Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Таинственная Полинезия"
Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.
"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.
Внутренняя организация тайного общества Ариори напоминает организацию "вольных каменщиков". Все общество разделено за ряд лож. Причем на Раиатеа ложи размещались в самом святилище Тапутапу атеа. Так же как масоны, ариори делились на несколько, а если говорить точно, на восемь ступеней. Возможно, сначала в ариори принимали только детей вождей, но позднее тайный союз открыл двери и для простых полинезийцев.
По "ступенькам" лестницы члены тайного общества поднимались медленно. Длительное время они были всего лишь послушниками (поо) и находились в самом зависимом положении, прислуживая всем членам высших ступеней. Во время публичных "представлений", составлявших основную открытую деятельность ариори, послушники могли декламировать, петь и играть лишь в малозначительных партиях. После того как поо проявлял достаточное знание тайного учения и особенно тогда, когда он глубоко проникал в культ бога Оро, он мог быть принят в общество, посвящен в его члены и стать настоящий ариори - правда, пока лишь, первой, самой низкой степени. Свидетельство принадлежности к той или иной ступени члены тайного общества носили прямо на теле. Им была татуировка. Достигая более высокой ступени, член Ариори имел право украсить татуировкой еще какую-либо часть своего тела. Эта татуировка оказалась чем-то вроде звездочек на офицерских эполетах. Образцы татуировки и расположение того или иного узора были раз и навсегда строго и точно определены в соответствии с рангом ариори.
Возникшее на Раиатеа тайное общество - Ариори - в Полинезии не единственная организация подобного рода. На Маркизских островах действовал тайный союз Каиои (впрочем, если мы примем во внимание законы чередования звуков, то выяснится, что, строго говоря, перед нами то же самое название, только звучащее несколько иначе). Однако ввиду более низкого уровня социально-политического развития маркизского общества каиои не достигли такого совершенства и такого значения, как их тезки с Раиатеа.
Маркизские канон в большей степени, чем ариори, сохранили и явную связь со своей первоначальной миссией - обеспечением плодородия. Чтобы задобрить богов, они охотились за черепами и людьми, предназначенными для жертвоприношений. Но в одном каиои совершенно схожи со своими раиатеаскими коллегами - в глубоком интересе к татуировке, которая опять-таки в точности соответствовала предписанным образцам и, согласно строго заведенному порядку, наносилась на точно установленные части тела.
Каиои по сравнению с ариори открыто служили вождям отдельных областей и островов, или, пожалуй, лучше будет сказать, более открыто защищали их интересы. Иногда они были и членами "свиты" вождя. Такая тесная связь с элитой общества, с его великими вождями чрезвычайно характерна для всего, что в Полинезии имеет отношение к религии, религиозным представлениям, культу.
В Полинезии никто никогда не задавал вопроса:
- Кто выше, император или папа?
Здесь первая роль совершенно бесспорно принадлежала представителю политической власти. Арики. Полинезийскому вождю. Арики были настоящими властителями "властителей рая".
Семья, государство и экономика
Прежде всего хотелось бы сказать о социальной и политической организации Полинезии. Следует обратить внимание, что полинезийское общество было - в сравнении с двумя другими частями Океании, Меланезией и Микронезией - значительно более развитым. Ко времени прихода сюда первых европейцев монолитное родовое общество уже полностью отошло в прошлое.
И хотя на отдельных архипелагах уровень общественного развития был неодинаков, тем не менее еще задолго до появления первых чужеземцев во всей Полинезии начался процесс глубокой социальной дифференциации. Повсеместно здесь существовало несколько весьма различных по своему положению слоев населения. Это было обусловлено довольно высокой производительностью труда, что давало возможность ряду слоев общества - вождям, священнослужителям, представителям различных видов искусства - непосредственно не участвовать в материальном производстве.
В этой связи заслуживает внимания одно любопытное обстоятельство. Хотя на полинезийских островах возникает значительный прибавочный продукт, который мог бы обеспечить развитие торговли и обмена, ничего похожего там не происходит. (И если уж речь зашла об экономике, необходимо также отметить, что столь развитые во многих отношениях полинезийцы так и не "изобрели" денег или какого-либо их эквивалента.)
При этом нужно учесть, что ни в одной другой области не сложилось таких больших различий в развитии отдельных архипелагов и островов, как именно в сфере общественной организации. Основным типом семьи на всех островах была парная (моногамная)[189] семья. Обычно она входила в состав так называемой большой семьи, имеющей общего прапрапредка по мужской линии, и его культ в каждой такой основной ячейке полинезийского общества играл важную роль. Таким образом, родство определялось преимущественно по мужской линии.
Несколько таких больших семей жило сообща в полинезийской деревне. Жизнью деревни руководили местные вожди или нечто вроде совета старейшин, которому - особенно на островах Самоа - при решении "общественных вопросов" принадлежало последнее слово.
Полинезийское общество было строго разделено на несколько слоев. Принадлежность к тому или иному слою, по существу, наследовалась[190]. Так, свой социальный удел полинезиец обретал уже при рождении.
В полинезийском обществе было три основных слоя - это арики, или вожди, свободные общинники и, наконец, подневольные рабы. Впрочем, рабов мало. На ряде островов их вообще не было. На остальных преимущественно существовало лишь так называемое патриархальное рабство, при котором рабы не обеспечивали основное пропитание общества, а лишь помогали в хозяйстве. Это скорее слуги, чем рабы. Глубоко униженное положение рабов более всего проявлялось в отношении к ним "свободных" членов общества. Рабы считались существами низкими, грубыми, лишенными человеческого достоинства.
Разделение общества на аристократию, лично свободных общинников и рабов в каждой из стран Полинезии имело своеобразную, не похожую на других форму. Но можно с уверенностью сказать, что наиболее высокого уровня социальное развитие достигло на трех архипелагах - на Тонга, Гавайских островах и на островах Общества (особенно на самом большом из них - Таити).
На этих трех архипелагах зарождаются настоящие общественные классы. Параллельно с переходом к классовому обществу здесь складываются и ранние полинезийские государства, территорию которых составляет уже не какая-то отдельная область, а весь остров или даже архипелаг. Здесь происходят изменения и в отношениях собственности, касающиеся основного средства производства - земли.
Невозможно привести к общему знаменателю все различия и особенности конкретного социально-политического развития на разных архипелагах. К тому же такая попытка привела бы ко многим неточностям, если не ошибкам. Поэтому в соответствии с давно известным принципом "pars pro toto"[191] лучше избрать один пример, по возможности позволяющий судить и обо всех остальных случаях.
Все архипелаги, где социально-политическое развитие зашло далеко, мне довелось посетить не раз во время моих поездок по Океании. Но чаще и продолжительнее всего я останавливался на Гавайских островах, где в моем распоряжении был богатый архив Гавайского королевства, а также многочисленные письменные сообщения первых миссионеров и американских колонистов архипелага, хранящиеся в фондах Гавайского государственного университета и ряда других исследовательских центров.
Благодаря этим источникам мне удалось составить более полное представление о социальной организации этого архипелага, чем о других землях "треугольника".
Две ипостаси полинезийского общества
И на Гавайских островах задолго до прихода "белых" произошел распад отличавшегося монолитностью родового общества. Высшей общественной ячейкой, в которой связи между отдельными членами определялись на основе родства, становится упоминавшаяся выше большая семья. Но роды и племена как таковые уже не существуют. (Традиционные границы племенных территорий теперь заменены границами отдельных округов.)
На Гавайских островах все общество, как и на других островах Полинезии, было разделено на три слоя, вернее - на три самостоятельных класса с совершенно разным социальным положением. Низшую группу здесь составляли рабы (на Гавайях их называли каува), в целом, правда, довольно немногочисленные.
Само слово "каува" имеет чрезвычайно обидными, уничижительный оттенок. Тяжкий удел гавайских рабов связан даже не с тем, что они - как в других частях света - своим нескончаемым подневольным трудом должны обеспечивать высокий экономический уровень общества и "сладкую жизнь" элиты. Немногочисленные каува в глазах гавайцев - просто люди вне закона, нечто вроде полинезийских парий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинственная Полинезия"
Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"
Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.