прот. Лев Лебедев - Москва патриаршая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москва патриаршая"
Описание и краткое содержание "Москва патриаршая" читать бесплатно онлайн.
375
После Собора 1667 года это приняло силу закона (Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. XII. С. 789).
376
Путешествие. Вып. II. С. 170.
377
Там же. Вып. IV. С. 37.
378
Там же. Вып. III. С. 162-163. Положение келаря Свято-Троице-Сергиевой лавры было настолько сильным и могущественным, что Павел, описывая этот случай, говорит со страхом, что он (Никон) «дошел до того, что отставил от должности келаря Св. Троицы».
379
Там же. Вып. III. С. 162.
380
Там же. Вып. IV. С. 129.
381
Пядь, пядень - мера длины: расстояние между большим пальцем и средним или мизинцем.
382
Там же. Вып. II. С. 108-109.
383
Там же. С. 166.
384
Там же. С. 16-17.
385
Ношение наперсного креста в Русской церкви всеми священниками со дня хиротонии введено при императоре Николае II. На православном Востоке доселе наперсный крест - награда заслуженному священнику, такие священники именуются ставрофорами (греч. - «крестоносные»).
386
Там же. Вып. IV. С. 107.
387
Покров на клобук из легкой ткани, ныне чаще называется наметкой.
388
Там же. Вып. II. С. 44.
389
Цветная шелковая ткань с узорами и разводами.
390
Там же. С. 194-199.
391
Путешествие. Вып. III. С. 47-48.
392
Такое смиренное положение князей и бояр не покажется странным, если учесть, что к середине XVII века они совершенно потеряли свою былую самостоятельность и могущество. Павел Алеппский пишет, что даже «наиважнейшие между ними» не могли иметь под своей властью у себя в доме более трехсот человек слуг; во время войн им давалось войско, управление которым было в руках царя; бояре не имели права собираться друг у друга для каких-либо советов; все совещания должны были проходить у царя, в противном случае он «рассеял бы их всех мечом». «По этой причине среди вельмож совершенно не бывает бунтовщиков» (Путешествие. Вып. III. С. 34).
393
Путешествие. Вып. III. С. 159.
394
Там же. С. 145.
395
Там же. С. 189.
396
О патриарших облачениях, которые хорошо описаны у Павла Алеппского, будет говориться в соответствующем разделе.
397
Путешествие. Вып. III. С. 56-57; Вып. IV. С. III и др.
398
Там же. Вып. III. С. 180.
399
Павел Алеппский сообщает интересную подробность. Замечая, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, он говорит, что они были распределены между вельможами по известному числу для получения ежедневного пропитания по разрядным спискам, и каждый боярин содержал свое число их. Кроме того, было «много домов для помещения их и ежедневная выдача» потребного для жизни (там же. С. 34).
400
Соловьев С. М. История России. М., 1962. Кн. VI. С. 274-275.
401
Путешествие. Вып. III. С. 171.
402
Там же. Вып. II. С. 44.
403
Там же. С. 65.
404
Там же. С. 58-59.
405
Там же. С. 2.
406
Там же. С. 59. Об этих грамотах речь будет идти особо в дальнейшем.
407
Там же. Вып. IV. С. 51, 57.
408
Там же. С. 79.
409
Там же. Вып. III. С. 126.
410
Там же. С. 94.
411
Там же. Вып. IV. С. 126.
412
Там же. Вып. III. С. 27.
413
Там же. С. 94.
414
Там же. С. 27.
415
Там же. С. 18.
416
Там же. С. 21.
417
Там же. С. 18-19.
418
Стремление во всем, хотя бы внешне, подражать русскому благочестию из боязни уронить себя в глазах московитов доходило до того, что антиохийские гости, по примеру русских подвижников, все два года пребывания в Москве не мылись, не ходили в баню... Павел горько сетует на это обстоятельство (там же. Вып. IV. С. 162).
419
Так, например, когда приехал в Москву митрополит Мир Ликийских и оказалось, что «архимандрит... мнимые родственники и дьякон курили табак, немедленно всех их сослали в заточение» (там же. С. 56).
420
Там же. Вып. III. С. 24.
421
Там же. С. 78-79.
422
Там же. С. 136-137.
423
Там же. С. 88. Даже православных белорусов патриарх Никон повелевал, «если они обливаны... крестить снова» (Соловьев С. М. История России. Т. VII. С. 119).
424
Там же. Вып. IV. С 170-171.
425
Там же. С. 171.
426
Там же.. С. 175.
427
Там же. Вып. II. С. 199.
428
В книге Павла Алеппского приводится много интересных этнографических подробностей, детально описывается одежда крестьян, мужчин, женщин и девушек, одежда знатных людей, князей, царя и их жен и детей. Замечается, что, тогда как на Украине мужчины брили головы, оставляя лишь небольшой клок, и бороды, в Московии, наоборот, носили бороды, не подстригая их, и длинные волосы (см., напр.: Вып. II. С. 128-129).
429
Путешествие. Вып. IV. С. 20-21.
430
Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Спб., 1906.
431
Мейерберг А. Путешествие в Московию. Чтения Имп. общества истории и древностей российских. М., 1873.
432
Соловьев С. М. Указ. соч. Т. VII. С. 113-117.
433
Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Спб., 1882. Т. XI. С. 211- 219; 1883. Т. XII. С. 774-792.
434
См., напр.: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 3-22.
435
Путешествие. Вып. II. С. 160-165.
436
Пространство между архиерейским местом и амвоном.
437
См. описание всенощного бдения и литургии в Киеве на празднике в честь апостолов Петра и Павла 1654 года (вып. II. С. 60-62).
438
Там же.
439
Там же. С. 63.
440
Там же. С. 64.
441
Там же. С. 131.
442
Там же. С. 155-157.
443
Там же. С. 159-160. Как явствует из всех свидетельств Павла Алеппского, молитва «Боже духов...» на литургии и на панихиде всегда читалась тайно.
444
Там же. С. 165-166.
445
Путешествие. Вып. III. С. 135.
446
Архидиакон Павел пишет даже - «больше Пасхи» (Путешествие. Вып. II. С. 168; Вып. IV. С. 84).
447
Значит, вечерня с утреней соединялись за всенощным бдением только в случаях особенных праздников.
448
Из книги Павла Алеппского явствует, что перед освящением воды непременно полагалось предстоятелю омывать руки.
449
Анагносты - еще не посвященные в иподиаконы, которые прислуживали архиерею, нося посох, мантию и т. д.
450
Путешествие. Вып. IV. С. 82-85.
451
То есть так называемому лобному месту, которое на самом деле было местом для молебнов по большим праздникам.
452
В храме святого Василия Блаженного.
453
Путешествие. Вып. IV. С. 88.
454
Там же. Вып. II. С. 180.
455
Там же.
456
Там же. Вып. IV. С. 91.
457
Там же. Вып. II. С. 188.
458
Очень подробно и красочно описана Павлом Алеппским встреча царя в Москве (вып. IV. С. 95-98).
459
Путешествие. Вып. IV. С. 103.
460
Там же. С. 106.
461
Все это см.: Вып. IV. С. 107-109.
462
Там же. С. 109-112. Трапеза патриарха Никона подробно описана здесь, в этом месте, как и вообще в книге Павла Алеппского; приводится довольно подробное описание войны с Польшей, где сообщаются многие подробности, например, самоубийство полководца Бутурлина, что неизвестно даже С. М. Соловьеву, сообщается множество сведений о государственном управлении, финансах, численности войск, снабжении армии, дипломатических отношениях, торговле, строительстве и т. д.
463
Путешествие. Вып. II. С. 191.
464
Там же. Вып. IV. С. 113-114.
465
Там же. Вып. II. С. 191.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москва патриаршая"
Книги похожие на "Москва патриаршая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " прот. Лев Лебедев - Москва патриаршая"
Отзывы читателей о книге "Москва патриаршая", комментарии и мнения людей о произведении.