прот. Лев Лебедев - Москва патриаршая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москва патриаршая"
Описание и краткое содержание "Москва патриаршая" читать бесплатно онлайн.
234
Это обычный запрестольный выносной крест кипарисового дерева. В 1964 году он был найден автором этих строк среди обломков довоенного музея в б. Ново-Иерусалимском монастыре, в развалинах Воскресенского собора. На бронзовом яблоке между крестом и рукоятью вырезана надпись: «Сей честный крест Святейшего Никона патриарха обложен из монастырского серебра... епископом и кавалером Амвросием...» Крест затем был передан в фонды Московского областного историко-краеведческого музея в г. Истре, где находится и ныне.
235
Известие... С. 61-62.
236
Соловьев. Кн. VI. С. 256; Макарий. Т. XII. С. 704.
237
Макарий. Т. XII. С. 309, 711.
238
Субботин. С. 156.
239
Известие... С. 62, 65-66.
240
Там же. С. 66-69.
241
Макарий. Т. XII. С. 731; Соловьев. Кн. VI. С. 264.
242
Макарий. Т. XII. С. 730; Соловьев. Кн. VI. С. 264.
243
Макарий. Т. XII. С. 741- 743.
244
Там же. С. 743.
245
Там же. С. 739.
246
Субботин. С. 244- 249.
247
Там же. С. 244-245.
248
Известие... С. 73.
249
Соловьев. Кн. VI. С. 268.
250
Макарий. Т. XII. С. 754.
251
Там же. С. 757.
252
Там же.
253
Там же. С. 782.
254
П.P.C. С. 93-104.
255
Известие... С. 80.
256
Соловьев. Кн. VI. С. 270.
257
Известие... С. 88-89.
258
Соловьев. Кн. VI. С. 273.
259
Там же. С. 275.
260
Там же. С. 323.
261
П.Р.С. С. 105-116.
262
Соловьев. Кн. VI. С. 277.
263
Известие... С. 90.
264
Там же. С. 91.
265
Соловьев. Кн. VII. С. 195-196.
266
Известие... С. 93-94.
267
Архимандрит Леонид. С. 41.
268
Известие... С. 99.
269
Там же. С. 101.
270
Там же. С. 104.
271
Там же. С. 107.
272
Архимандрит Леонид. С. 54.
273
Там же. С. 50-53.
274
Известие... С. 109.
275
Бриллиантов. С. 122; Митрополит Антоний. С. 245.
276
Путешествие/Пер. Н. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел); Изд. Московского университета, 1896-1900. Вып. I-V. Вып. I. С. 4.
277
Там же. Выл. II. С. 1.
278
Там же. С. 95.
279
Там же. Выл. IV. С. 184.
280
Там же. С. 195.
281
Там же. Выл. V. С. 150.
282
Там же. Выл. III. С. 30.
283
Там же. С. 66. Павел Алеппский сообщает, что во время пребывания в России патриарха Антиохийского Иоакима Дау в 1586 году бывший при нем митрополит Иса (Иисус) составил в стихах описание Московии, ее достопримечательностей, быта, нравов и т. п., правда, не очень обширное - «одну тетрадь», из которой приводит цитаты архидиакон Павел.
284
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. Т. I. С. 499.
285
Путешествие. Вып. V. Предисловие переводчика.
286
Подробнее об этом см. в статье переводчика «Путешествия» Г. А. Муркоса «Арабская рукопись путешествия Антиохийского Патриарха Макария в Россию (описание рукописи, принадлежащей библиотеке Московского главного архива Министерства иностранных дел)». Статья приложена в конце V выпуска «Путешествия», с. 198-205.
287
Путешествие. Вып. V. С. 200.
288
См. подробно в указанной статье Г. А. Муркоса.
289
Полное его название: «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским». Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел).
290
Нумерация страниц в каждом выпуске особая.
291
Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Спб., 1883. Т. XII. Кн. III. С. 168-169.
292
Ссылки на Павла Алеппского в XII томе «Истории Русской Церкви» митрополита Макария на с. 168-169, 172, 175, 197, 199, 201-202, 211-213, 238, 240, 242, 246, 254, 271-272, 284-285, 288, 294, 296, 298, 309. Все они касаются так или иначе патриарха Никона и его правления.
293
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. 5-е изд. М., 1888. Период патриаршества (1588-1720).
294
Руководство по истории Русской Церкви для Духовных Семинарий/Сост. П. Малицкий. 3-е изд. Спб., 1902. Вып. II, III. Курс VI класса Духовной семинарии.
295
Труды Киевской Духовной Академии, 1876.
296
Автор подробно рассматривает происхождение «Записок» и уделяет большое внимание литургическим моментам церковной жизни (чины различных богослужений).
297
Перечень этих статей см. в предисловии к «Путешествию». Вып. I. С. VII-VIII. В основном эти статьи посвящены церковной истории и археологии Киева.
298
Изд. АН СССР. М., 1955.
299
Путешествие. Вып. I. С. 2.
300
Понятие Украины Павлу Алеппскому совершенно не известно, он называет ее всегда «землей казаков», а украинцев - «казаками» или иногда «русскими». Великороссов он называет только «московитами», а Великороссию именует только «страной (или землей) московитов (или Московской)». Святого князя Владимира он считает «царем казаков» и никогда не отождествляет «казаков» с «московитами», полагая, что это, хотя и родственные, но совершенно разные народы. Впрочем, иногда Павел Алеппский пользуется понятием «вся Русская земля», имея в виду страну московитов, и страну казаков, и прочие земли России, вместе взятые.
301
Путешествие. Вып. II. С. 1-2.
302
Там же. С. 5.
303
Там же. С. 12-13.
304
Павел Алеппский дает очень интересное описание войны украинского народа с Польшей, изобилующее множеством ценных подробностей. Однако в нем допущено много исторических ошибок, так как Павел записывал все понаслышке, не пренебрегая легендарными и анекдотическими слухами. Но, будучи соучастником бесед с самим Богданом Хмельницким «о многих предметах», он, несомненно, мог знать и такое, чего не знали многие. (См., напр.: Путешествие. Вып. II. С. 12.)
305
Об этой встрече см.: Путешествие. Вып. II. С. 32-35.
306
Это были дипломатические просьбы о примирении с господарями Молдавии и Валахии, просившими содействия Патриарха Макария. Гетман написал им миролюбивые письма.
307
Путешествие. Вып. II. С. 37.
308
В этих разделах книги архидиакона Павла имеются подробные описания украинских городов, церквей и монастырей, через которые проезжали гости, ценные сведения об административном делении и управлении Украины, о численности войск Богдана Хмельницкого и численности населения, редкие военноисторические сведения об укреплении городов и сел, дорогах, сведения о сельском хозяйстве и т. п.
309
Путешествие. Вып. II. С. 30-31.
310
Там же. С. 42. Впечатления арихидиакона Павла о церквах и монастырях Киева будут приведены в соответствующей главе - о церквах и монастырях.
311
Там же. С. 95.
312
Там же. С. 96-99.
313
Павел Алеппский пишет, что слова «бьет челом» имеют буквальный смысл, ибо так именно поступали все знатные люди: «Когда они кланялись земно нашему Владыке... то ударяли головой о землю так, что мы слышали стук: обрати внимание на это благочестие» (Путешествие. Вып. II. С. 99).
314
Архидиакон Павел пользуется времясчислением, принятым на Востоке. В 8-м часу означает за 7 часов до захода солнца, то есть около 14 часов по нашему времени.
315
На Соловки и в Сибирь.
316
Путешествие. Вып. II. С. 100-101.
317
Там же. С. 182, 189 и др.
318
Там же. С. 195.
319
Вероятно, касимовских татар.
320
Путешествие. Вып. II. С. 198-199.
321
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москва патриаршая"
Книги похожие на "Москва патриаршая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " прот. Лев Лебедев - Москва патриаршая"
Отзывы читателей о книге "Москва патриаршая", комментарии и мнения людей о произведении.