Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Таинственная Полинезия"
Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.
"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.
С "флотом" полинезийцев мы уже познакомились. Присмотримся теперь к умению полинезийских навигаторов ориентироваться, попросту говоря, - к полинезийскому искусству судовождения. Эти способности, разумеется, не были врожденными. Их приходилось приобретать многолетней практикой. И чем меньше была площадь островов Океании, чем больше зависела жизнь человека и целого коллектива, племени, народа от соприкосновения с жителями других тихоокеанских островов, тем сильнее была заинтересованность данного социума в развитии навигационных навыков.
На "микроостровах" Микронезии, особенно на самых малых атоллах Маршалловых островов и архипелага Кирибати, действовали настоящие школы навигации. Существование таких школ в Полинезии не доказано. Но и здесь, если кто-нибудь выбирал для себя "профессию" навигатора, он должен был довольно долго и тщательно к этому готовиться.
На полинезийских островах, среди этих колумбов Тихого океана, "профессия" навигатора принадлежала к самым уважаемым, но и самым трудным. А потому подготовка к ней была длительной и интенсивной. К сожалению, все, что связано с искусством вождения полинезийского судна, мы знаем гораздо хуже, чем сами эти суда. Но нам известно, что навигационное дело в семьях наследовалось. Причем не в любых семьях, а лишь в семьях самого высокого ранга. Таким высокородным полинезийцем был, например, житель острова Раиатеа по вмени Тупиа. В 1777 г. он по памяти описал капитану Куку, причем очень точно, расположение ряда островов Тихого океана.
На таких двухкорпусных катамаранах полинезийцы предпринимали длительные плавания, нередко совершая путь в несколько тысяч километров.
В семьях полинезийской элиты, посвятивших себя вождению судов по бесконечным водам Моаны, из поколения в поколение передавались также знания в области климатологии, метеорологии, океанографии и в особенности астрономии. Да, да - астрономии, потому что ничто иное не могло так помочь рулевому на лодке-катамаране, как познания в области расположения звезд. Стороны света он определял по звездам, весь горизонт делил в соответствии с направлениями постоянных ветров. Известных европейской науке географических координат полинезийцы не знали, да и не нуждались в них.
Немецкий автор Ганс Петер Юргенс так характеризовал навигационные принципы полинезийцев: "В отличие от нашей навигационной астрономии, позволяющей определять местоположение с помощью ординат, мореплаватель из Океании ориентировался по движению звезд на небе. Он плыл по памяти, следя за их перемещением; в море он находился на "вертикале", соединяющем зенит с какой-нибудь определенной звездой (вертикал - это большой круг небесной сферы, проходящий через зенит, звезду и надир[160]), и потому передвигался, точно придерживаясь большого круга. Земные и небесные координаты значения не имели. Точное определение этих координат занимало его столь же мало, как и то, где сейчас находится судно, - лишь бы приближаться к цели и лишь бы хватило провианта".
Итак, вместо компаса полинезийский кормчий пользовался "путеводной звездой". На небе среди знакомых небесных светил он находил такое, которое точно указывало направление к цели. Чтобы не отклониться, полинезийский навигатор присоединял к своей "путеводной звезде" еще две "вспомогательные". Эти три небесных светила должны были представлять собой в небе треугольник, при этом "путеводная звезда" должна была находиться на его вершине. Если лодка во время плавания отклонялась в сторону одной или другой "вспомогательной" звезды, кормчий корректировал направление. Из небесных светил, известных полинезийской астрономии, навигатор выбирал лишь те, которые стояли низко над горизонтом (до 40°). По звездам, находящийся выше, ориентироваться было бы уже трудно.
На отдельных островах полинезийские навигаторы выработали точную местную терминологию, обозначающую названия возможных направлений плавания. Как европейский капитан говорит: "запад", "северо-запад", "северо-северо-запад" в т, д., так полинезиец любое направление плавания обозначал именем путеводной звезды. С этой целью кормчие с архипелага Тонга разделили все небо на три части, называемые фанакенга. Звезды же подразделяются не только по тому, в каком направлении они на ходятся, но и по тому, к какой фанакенга принадлежат.
Плавание предпринималось, лишь когда та или иная звезда находилась в оптимальном для этой цели положении. Например, навигаторы с атолла Кирибати знали, что могут возлагать самые большие надежды на счастливый исход плавания, если отправятся в путь, когда красная звезда Антарес из созвездия Скорпиона появится на восточной стороне горизонта (на Кирибати это бывает в июле).
Полинезийским мореплавателям было известно огромное количество звезд, они прекрасно помнили их положение и движение по небесной сфере. У них было великолепно натренированное зрение. Так, например, они простым глазом различали несколько колец Юпитера!
Большинству звезд, которые были известны полинезийской астрономии, жители островов давали собственные имена. Особенно важны для них были Плеяды, носившие название Мата Нии (букв. "Маленькие глазки"), Южный крест (Тауа), Орион (Уру Мереноре), планеты Венера (Тауруа), Марс (за свой цвет получивший название Фетиа Уру - "Пылающая звезда") и т. д.
Немалое значение для полинезийских навигаторов имела и осведомленность относительно направления и характера ветров. С точки зрения европейца, их познания кажутся невероятно детализированными. На ряде островов (например, на архипелаге Токелау) в ходу был перечень, состоявший из тридцати двух ветров. Это были ветры разных направлений и свойств. Знание каждого ветра и того, что можно от него ожидать на море, относилось к главным элементам обучения полинезийского навигатора, "Хорошим" ветром был, например, Те Моана Роа Но Тане (букв. "Далекое море бога Тане"). Он обеспечивал спокойный путь по морю. Полной его противоположностью был Туну Роа, порывистый ветер, налетающий одновременно с двух сторон. Ветер, дующий в одном направлении (Паэтами), не представлял опасности. Хотя это и не был "хороший" ветер, позволявший осуществлять дальние плавания, зато вполне годился для прибрежных вылазок.
Знания закономерности ветров, положения и движения звезд дополнялись еще и знанием морских течений. В соседней Микронезии мореплаватели даже создали из палочек и раковин хитроумнейшие карты морских течений и направлений морских волн.
Существует три вида этих уникальных тихоокеанских карт течений и волн. Первый - матанг - для обучения в "школах навигации". Они схематически обозначали ситуации, которые могли возникнуть на море. Реальные морские течения и движения волн наглядно демонстрируют карты, называемые меддо. Карты ребелиб отмечают (ракушками) еще и местоположение отдельных островов Океании.
Настоящие морские карты в Полинезии не были известны. Однако были созданы вспомогательные средства для ориентации во время плавания. Например, на побережье острова Ниуафооу архипелага Тонга водружен большой камень, указывающий абсолютно точное направление для плавания на остров Увеа, удаленный отсюда на двести километров. На атолле Арораэ архипелага Кирибати вдоль береговой линии высится целый ряд таких "направляющих камней" - своеобразных морских "указателей пути".
Наряду со знаниями и вспомогательными средствами, заменявшими полинезийским мореплавателям компас, секстант[161] и другие инструменты, которыми пользовались их коллеги в других частях света, они вели свои суда, руководствуясь еще и положением облаков, и температурой морской воды, и многочисленными ориентировочными "точками" на побережьях отдельных островов, например очертаниями больших скал и утесов. И потому обычно такие путешествия завершались удачно, именно там, где это было задумано.
Некогда между знатоками полинезийской культуры развернулась оживленная дискуссия по вопросу о том, были ли эти плавания целенаправленными. Спор разгорелся вокруг книги новозеландца Эндрью Шарпа "Древние мореплаватели в южной части Тихого океана". Шарп утверждал, что плавания полинезийцев, приведшие к заселению Океании, были не целенаправленными, а случайными, но - главное - целенаправленными они и не могли быть, поскольку у предков полинезийцев не имелось средств для точной ориентации. Но на эти вызвавшие широкий интерес высказывания Шарпа один из участников научной полемики ответил опять же не словами, а делом. Он задумал повторить одно из дальних полинезийских плаваний, приведшее к заселению самой большой "земли" "треугольника" - Новой Зеландии. Согласно большому циклу устных преданий народа маори, эти два острова совершенно случайно открыл во время одного из своих плаваний кормчий Купе с островов Общества. Через какое-то время Купе покинул открытую им не заселенную людьми землю и вернулся к себе на Раиатеа. Там он стал рассказывать о необитаемом тихоокеанском острове, вернее, о двух больших островах. И привычным для полинезийцев способом описал путь, которым можно добраться до Новой Зеландии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинственная Полинезия"
Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"
Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.