Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Описание и краткое содержание "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II" читать бесплатно онлайн.
Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова, 1782–1867), митрополита Московского давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов. «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)» – это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, имеющих отношение к жизни и деятельности святителя Филарета. В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета, а также цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников. Том II охватывает период с 1826 по 1832 г.
Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.
• Запись в дневнике: «Обновление Царяграда. Ветхий убо завет даяние добродетели сущи знак, согласовати тело уму устрояет по движению: Новый же видения суща и разума творителен, тайно оного емлющийся ум Божественными помышленьми освещает и дарованьми. И Ветхий убо разумительному подает образы добродетелей: Новый же деятельному разума истинного словеса царствует. (С[отница] 6. Г[лава] 85)[92]».
12 мая. Резолюция на представлении строительного комитета, учрежденного при Вифанской семинарии, о построении сарая для склада и хранения материалов (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 235. № 1926).
• Запись в дневнике: «Св[ятителя] Епифания».
13 мая. Резолюция на определении консистории об отношении к московскому генерал-губернатору касательно освобождения из под стражи церковнослужителей собора, не изобличенных в краже значительной суммы денег (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 165. № 1799).
• Резолюция на определении консистории об обязании строгою подпиской священника и сына его, дьячка, не венчать браков не своего прихода (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 166. № 1800).
• Резолюция на рапорте благочинного монастырей об освидетельствовании Серпуховского Владычня женского монастыря, в котором богослужение совершается в должном порядке, но в храме святого благоверного царевича Димитрия святой престол найден колеблющимся. Касательно же неудовольствия между игуменией и сестрами благочинным преподаны советы, которые они приняли с любовью и взаимным примирением (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 166. № 1801).
• Резолюция на представлении от ректора МДА обозрения предметов для испытания студентов Академии по случаю окончания учебного года (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 235. № 1927).
• Запись в дневнике: «Муч[еницы] Гликерии. Иже деянием отелесняем разум, и разумом одушевляемо деяние, показующий опасный образ, обрете Богодействия. А иже обоя сия от иного имуща разделенна, или разум непостоянный сотвори мечту, или деяние постави идола. Разум бо недеятельный от мечтания ничего различествует, поставляющаго Его не имущи деяния: и деяние немысленно тоежде подобно идолу есть, одушевляющаго разума не имущи. (С[отница] 6. Г[лава] 88)[93]».
14 мая. Резолюция на определении консистории об удалении священника, диакона и пономаря, виновных в обвенчании брака полковника Мансурова[94] в непозволительном родстве, не своего прихода и без соблюдения узаконенных предосторожностей (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 167. № 1802).
• Резолюция на допросе в консистории священника, показавшего, что действительно план и межевые книги на четыре десятины сгнили и негодны к употреблению, что по церковному лугу проезжающие проложили дороги и что хотя в церковной пахотной земле он допускает крестьян рыть за деньги бут и камень, но только на принадлежащей ему земле, а причетнической земли он не касается: «За небрежное о целости церковных документов и церковной земли и за своевольную отдачу земли для рытья камня, чем она делается неспособной к возделыванию, и следственно отъемлется хлеб у преемников, взыскать со священника пени на вдов и сирот двадцать пять рублей, чтобы впредь порядок и пользу церковную соблюдал» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 167. № 1803).
15 мая. Письмо М. М. Тучковой: «Молитва Господня, которую мы слышали сегодня в Евангелии, есть крайняя высота священного восторга, безконечная для созерцания, неисчерпаемое сокровище надежд христианских. Благодать Господня да сподобит нас не лишиться причастия благ, которые оною всем нам испрошены» (ДЧ. 1868. Ч. 1. № 4. С. 290).
• Запись в дневнике: «Преп[одобного] Пахомия Великого. И бестелесных оставляет словеса, иже к Богу востекий по исступлению ум. Небо обыче с Богом, что от сущих по Бозе вкупе зретися. (С[отница] 7. Г[лава] 4)[95]».
16 мая. Резолюция на прошении бывшего послушника об оставлении его в монастыре и о прощении его в том, что безрассудно утруждал начальство прошением об увольнении: «Никто же возложа руку на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божием. Отказать непостоянному» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 168. № 1804).
• Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о дозволении управляющему секретарской должностью выдавать жалованья по 300 рублей в год (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 222. № 1901).
17 мая. Запись в дневнике: «Ап[остола] Андроника. Жертвы духовныя быти разумеем, не точию страстей умервщление закалаемых мечем духовным, иже есть глагол Божий, и всякия сущия во плоти жизни, яко крови по предложению, истощание или излияние, но и сущих по любомудрию нравов, и всех сущих по естеству сил приведение, посвящаемых Богу и огнем сущия в Дусе благодати к Божественному устроению (жребию) всесожигаемых. (С[отница] 7. Г[лава] 51)[96]».
19 мая. Предложение консистории: «Как при посещении мною Петровского монастыря усмотрены в келлиях неопрятность, в столовых распоряжениях беспорядок, в счетах упущение… то консистории привести в исполнение следующее: казначея по старости от должности уволить» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 168. № 1805).
• Резолюция на предложении консистории по делу о беспорядках, учиняемых крестьянами на Пасху: «…предписать тому же благочинному, чтобы репортовал, прекращены ли по его ведомству хождения крестьян с церковными иконами без причта, и соединенныя с тем неприличия и безчиния» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 169. № 1806).
• Резолюция на донесении священника об удержании у него вторым священником дохода, о невенчании им беспрепятственного брака, пока не был принесен штоф водки и поставлен на амвон, о неслужении им в новый год литургии и молебнов в Высокоторжественные дни и других беспорядках: «Как доноситель в сем доношении сам добровольно признался, что во время всенощного бдения прочитывал правило во святом алтаре, что показывает леность и беспорядок, ибо в церкви надлежало слушать всенощное бдение, а правило читать дома, или в церкви, но по окончании общей службы по чиноположению: то за сие велеть ему положить сто поклонов земных в Волоколамском соборе под смотрением благочинного и соборян» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 172. № 1811).
• Запись в дневнике: «Св[ященномученика] Патрикия Прусск[ого]. Мысленно исправльшему повиновение, и покорившему плоть духови, несть потребы человеческа повиновения. Повинуется бо сей слову Божию и закону, яко благоразумен послушник. А в нихже рать и брань есть тела противу души, нужно есть повинутися, и стяжати воеводу. (С[лово пр.] Феогн[оста]. Г[лава] 11)[97]».
20 мая. Произнесение в Чудовом монастыре Слова в день святителя Алексия: «Не сообразуйтеся веку сему, писал Апостол христианам в веке иудейства и язычества. О горе! нужно и в христианския времена повторять христианам: не сообразуйтеся веку сему. Сообразуйтеся тем истинным рабам Божиим, которых верное служение Богу неослабляется ни прельщением выгод мирских и удовольствий чувственных, ни опасением трудностей, препятствий, скорбей» (Сочинения. Т. 3. С. 387).
21 мая. Совершение божественной литургии в Успенском соборе в день тезоименитства цесаревича и великого князя Константина Павловича и великой княгини Елены Павловны, и рождения великой княгини Елисаветы Михайловны. Проповедь говорил ректор Московской семинарии архимандрит Виталий (Щепетев). По совершении литургии принесено Господу Богу благодарственное о здравии и долгоденствии Его Императорского Величества и всей императорской фамилии молебствие, после чего происходил на Ивановской колокольне обыкновенный звон (МВ. 1827. № 44. С. 1742).
• Запись в дневнике: «Константина и Елены. Проси же спасения болезненно, и приимеши с сим и безстрастие. (Г[лава] 32)[98]».
22 мая. Резолюция на прошении священника с причтом о дозволении им имеющееся при их доме небольшое количество земли отдать в наем желающим с заключением на 12 лет условия: «Слепое дело. Растолковать им, что неизвестного условия, неизвестно с кем, начальство утвердить не может» (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 169. № 1807).
• Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора с испрашиванием архипастырской резолюции об ответе Московскому губернскому правлению о выстроенных на Красной горе лавках (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 223. № 1902).
• Письмо А. П. Глазовой: «Быть у Вас возможности не вижу; и Вас трудить приездом ко мне боюсь. Если завтра часу в седьмом вечера будет у Вас время прогулки, то от Вас зависеть будет дойти и до меня… А Вы на плеча безсильнаго странника зачем еще серебро кладете? По крайней мере, довольно бы ложки патриаршей, чтобы она мне напоминала древнюю воздержность в пище: и таким образом при употреблении ея приносила мне и приятное воспоминание о Вас, и наставление от иерарха. Слов на ложке я не понимаю. А на кружке множество имен немецких, но к чему, еще не догадываюсь. Может быть, договорим завтра» (ЧОЛДПр. 1876. Кн. 5. С. 60. № 35).
• Письмо М. М. Евреинову: «Примите, Милостивый Государь, Михаил Михайлович, посредство – уверить Княжну Анастасию Михайловну[99] и Елисавету Михайловну Ермолову, что я с благодарностию принимаю их вещи – портфейль и книгу записную, чтобы иметь утешение употреблять вещи, пришедшия из добрых рук с благословением» (ЧОЛДПр. 1868. Кн. 4. С. 93. – (Материалы)). Из воспоминаний М. М. Евреинова: «Как-то случилось мне быть у него вместе с семейством Нарышкиных. Он объявил нам, что на днях отправляется в Лавру; тогда Нарышкины начали упрашивать заехать к ним в деревню, находящуюся близ Троицкой дороги, на что он изъявил согласие; а как он знал, что и моя деревня находится по близости от них, то сказал: “А Михаил Михайлович меня к себе не приглашает?” Я сказал ему, что… почел бы за счастие, ежели бы он и меня посетил… В назначенный день посланный мною в Мытищи человек проводил его в село Болшево, где я и встретил его при церкви со множеством собравшагося народа. Осмотрев церковь, он прибыл ко мне в дом, и при входе в первую комнату сказал: Мир дому сему и всем живущим в нем… Он вышел на балкон, долго любовался прекрасными видами и сказал: это место живописное… Через несколько дней приехал я к нему в Лавру благодарить его за посещение меня, застал его прогуливающагося по своей террасе; он сказал мне: “Хотя Ваше местоположение и весьма красиво, но я не променялся бы с Вами, потому что остаюсь и своим очень доволен”» (ДЧ. 1870. Ч. 2. № 6. С. 40–41).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Книги похожие на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II"
Отзывы читателей о книге "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II", комментарии и мнения людей о произведении.