Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Описание и краткое содержание "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II" читать бесплатно онлайн.
Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова, 1782–1867), митрополита Московского давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов. «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)» – это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, имеющих отношение к жизни и деятельности святителя Филарета. В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета, а также цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников. Том II охватывает период с 1826 по 1832 г.
Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.
• Резолюция на прошении церковного старосты и прихожан об устранении желаемого священником и диаконом мастера, как неизвестного им человека, подозреваемого в подкупе и лжи (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 150. № 1767).
• Запись в дневнике: «Муч[еника] Терентия. Всякое земных беспечалие и частое поучение с Божественного писания приводит душу в страх Божий, и страх Божий приносит трезвение, и тогда душа начинает зрети, иже помышленьями ратующия ту, бесы и внимати, о немже и Давид глаголаше: возре око мое на враги моя и возстающия на мя лукавнующия услышит ухо мое. (С[вятаго] Максим[а] Сл[ово] по[движническое в] вопр[осах] и отв[етах])[73]».
11 апреля. Запись в дневнике: «Свящ. м. Антипы. Аще трех сих не стяжет добродетелей, любве глаголю и воздержания и молитвы, не может ум совершенне упразднитися о Бозе. Там же».
12 апреля. Резолюция на прошении дьячка и пономаря о переследовании дела по жалобе на них прихожан за неблагопристойное их поведение во время богослужения (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 150. № 1768).
• Предложение консистории об исключении из Чудова монастыря иеромонаха, при служении в день Пасхи не приобщавшегося Святых Таин (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 151. № 1769).
• Предложение учрежденному при Лавре собору об удалении в Лавру эконома подворья, который сослужил непричащаемуся иеромонаху и не донес об этом происшествии владыке (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 220. № 1895).
• Запись в дневнике: «Василия Царийского. Бог – солнце. Душа – воск, Боголюбива; брение, веществолюбива, мякнет, иссушается и ожесточается. (Сл[ово св.] Макс[има] о Богосл[овии]. С[отница] 1. г[лава] 12)».
13 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Афанасию (Федорову): «Радость Господа нас ради умершаго и воскресшаго, и мир Его да будет с Вами и со всею братиею, Преподобный Отец Наместник… У меня берут Викария. Ожидаю за сие того вознаграждения, чтобы мне остаться дома[74]» (Прибавления. 1886. Ч. 38. Кн. 4. С. 350. № 107).
• Запись в дневнике: «Свящ. м[ученика] Артемона. Шестый день – быти, Седмый – благо быти, Осмый – присно благо быти. (1. 56)».
14 апреля. Резолюция на прошении монаха московского Знаменского монастыря об увольнении его в Палестинский Иерусалим для поклонения Гробу Господню, по данному им обету: «Как из ведомостей видно, что храм святого Гроба подвергся нападению войск Ахрского паши[75], и по нынешнему состоянию Турецкой империи время для путешествия неблагоприятно: то предписать настоятелю, чтобы он изъяснил монаху сии препятствия и, употребляя его в послушании, более удостоверился в его поведении и в искренности предприемлемого намерения, и по времени донес мне» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 151. № 1770).
• Резолюция на рапорте благочинного о том, что на Пасху на раскольническом Рогожском кладбище благовест начинается раньше соборного (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 152. № 1771).
• Запись в дневнике: «Мартина Папы Римского. Якоже в центре от него прямо протяженных линий нераздельно зрится положение: аще сподоблься в Бозе быти, вся увесть яже в Нем бывших предстоящия словеса по простому некоему и нераздельному разуму. (С[отница] 2. Г[лава] 4)[76]».
15 апреля. Запись в дневнике: «Ап[остола] Аристарха».
16 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Афанасию (Федорову): «Казначею не велите бояться гнева за колокол: хотя не худо было бы ему смотреть, чтобы не крепко били. Хорошо, что будничный разбит, а не больше» (Прибавления. 1886. Ч. 38. Кн. 4. С. 351. № 108).
• Запись в дневнике: «Муч[еницы] Агапии».
17 апреля. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о действительной покупке гостинником новых вещей взамен пропавших: «Что тюфяки и подушки пропали, это понятнее, нежели то, что они изломаны. Однако тюфяк не иголка; потому стоило бы труда разобрать в свое время, без вины ли гостинника он пропал. Впрочем, как деньги отдать уже велено: то чего еще?» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 221. № 1897).
• Наречение ректора Псковской семинарии архимандрита Иннокентия (Сельно-Кринова) епископом Дмитровским[77].
18 апреля. Резолюция на прошении московского мещанина о предписании игумении московского Вознесенского монастыря заключить с ним условие на землю по прежней цене (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 152. № 1772).
• Запись в дневнике: «Преп[одобного] Иоанна. Извещают о Высочайшем повелении явиться мне в П[етербург] для присутствования в С[вятейшем] С[иноде]».
19 апреля. Резолюция на допросе консистории пономаря о его недостойном поведении (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 153. № 1773).
• Резолюция на прошении дочери коллежского секретаря об истребовании от священника уплаты должных ей по заемному письму двух тысяч рублей (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 153. № 1774).
• Запись в дневнике: «Иоанна Ветхопесчер[ника]. Якоже слово в Патриарсех живяще, предобразуя таинство Его пришествия: аще и по сем пребывании не точию в сущих еще младенцех пребывает, питаяй духовне и приводяй к возрасту, яже по Бозе совершенства, но и в совершенных, преднаписуя им тайно будущаго Его пришествия, яко во образе характеры. (С[отница] 2. Г[лава] 28)[78]».
20 апреля. Запись в дневнике: «Преп[одобного] Феодора Трихин[ы]».
21 апреля. Резолюция на рапорте благочинного о жалобе жены больного священника на удержание прикомандированным к их церкви священником доходов, причитающихся ее больному мужу. Удержавший деньги священник объяснил это малостью доходов и недостатком в содержании: «Священнику из милости поручено священнослужение с частью доходов: а он, как командир, вздумал удержать у бедного семейства двенадцать рублей» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 154. № 1775).
• Резолюция на рапорте учрежденного при Лавре собора о поручении освидетельствовать в Махрищском монастыре церковь, пришедшую в ветхость и угрожающую падением (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 221. № 1898).
• Письмо А. П. Глазовой: «Благодарю за доброжелательное попечение о худом моем здоровье. Однако сегодня[79], слава Богу, в Успенском я служил и у военнаго губернатора[80] праздновал, хотя не без труда, но приличнее дню, нежели когда бы служил преосвященный Досифей; ибо преосвященный Кирилл[81] лечится, и мне не хочется ему препятствовать, почему он и не был» (ЧОЛДПр. 1876. Кн. 5. С. 59–60. № 34).
• Запись в дневнике: «Св. Свящ[енно]м[ученика] Ианнуария».
22 апреля. Резолюция на прошении иностранца-персиянина из Бухары о присоединении его из магометанства к Греко-Российской Церкви (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 154–155. № 1776).
• Резолюция на допросе консистории диакону о исправлении им земской должности (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 155. № 1777).
• Запись в дневнике: «Преп[одобного] Феодора Сикеота. Гаваон – высокий ум. Фаран – смертию усмиренная плоть. Солнце – освещающее ум слово, Луна – иже по естеству закон, уверяй плоть законно покарятися духу. (с[отница] 2. Г[лава] 34)[82]».
23 апреля. Резолюция на прошении пономаря о переведении его в другую церковь на дьяческое место (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 155. № 1778).
• Резолюция на прошении священника и прихожан о несогласии на определение на пономарское место к их церкви ученика духовного училища, за малолетством и неисправностью (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 155. № 1779).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Афанасию (Федорову): «Келейника вора не из кельи только, но из штата выгнать должно. Я знаю, что штатные и за грех не почитают воровать в Лавре: надобно показать им, что это грех… Если не умру до Маия, то в Маие велят ехать в Петербург. О чем нужно толковать здесь в близости, не пропускайте времени» (Прибавления. 1886. Ч. 38. Кн. 4. С. 351–352. № 109).
• Запись в дневнике: «Вел[ико]м[ученика] Георгия. Не вне ищущих подобает искатися Господу, но в самих, сущею делы верою того подобает искати ищущим. (С[отница] 2. г[лава] 35)[83]».
25 апреля. Резолюция на прошении дьячка о посвящении его в стихарь, ибо он с 1822 года находится на этом месте, а в стихарь не посвящен (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 156. № 1780).
• Резолюция на деле об увольнении от должности священника для поступления в монашество (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 156. № 1781).
• Запись в дневнике: «Ап[остола] и Еванг[елиста] Марка».
26 апреля. Предписание благочинному об освидетельствовании Серпуховских монастырей (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 156. № 1782).
• Резолюция на прошении вдовы священника об определении ее на должность просфорницы, с приложением еще семи прошений на то же место от вдов священно– и церковнослужителей (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 157. № 1783).
• Резолюция на прошении пономаря о переведении его к другой церкви, по бедности занимаемого им места (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 157. № 1784).
• Резолюция на представлении правления Вифанской духовной семинарии о разделении учеников низшего отделения на две части и о помещении их в разных комнатах (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 233. № 1923).
27 апреля. Резолюция на рапорте благочинного о произведении следствия по делу о часто болеющем священнике (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 158. № 1785).
• Запись в дневнике: «Св[ятого] Симеона сродн[ика] Господня. Блага бывают и страсти в тщательных, егда мудро оныя от телесных отлучивше, к стяжанию употребляем небесных. Сиречь, егда похоть убо умного Божественных желания рачительно соделаем движение: сласть же в Божественных дарованиях ума хотетельного действия веселие непорочно: страх же будущаго о прегрешениих наказания предохранительно прилежание: скорбь же исправительно при настоящем зле покаяние. (С[отница] 3. Г[лава] 66)[84]».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Книги похожие на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Отзывы читателей о книге "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II", комментарии и мнения людей о произведении.