О. Кириллова - Конспект лекций по налогам и налогообложению
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конспект лекций по налогам и налогообложению"
Описание и краткое содержание "Конспект лекций по налогам и налогообложению" читать бесплатно онлайн.
В книге изложены особенности системы налогового законодательства, регулирующего налоговые отношения в РФ, рассмотрены федеральные, региональные и местные налоги с юридических лиц, а также налогообложение физических лиц и специальные налоговые режимы.
Данное пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение» предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: налогообложение, бухгалтерский учет, финансовый менеджмент.
1) в условиях хронической инфляции, проявившейся в силу изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым регулирование, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них;
2) с развитием экономической интеграции произошло усиление позиций внешней торговли и сотрудничества государств и, соответственно, степень зависимости их от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством часто оказывает обратное действие, т. е. положительно влияет на иностранные инвестиции.
Этим и объясняется тот факт, что на смену кейнсианской теории «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».
Основной тезис неоклассической теории – преимущества свободной конкуренции и возможности решения всех народохозяйственных проблем при помощи рыночного механизма.
Основное отличие этих теорий заключается в различных подходах к методам государственного регулирования.
Дж. Милль, основатель неоклассической теории государственного регулирования, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассики полагают, что т. о. будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.
В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм. Теория экономики предложения предусматривает обязательное сокращение государственных расходов, снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, т. к. высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства.
Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост замедляется. Далее происходит либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, снижается предпринимательская активность и инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего начинает активно развиваться «теневой» сектор экономики. По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т. е. повышение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется. Эта теория также хорошо объясняет причины утечки капиталов в оффшорные зоны и увеличивающиеся из года в год масштабы оффшорного бизнеса.
В связи с этим возникает вопрос пороговой ставки, за пределами которой и начинается спад. Лаффер считает, что оптимальная ставка налогообложения (предельное налоговое бремя) находится в интервале между 20 %, предложенными Д. Кейнсом, и 40 %, предложенными бывшим французским президентом В.Ж.Д. Эстеном.
Для оценки оптимальности уровня налогообложения используется критерий эластичности налоговой системы. Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала и обеспечивать развитие производства, т. е. чтобы налоги были не тяжким бременем для налогоплательщиков, а одним из стимулов развития экономики.
Средства государственного налогового регулирования, как и все инструменты государственной экономической политики, подразделяются на административные и экономические. К экономическим инструментам относятся прямое и косвенное государственное финансирование отечественных производителей и предпринимателей, средства налогового регулирования, а также налоговые льготы и преференции. Главными экономическими инструментами налогового регулирования можно считать некоторые виды налогов и сборов, например, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, акцизы.
Одним из наиболее дискуссионных направлений налогового регулирования является внешнеэкономическая деятельность государства. В этом направлении налоги реализуют следующие функции, выступающие объектом налогового регулирования.
Фискальная функция выражается в том, что значительную часть доходов российского бюджета составляют таможенные пошлины и налоги с импорта.
Социальная функция состоит во влиянии уровня налогообложения импортных товаров объемы и качество снабжения населения, занятость, на уровень цен на потребительские товары, продовольствие.
Регулирующая роль налогообложения экспорта и импорта заключается в воздействии на степень насыщенности внутреннего рынка и конкурентоспособность, а также на структурные изменения в экономике.
И все-таки ведущей функцией налогов во внешней торговле в современных условиях должна выступать регулирующая функция. Однако она имеет границы своего применения, основным из которых является состояние государственного бюджета. Оно должно быть благополучным, чтобы предоставить возможность для наиболее полной реализации этой функции.
Государственное налоговое регулирование внутри страны осуществляется в соответствии с выбранной моделью, характеризующей степень участия государства в процессах регулирования.
Лекция 3. Федеральные налоги с юридических лиц
1. Налог на добавленную стоимость
Экономическое содержание и значение НДС
Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. В среднем НДС формирует 13,8 % доходов бюджетов. Однако доли НДС в бюджетах конкретных стран существенно различаются. Например, во Франции НДС – этот налог, дающий наибольшие налоговые поступления – 45 %. В то же время в ряде ведущих стран НДС не взимается. Так, в США признали этот налог социально несправедливым и отказались от его использования. Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения.
Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции он был введен в 1958 г. Хотя до указанной даты показатель добавленной стоимости не применялся в системе налогообложения, он широко использовался в статистических целях. Предложения об использовании показателя добавленной стоимости в налоговых целях звучали и ранее 1954 г. Так, в 1919 г. Вильгельм фон Сименс (Wilhelm von Siemens) предложил внедрить в налоговую систему Германии налог на добавленную стоимость, названный им «улучшенный налог с оборота». В 1991 г. Томас Адамс (Thomas S. Adams) предложил этим налогом заменить налог на прибыль корпораций. В 1961 г. в России был введен налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара. При этом окончательная цена отвара зависела от количества актов его продаж, т. к. каждый продавец был обязан рассчитать этот налог и включить его в цену реализации. Происходила аккумуляция налога, т. к. на каждой последующей стадии реализации налог начислялся на стоимость, включающую в себя прежде начисленные налоги. В 1991 г. налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость. Обложение добавленной стоимости позволяет избежать недостатков налога с оборота, создать систему, при которой величина налога не зависит от количества стадий производства и реализации, а определяется стоимостью продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю.
Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства.
Добавленную стоимость теоретически можно определить двумя способами.
1. Сложения компонентов добавленной стоимости:
ДС = ЗП + АО + Р + Пр + ОСС,
где ЗП – затраты на оплату труда производственного персонала; АО – амортизационные отчисления;
Р – налоги, уплачиваемые за счет прибыли, до налогообложения, проценты за кредиты и другие расходы;
ОСС – отчисления на социальное страхование;
Пр – прибыль.
2. На основе вычитания ранее существовавшей стоимости (стоимости сырья и материалов) из общей стоимости товара:
ДС = СТ – ССМ.
Исходя из двух способов определения добавленной стоимости (ДС) можно использовать четыре различных метода ее налогообложения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конспект лекций по налогам и налогообложению"
Книги похожие на "Конспект лекций по налогам и налогообложению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О. Кириллова - Конспект лекций по налогам и налогообложению"
Отзывы читателей о книге "Конспект лекций по налогам и налогообложению", комментарии и мнения людей о произведении.