» » » » Милослав Стингл - Таинственная Полинезия


Авторские права

Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Здесь можно скачать бесплатно "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Милослав Стингл - Таинственная Полинезия
Рейтинг:
Название:
Таинственная Полинезия
Издательство:
Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы
Год:
1991
ISBN:
5-02-016593-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Таинственная Полинезия"

Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.



"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.






Курс следования Купе определил так: "Держись чуть левее места, где заходит солнце в ноябре". Руководствуясь этим правилом, Купе, повторивший свое плавание (или, по другим мифам, его потомки Тои и Вхатонга), достиг берегов Новой Зеландии.

"Указание" Купе стало главной и на первый взгляд крайне простой "путеводной нитью" для современного новозеландского яхтсмена и серьезного ученого доктора Дэвида Льюиса, который на деле постарался продемонстрировать необоснованность взглядов Шарпа.

На лодке "Реху Моана" ("Морская пена") доктор Льюис отправился с островов Общества в Новую Зеландию, точно придерживаясь трассы катамарана Купе. На протяжении всего пути он обходился лишь теми средствами, которые были доступны полинезийскому навигатору: ориентировался по направлению ветров, положению звезд, полету птиц, форме облаков и т. д.

Эксперимент Льюиса окончился чрезвычайно успешно. За каких-нибудь тридцать дней яхтсмен и ученый добрался с островов Общества до Новой Зеландии, точно придерживаясь "трассы Купе". От запланированного места, куда он должен был пристать, Льюис отклонился всего на двадцать пять миль. Как говорится, попал в цель, в самую "десятку".

За выдающийся, столь важный для изучения полинезийской культуры эксперимент доктор Льюис помимо всяческих похвал получил еще и стипендию Австралийского национального университета, которая дала ему возможность совершить новое плавание - под водительством последних из еще живущих на свете тихоокеанских навигаторов, и поныне умеющих управлять судном без компаса и секстанта. В этой второй экспедиции лодка Льюиса преодолела 20 тыс. км - без единого навигационного инструмента.

Экспедиции Льюиса на деле доказали то, что до него в лекциях и статьях старались доказать многие ученые (например, К. Луомала): полинезийцы умели совершать целенаправленные плавания на большие расстояния, могли повторно посещать и дозаселять даже самые отдаленные острова своего "треугольника". А поскольку и эти первоначальные плавания, без определенной цели, которые тоже вели к заселению необитаемых тихоокеанских островов, принадлежат к самым удивительным страницам полинезийской истории и культуры, в следующих главах необходимо хотя бы в нескольких словах о них рассказать.

Под знаком священного топора

Древние полинезийцы были "морским народом". Их культура неразрывно связана с морем. Это утверждение не нуждается в особых доказательствах. Жили полинезийцы на суше, но все их существование зависело от Великого океана, дававшего им значительную часть пропитания и позволявшего предпринимать вылазки на другие острова их "треугольного" мира.

Строительство лодок было для полинезийцев отнюдь не повседневным занятием, они придавали ему огромное значение, рассматривали его как священнодействие. И потому люди, которые строили определенного вида лодки для больших плаваний, прежде чем приступить к работе, просили покровительства у одного из четырех великих полинезийских богов. На востоке "треугольника", на островах Самоа, таким благосклонным покровителем этой профессии был Таароа, на Таити и почти на всех островах Общества самым большим авторитетом у кораблестроителей пользовался бог Тане.

Именно на Таити обнаружены точные данные о том, каким священнодействием было в Полинезии строительство лодки. Не всякий человек мог распорядиться о постройке нового судна, только вождь, наделенный маной - особой сверхъестественной силой, какой обычные смертные не обладают.

О понятии "мана" мы еще поговорим подробнее. Пока же заметим, что она делала вождей существами высшего порядка, состоявшими в близких отношениях с богами. И потому только они (разумеется, при одобрении богов, на Таити конкретно с соизволения верховного бога Тане) могли решить, стоит ли начать - и когда именно - строительство судна. Вождь (арики) выбирал квалифицированного мастера, который подыскивал себе помощников.

Основным инструментом полинезийских судостроителей был каменный топор, одновременно и символ их профессии, и самый священный предмет изо всех, так или иначе связанных со строительством лодок.

Наделенный маной, этим сверхъестественным ореолом, топор работал в сущности сам: рука ремесленника лишь размахивала им, а вонзал его в дерево милостивый бог Тане. По представлениям полинезийцев, топоры были живыми существами. И прежде всего им надлежало срубить деревья, из которых будет делаться лодка.

Разумеется, священные деревья, которые предстояло превратить в судно, следовало тщательно выбрать. Это требовало не только конкретных знаний, но в первую очередь опять же благословения богов. Деревья в глазах полинезийцев были детьми бога Тане. И потому, прежде чем вонзить в тело дерева топор и отнять у него жизнь, совершался определенный религиозный ритуал с жертвоприношением, чтобы умилостивить божественного отца.

От имени Тане согласие на рубку деревьев давал вождь племени[162], на земле которого они росли. Но не всегда нужное дерево отыскивалось в округе данного племени, данной деревни. Если соответствующее дерево оказывалось на территории другого племени, вождю этого племени посылали драгоценные дары. Обычно он удовлетворял просьбу и уступал свое дерево. Только тогда можно было приступить к работе.

Накануне ночью те вару (полинезийские судостроители) приносили остро отточенные топоры в святилище. Там эти "живые" инструменты укладывали спать. Обряд усыпления топоров называется каамое раа тои. Те вару пели традиционные священные колыбельные, передавая орудия труда под защиту бога Тане.

Выполнив предписанный ритуал и оставив топоры спать, мастера начинали празднество. Забивали и жарили свиней. Хвост и щетину приносили в жертву своему покровителю богу Тане, а мясо съедали сами, затем укладывались спать в святилище.

На следующее утро они столь же торжественно "будили" свои топоры погрузив их в воды океана, который понесет на своих волнах будущее судно. Затем с тои ("топорами") на плечах шли в лес, где их ожидало избранное дерево (или несколько деревьев). Срубив его, они топорами и базальтовыми долотами придавали ему форму лодки.

Когда катамаран был готов, снаружи и изнутри его натирали защитным слоем из глины и древесного угля, а затем спускали на воду. Всегда это был чрезвычайно торжественный акт. Прежде чем отправиться в большое плавание, по представлениям островитян Южных морен, судно должно было вволю "напиться" воды, в буквальном смысле слова "наполниться" водой. Мастера раскачивали корпус судна: чтобы в будущем воды Моаны удерживали его, они должны были проникнуть во все его части, вплоть до трюма.



Различные инструменты и предметы повседневного обихода жителей Полинезии - весла, заступ, рыболовный крючок и топор.


Основу ритуала составляло освящение судна. Торжественный обряд совершался жрецом. Он трижды возлагал руку на киль только что родившейся лодки, трижды громко повторял формулу заклинания. И собравшиеся в святилище островитяне отвечали ему хоровым молитвенным пением.

Полинезийцы старались предугадать судьбу своих лодок. Вечером, накануне освящения нового судна (кое-где еще перед началом его строительства), в святилище под камень клали примерно тридцатисантиметровый кусок шнура. На следующее утро смотрели, что с ним произошло. Если за ночь он скручивался, это воспринималось как дурное предзнаменование, а если лежал ровно, как его положили накануне, - судно ожидали удачные плавания. Чтобы обеспечить новой лодке долгую жизнь, в день ее спуска на воду в святилище укладывали часть корпуса старого, пришедшего в негодность катамарана.

Гаданием с помощью шнура и символическим погребением старых лодок ритуал освящения заканчивался. Теперь судно могло отправляться в свое первое плавание. Священные топоры, прославлявшие мирный труд и никогда не употреблявшиеся для убийства, вновь должны были вернуться в святилище. Там они отдыхали от тяжкого труда и "спали" до тех пор, пока вождь племени не заключал с богом Тане новый договор на строительство судна. И тогда тои вновь пробуждались для своей священной" работы.  

Колумбы Тихого океана

Как только заканчивался священный труд кораблестроителей и судно освящали, можно было пускаться в плавание. Большие полинезийские лодки, особенно катамараны, обычно строились по приказу вождя племени, когда тот собирался предпринять дальнее морское путешествие. Участники такой экспедиции выходили в открытое море в надежде найти на каком-либо из тихоокеанских островов новую родину. Однако требовалось, чтобы такой остров был необитаем, но все же пригоден для обитания. А ведь случалось и такое, когда переселенцы сходили с судна на землю, которая уже кому-то принадлежала. И тогда от местных жителей зависело, мирно принять пришельцев или взяться за оружие и вести с незваными гостями кровопролитную войну.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Таинственная Полинезия"

Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Милослав Стингл

Милослав Стингл - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"

Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.