прот. Лев Лебедев - Москва патриаршая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москва патриаршая"
Описание и краткое содержание "Москва патриаршая" читать бесплатно онлайн.
566
Макарий, митрополит. Указ. соч. Т. XI. С. 201-209. Автор не приводит в этом месте данных Павла Алеппского, он пользуется лишь отрывками из английской редакции «Путешествия» в переводе на русский язык.
567
Путешествие. Вып. IV. С. 64. Архимандрит Леонид (Кавелин; 1871) в описании Иверского монастыря не упомянул этого важного факта или не имел возможности воспользоваться книгой Павла Алеппского.
568
Путешествие. Вып. II. С. 62.
569
Там же. Вып. IV. С. 82.
570
Там же. С. 84.
571
Там же. С. 79.
572
Там же. С. 31.
573
Там же. С. 23.
574
Там же. С. 24. Описание Троице-Сергиевой лавры на с. 23-38.
575
Там же. Вып. III. С. 162.
576
Там же. Вып. IV. С. 32.
577
Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским/Пер. Г. Муркоса. М.: Изд. Импер. Общества истории и древностей российских при Московском университете: в 5-ти вып. 1896-1900. Вып. III. С. 104.
578
Там же. Вып. IV. С. 170.
579
Там же. С. 126-127.
580
Там же. С. 166. Здесь приведен полный текст грамоты.
581
Там же. С. 169.
582
Там же. С. 126.
583
Там же. С. 179-181.
584
Там же. Вып. III. С. 170-171.
585
См. об этом: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 157-162; Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Спб., 1883. Т. XII. С. 172-177.
586
Путешествие. Вып. IV. С. 175.
587
Макарий, митрополит. Указ. соч. Т. XII. С. 209-214.
588
Путешествие. Вып. IV. С. 178-179.
589
Макарий, митрополит. Указ. соч. Т. XII. С. 209-214.
590
Путешествие. Вып. IV. С. 158. Эти грамоты были особенным явлением, не сохранившимся в жизни Церкви, возможно, потому, что очень походили на индульгенции римо-католиков, хотя, судя по описанию архидиакона Павла, они представляли собой обычные разрешительные молитвы, читающиеся на исповеди, но красиво внешне оформленные и дававшиеся в качестве памятного благословения патриарха.
591
Там же. Вып. III. С. 125-126.
592
Римским и цифрами указаны разделы - I (источники) и II (литература), в скобках арабская цифра означает порядковый номер источника или работы в списке указанных разделов. - II (22). Т. 3. С. 580.
593
О том, что киевские Золотые ворота были сделаны во образ константинопольских. см.: II (12). С. 70; II (28). С. 415.
594
I (1). Вступ. статья. С. 5.
595
Там же. Текст. С. 97.
596
II (12). С. 73.
597
Там же. С. 70-71.
598
I (2). С. 32-33.
599
Там же. Комментарий. С. 629 (уточненная датировка).
600
Там же. С. 45.
601
Там же. Введение. С. 14.
602
II (6). Иллюстрации.
603
Кудрявцев М. П. познакомил меня с этими и иными выводами и в устных беседах и в подробных личных письмах, где любезно разъяснил сущность дела, привел нужные планы и схемы расположения храмов и монастырей древних городов.
604
II (3). С 113-119.
605
II (12). С. 73.
606
Подробней об устройстве алтаря и символике его частей см. нашу работу II (18). Разд. I. Гл. 3 «Алтарь». С. 35-54.
607
Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. настаивают на том, чтобы называть этот собор Троицким (см., напр.: II (14). С. 143-144; II (15). С. 65) на том основании, что центральный восточный придел посвящен Святой Троице. С этим нельзя согласиться. В обычных храмах, где все приделы находятся в восточной части, действительно, центральный является главным и по нему именуется весь храм. Но Покровский собор «на рву» имеет сложную композицию; в нем главным и центральным является Покровский придел, а восточный Троицкий - побочным, наряду с другими. В летописном тексте о постройке этого храма ясно говорится, что он посвящался Покрову Божией Матери. Но в XVI и в конце XVII века его иногда именовали Троицким (см. иллюстрации «Книги избрания на царство»). Однако название храма не по главному престолу, а по приделу - не редкость; тот же Покровский собор по пристроенному приделу стали называть собором Василия Блаженного. Воскресенский собор Нового Иерусалима центральным восточным приделом имел подземную церковь Константина и Елены, но называется по главному центральному приделу Воскресения. Поэтому, если придерживаться канонически правильного названия, то собор на Красной площади нужно наименовать Покровским
608
Цит. по II (14). С. 144. См. также: II (1). С. 260.
609
Белокаменное круглое Лобное место на Красной площади никогда не было местом казни, как часто думают и говорят. Это было место для молебнов, а также для обращений к народу в важных случаях. Для совершения казни на Красной площади строились особые временные деревянные помосты.
610
II (14). С. 144; М. В. Алпатов говорит, что этот храм называли также «новым Сионом» (II (1). С. 260); М. А. Ильин указывает на то, что храм являлся символом рая (II (11). С. 57).
611
II (27). С. 190.
612
См.: там же. С. 203-207.
613
II (26) Русск. текст. С. 1.
614
II (1). С. 259.
615
II (14). С. 144.
616
II (15). С. 86-87.
617
II (11). С. 58; II (14). С. 140-141.
618
II (14). С. 145-147; II (13).
619
Эта тема очень интересно раскрыта в статье Лотмана и Успенского (II (20). С. 236-249).
620
Подробней и по-новому рассмотреть жизнь и деятельность патриарха Никона, в частности его архитектурное богословие, мы попытались в работах II (16); II (17).
621
I (7). Вып. IV. С. 82-85.
622
Что патриарх Никон был не только заказчиком своих монастырей, но и их зодчим, убедительно доказала Г. В. Алферова (см.: II (2). С. 42-44; II (16). Вып. 24. С. 141).
623
О разнице между символом-знаком и символом-образом см. подробней в нашей работе II (18). С. 11, 14-16.
624
Об онтологической природе церковных предметных образов и символов см. нашу работу II (19).
625
Здесь, как и раньше и в дальнейшем, мы употребляем выражение «во образ», имея в виду, что создаваемому объекту придаются лишь некоторые, отдельные условные и часто прикровенные черты прототипа (первообраза). И это нужно отличать от создаваемого «по образу», когда охватываются все, или все основные черты прототипа.
626
Эта икона была привезена в Россию в 1655 году. Сначала она находилась на подворье Иверского монастыря в Москве, затем в связи с особой к ней любовью москвичей была помещена в специально построенной Иверской часовне у Красной площади близ Кремля. Это был второй список с чудотворной Иверской Афонской иконы. Первый, созданный также по инициативе Никона, остался в царской семье, затем вместе с царевной Софьей Алексеевной попал в Новодевичий монастырь в Москве и находится там до сих пор в фондах филиала ГИМа.
627
Автора «Ареопагитик» в науке склонны называть псевдо-Дионисием, так как ряд текстов явно более позднего происхождения, чем время жизни Дионисия. Но, на наш взгляд, это обстоятельство отнюдь не исключает того, что некоторые тексты, и во всяком случае идейно-духовное содержание их, могут восходить к Дионисию Ареопагиту. «Ареопагитики» проникнуты еще неоплатоническим пониманием отношения образа и первообраза, но, как это хорошо теперь доказано, в дальнейшем византийское богословие образа решительно преодолевает неоплатонизм, утверждая нечто новое, а именно, что образ является обладателем энергий первообразного (см.: II (8). С. 108 и далее).
628
Символика Церкви многозначна. Здесь мы всюду останавливаемся лишь на тех значениях, которые наиболее важны для нашей темы. Подробней о символике храма, его частей, богослужебных предметов и одежд см. в нашей работе II (18).
629
II (7). С. 76.
630
II (8). С. 119.
631
Там же. С. 120.
632
Нам уже неоднократно приходилось писать об этом соответствии (см. наши работы: II (16). Вып. 24. С. 143, II (19). С. 76; II (18). С. 13-14.
633
I (6). С. 30-31.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москва патриаршая"
Книги похожие на "Москва патриаршая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " прот. Лев Лебедев - Москва патриаршая"
Отзывы читателей о книге "Москва патриаршая", комментарии и мнения людей о произведении.