссарионович! Посылаю Вам текст моей статьи, которую я послал в редакцию «Правды» одновременно с этим и которую было бы полезно поместить в газете ввиду того, что я указываю на природный стихийный процесс, который обеспечивает нашу конечную победу в этой войне. В телеграмме, которую я послал Вам, передав в пользу Красной Армии половину премии Вашего имени, мною полученной, я указываю на значение ноосферы. С глубоким уважением и преданностью В. Вернадский. Посылаю Вам статью, так как не знаю, будет ли она опубликована. Адрес п/о Боровое, Госкурорт, Акмолинской обл.»

Статья «Что и зачем нам нужно знать о ноосфере» в Правде не публиковалась.

Героическая война СССР против фашистской чумы XX века подтверждала мировоззренчески долгосрочную прогностическую и стратегическую актуальность письма академика лидеру государства. Ученый пришел к ключевым для разумной организации жизнеустройства народов государств Земли выводам: «Ход истории пошел к объединению человечества, к ноосфере – будущему единству человеческой организации как единой планетной действеннойструктуре»; «ноосфера есть природное явление, и исторический процесс, взятый в планетном масштабе, есть тоже геологическое явление»; ноосфера есть «синтез природного и исторического процесса»[85]. Вернадский показал роль учета ноосферной природы ценностей жизни поколений в политике управления регионов государств Земли: «Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости… И перед ним, его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».[86] Он показал ноосферное понимание роли знаний человечества о жизни народов государств в природе Земли, наполнив новым содержанием тезис К. Маркса: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы».[87]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"

Книги похожие на "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1"

Отзывы читателей о книге "Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.