Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Таинственная Полинезия"
Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.
"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.
На Гавайских островах все общество, как и на других островах Полинезии, было разделено на три слоя, вернее - на три самостоятельных класса с совершенно разным социальным положением. Низшую группу здесь составляли рабы (на Гавайях их называли каува), в целом, правда, довольно немногочисленные.
Само слово "каува" имеет чрезвычайно обидными, уничижительный оттенок. Тяжкий удел гавайских рабов связан даже не с тем, что они - как в других частях света - своим нескончаемым подневольным трудом должны обеспечивать высокий экономический уровень общества и "сладкую жизнь" элиты. Немногочисленные каува в глазах гавайцев - просто люди вне закона, нечто вроде полинезийских парий.
Рабами, т. е. каува, в Полинезии становились люди, чьи предки (или они сами) некогда нарушили какое-нибудь важное табу и были изгнаны из класса лично свободных - макааинана - в класс каува. Рабами также становились и военнопленные, разумеется, если победители тут же не приносили их в жертву богам в своих святилищах.
Каува имели право жениться лишь на каува. Ребенок раба становился рабом. Эти полинезийские парии жили в хижинах, в особых, изолированных районах. В дом свободных макааинана, а тем более представителей аристократии они не смели входить под страхом смерти. Разумеется, это правило не распространялось на рабов, прислуживавших в семьях свободных членов общества. И наоборот, вход на территорию, где жили "нечистые", был табу практически для всех лично свободных гавайцев.
Каува, естественно, не могли владеть землей, не имели они и никаких других прав. Эти "полулюди", как свидетельствовали первые "белые" посетители полинезийских островов, считались пригодными лишь для одного - для жертвоприношений. Именно из их числа выбирали тех, кого убивали во время совершавшихся в храмах обрядов.
Положение древних полинезийских рабов во многом до сих пор неясно. Письменные сообщения о них первых посетителей Гавайских островов появлялись лишь спорадически. Но мало говорятся и о тех, кто заслуживал бы с нашей стороны главного внимания, - о членах самого многочисленного слоя гавайского общества, о макааинана. Их название связано со словом "аина" - "почва", "земля". А оно, в свою очередь, связано со словом "есть, питаться". Макааинана, и верно, были людьми, своим трудом обеспечивавшими пропитание всего общества. Они заботились о том, чтобы всем гражданам полинезийского государства было что есть.
Макааинана могли трудиться на благо общества и как рыбаки, и как менее квалифицированные ремесленники и т. п. Но в первую очередь они возделывали землю. Хотя земля и не являлась их собственностью. Весь земельный фонд архипелага (если на отдельных островах еще сохранялись самостоятельные "королевства", то земельный фонд того или иного острова) делился, точнее - заново перераспределялся при вступлении на трон каждого нового "короля" или верховного правителя.
Результатами своих трудов макааинана должны были делиться со своими господами, в особенности - с вождем, "королем". Миссионер Эллис свидетельствует, что гавайцы обязаны были два дня в неделю работать на правителя. Тот самолично устанавливал повинности подданных и общий размер вносимой ими "дани".
На этом архипелаге она состояла прежде всего из земледельческой продукции, лубяной материи тапы, собачьего мяса и свинины, рыбного улова, а также часто из перьев редких птиц (из последних для представителей аристократии делались красивые плащи и головные уборы).
Кроме этих поборов макааинана - рядовые, лично свободные граждане - выполняли свои повинности по отношению к государству, участвуя в различных общественно полезных работах. Весьма значительную роль на Гавайских островах играло искусственное орошение, строительство больших оросительных систем.
Макааинана, не выполнявшие повинностей, могли быть наказаны: их сгоняли с земли или даже казнили. Наряду с королем право собирать дань в свою пользу имели местные вожди и представители знати, стоявшие во главе какой-либо конкретной деревни или округа, где жил макааинана - "налогоплательщик".
Между положением отдельных групп макааинана существовали определенные различия. Ремесленник, например, обычно жил лучше крестьянина. Подобные же различия существовали и между отдельными группами представителей высшей ступени полинезийской общественной лестницы - знати, аристократии, которую в Полинезии называли традиционным словом "арики", по-таитянски - "арии", а здесь, на Гавайских островах - "алии".
Арики (алии) были непроходимой стеной отделены от народа. Граница между трудящимися и привилегированными, неработающими членами полинезийского общества четко определялась, и преступить ее было невозможно. Но и группа, которую составляли алии, имела внутренние границы. Гавайцы различали в ней одиннадцать подгрупп - от самой низкой до самой высокой. И лишь на этой самой высокой ступени общественной пирамиды стоял король.
Властители "властителей"
Итак, самая высокая, одиннадцатая, ступень общественной пирамиды, вырастающей внутри группы, которую составляли алии, отведена суверенному, общающемуся с богами монарху. Эти вожди, затем верховные вожди и, наконец, короли неустанно углубляли и укрепляли свою власть в полинезийском обществе, точнее - над ним.
В конкретной ситуации Гавайских островов усилению власти местных вождей, очевидно, способствовала их столь важная для всего общества роль организаторов строительства оросительных систем. Осуществление этих сложных гидротехнических проектов, в соответствии с которыми воду вели по искусственным каналам нередко на большие расстояния, требовало достаточно сильной централизованной власти, позволяющей сосредоточить на строительстве множество рабочих рук, организовать их труд и квалифицированно руководить ими.
Непроходимая граница между народом и аристократией была окончательно установлена на этом самом северном, полинезийском архипелаге где-то в конце XIII столетия. Это укрепление власти аристократии связано с деятельностью вождей или жрецов Мавеке (жил около 1100 г.), Паао и Пили (вторая половина XIII в.).
Следующим этапом общественно-политического развития на Гавайских островах было постепенное объединение земель, управляемых отдельными великими вождями, во все более крупные территории. В конце концов один алии распространил свою власть на целый остров. Этот процесс объединения труднее протекал на Большом Гавайском острове, действительно "большом" и традиционно, с незапамятных времен разделенном на пять самостоятельных территориальных образований.
В результате постепенного слияния на Гавайском архипелаге осталось всего четыре "государства", а на рубеже XVIII и XIX вв. король Камеамеа I силой объединил все восемь Гавайских островов в одно полинезийское государство. Потомки Камеамеа и последующие полинезийские короли правили на Гавайях практически до начала нашего века. Важнейшим достоянием короля, составлявшим экономическую основу его неограниченной власти, было исключительное право на владение всей землей, закрепленное за ним господствующими представлениями и законами. Землю он давал в пользование обитателям архипелага. При этом земледельческая продукция была - как сказали бы современные экономисты - главной статьей национального дохода большинства полинезийских стран. Король считался не только светским, но и духовным главой архипелага. Иногда он сам руководил самыми важными священными обрядами. Даже верховный жрец должен был во всем подчиняться королю. Жители Гавайских островов рассказывают, что король Калаунуиу (правил около 1400 г.) несколько раз приказывал бить жрецов, чтобы наглядно продемонстрировать им свою власть.
Социальными узами король был связан с другими представителями аристократии, но с народом, с представителями сословия макааинана ничего общего он иметь не мог. На Гавайских островах даже самые отдаленные предки этих двух главных общественных групп имели разное происхождение.
Для всех членов общества, особенно для представителей народа, король считался неограниченным табу. Полинезийцы даже ставили знак равенства между королями и богами. Своих высочайших повелителей они называли "видимыми богами". Смерть такого "видимого бога" - короля - наносила травму всему обществу, вызывала настоящий катаклизм.
Столь же общенародное значение обретало, естественно, к рождение короля. Этот высший представитель аристократии, как и всякий член полинезийского общества, получал свое место в жизни по наследству. Как у раба рождался раб, так и у короля - король.
В Полинезии для ребенка весьма важное значение имело не только общественное положение отца, но и происхождение матери. Поэтому, по представлениям полинезийцев, необходимо, чтобы оба родителя имели самую благородную кровь, наилучшее происхождение. Дабы новорожденный, который мог стать в будущем властителем государства, соответствовал основному условию полинезийской "социальной генетики", было желательно, чтобы он был зачат в браке, заключенном между кровными родственниками, то есть происходил бы от первого сына местного короля и его родной сестры. Лишь такой ребенок ничего не утрачивал из маны обоих родителей, и только он был достоин занять после смерти отца пустующий трон полинезийского королевства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинственная Полинезия"
Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"
Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.