О. Кириллова - Конспект лекций по налогам и налогообложению
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конспект лекций по налогам и налогообложению"
Описание и краткое содержание "Конспект лекций по налогам и налогообложению" читать бесплатно онлайн.
В книге изложены особенности системы налогового законодательства, регулирующего налоговые отношения в РФ, рассмотрены федеральные, региональные и местные налоги с юридических лиц, а также налогообложение физических лиц и специальные налоговые режимы.
Данное пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение» предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: налогообложение, бухгалтерский учет, финансовый менеджмент.
О. С. Кириллова, Т. В. Муравлева
Конспект лекций по налогам и налогообложению
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес
* * *Лекция 1. Теоретические основы построения налогов
1. Экономическая сущность налогов
Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и соответственно напрямую зависят от уровня развития самого государства. По средствам налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
Налоги, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются в конечном счете из капитала или из дохода страны».
Определенный вклад в определение сущности налогов внесли ученые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.
Так, по мнению Н. Тургенева: «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств»[1]. А. Тривус считал, что налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.
А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.
Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
НК РФ определено, что: налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, налог: философская и историческая категория, отражающая все изменения реальной действительности, изменяясь в разные, применяемые в отдельные исторические периоды времени, формы и не теряющая своего сущностного содержания; экономическая категория, опосредующая процесс перераспределения стоимости преимущественно в денежной форме.
Экономическая природа налогов раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики; являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования; это обязательный атрибут участников деловых отношений; это основной источник формирования государственных доходов; один из способов регулирования дефицита госбюджета; это одно из действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев населения; это один из инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов[2].
Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая: они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему, которая призвана всемерно стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства, отражать экономические интересы регионов и государства; она должна быть сопоставима с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой.
Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на него функций. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.
2. Принципы организации налогов
Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще в XVIII в. (1776 г.) шотландским экономистом А. Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:
1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству или неравенству в налогообложении;
2) налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);
3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить;
4) каждый налог должен быть задуман и разработан т. о., чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.
К этим правилам А. Смита можно присоединить еще и пятое: государство не должно вводить налогов, противных предписаниям нравственного, морального кодекса.
До Адама Смита и Мирабо (1761 г.) и Юсти (1766 г.), и Верри (1771 г.) выдвигали те же требования к налогообложению. Заслуга же Адама Смита в яркой и точной формулировке и обосновании принципов. Нужна была сильная и продолжительная борьба, прежде чем эти требования были признаны аксиомами.
Второе положение Смита имеет для нас мало реального значения (кроме большей удобочитаемости податных законодательств), а третье и четвертое, касающиеся техники обложения и издержек взимания, будучи общепризнанными, на практике осуществляются.
Четвертое положение Смита сводится к сущности к одному сокращению издержек производства. Это означает принцип экономии, принцип достижения наибольшего результата с наименьшими усилиями.
Немецкий экономист А. Вагнер (конец XIX в.) считал, что налогообложение в обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности и подвижности, народнохозяйственных, представляющих собой надлежащий источник и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияния обложения отдельных видов его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равнонапряженность, податного управления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания[3].
Вагнер выделил:
1) финансовые принципы: достаточность обложения; подвижность;
2) народнохозяйственные принципы: выбор источника обложения, т. е. должны ли быть источником обложения только доход отдельного лица или и капитал его; как действует налог на плательщика, кто его в действительности несет, т. е. исследование вопроса о переложении налогов;
3) принципы справедливости: общность обложения; равномерность;
4) принципы налогового управления: определенность обложения; удобство для плательщика при платеже налога; вопрос о возможно меньших издержках по взиманию налогов.
Достаточность и подвижность Вагнер ставит во главе всех принципов, в противность многим другим финансистам, ставившим на первые места принцип справедливости, равномерности обложения и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конспект лекций по налогам и налогообложению"
Книги похожие на "Конспект лекций по налогам и налогообложению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О. Кириллова - Конспект лекций по налогам и налогообложению"
Отзывы читателей о книге "Конспект лекций по налогам и налогообложению", комментарии и мнения людей о произведении.