Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Таинственная Полинезия"
Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.
"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.
Но мы останемся на Маркизских островах, потому что именно здесь, на довольно редко посещаемом иностранцами и в сравнении с Таити, Гавайями или островом Пасхи менее известном архипелаге впервые во всей Океании было проведено подробное археологическое обследование. Эти раскопки, прежде всего в долине Хане на маркизском острове Уа-Хука и в заливе Хаатуатуа на острове Нуку-Хива, позволили более полно представить картину развития полинезийской культуры на примере полинезийской этнической группы, поселившейся на одном из тихоокеанских архипелагов.
Эти исключительно важные и, по сути дела, имеющие самое широкое, общеполинезийское значение археологические данные получила экспедиция под руководством доктора Г. Шапиро из Американского музея естественной истории, которая, как ни странно, первоначально должна была заниматься краниометрическими исследованиями. Но членом этой экспедиции был уже упоминавшийся нами археолог Роберт Саггс, позднее, в 1957 г., еще раз вернувшийся на место первоначальных изысканий, которые он вел под руководством Шапиро. Саггс проводил на Маркизских островах интенсивные раскопки в шестнадцати разных местах и - менее тщательно - обследовал и другие археологически важные пункты восточнополинезийского архипелага.
Для европейцев и американцев Океания - самая отдаленная часть света, и потому она вообще была обследована учеными позднее всех других регионов земного шара. Это относится ко всем наукам, но к археологии - вдвойне. И все же Саггс был не первым, кто производил в Полинезии раскопки. До него тут работали выдающийся немецкий ученый фон ден Штейнен, американцы Хэнди и Линтон, а также живой классик исследования тихоокеанских культур Кеннет П. Эмори из гонолулского Музея Бишопа.
Археологические раскопки Саггса добавили к результатам работ, произведенных на Маркизских островах другими учеными, много нового: были заполнены все "белые места" на карте истории заселения этого архипелага, сложилась исчерпывающая картина культурного развития одной полинезийской группы, причем по аналогии ее можно перенести и на другие группы "властителей рая".
Сначала Саггс обнаружил на Маркизских островах то же, что и археологи во всех иных уголках света. И сюда извне (к примеру, с Самоа) была занесена еще не окончательно сложившаяся культура. Культурное развитие, покоящееся на более древних, западнополинезийских традициях, продолжалось. Всю историю заселения (в данном случае - Маркизских островов) можно разделить на несколько периодов, причем каждой фазе присущ определенный набор признаков, куда входят, например, форма каменных топоров, тип больших каменных построек, способы расположения деревни, источники пропитания и, наконец, характер политической организации.
Американский археолог установил и охарактеризовал эти фазы применительно к конкретным местным условиям Маркизских островов. Первый этап культурного развития Саггс назвал "эпохой колонизации". По его мнению, она охватывает первую четверть тысячелетия, начиная с появления на Маркизах человека (т. е. примерно со 150 г. до н. э.) и приблизительно до 100 г. н. э. Изучить эту эру "колонизации" помог археологам случай, точнее, сама природа. На песчаном склоне побережья сильные волны открыли поселение тех самых колонистов, которые некогда прибыли сюда с островов Самоа. Датировка по показаниям радиоактивного углерода выявила, что люди населяли это место (пляж с прилегающей долиной Хаатуатуа на острове Нуку-Хива) предположительно еще 2080 лет назад (±120 лет), т. е. около 125 г. до н. э.
Тело воина с Маркизских островов покрыто татуировкой, типичной для этой области Океании.
Колонисты построили в Хаатуатуа прямо на песке низкие тростниковые хижины. Пол им заменяли плетеные рогожи. Неподалеку от жилищ первые поселенцы Маркизских островов выстроили и первое святилище. Его территория была обнесена базальтовой стеной. А возле нее возвышались два базальтовых столба.
Наиболее древнее из известных святилищ Полинезии по своим функциям ничем не отличалось от более поздних, вызывающих всеобщее восхищение культовых сооружений "треугольника". Согласно представлениям первых обитателей Маркизских островов, это было место, куда спускались боги, которых оживляли и привлекали в святилище, к его алтарю упомянутые выше базальтовые столбы.
Жителей древнейшей деревни Восточной Полинезии хоронили в святилище. Останки их скелетов доказывают, что и эти первые обитатели тихоокеанских островов, бесспорно, были полинезийцами. Типичные физические признаки этой этнической группы здесь уже отчетливо различимы. Находки скелетов в Хаатуатуа дают также основание считать, что древнейшие жители Маркизских островов, подобно меланезийцам на западе Тихого океана, были завзятыми людоедами. И не только людоедами, но, очевидно, - опять же, как и меланезийцы, - охотниками за черепами. Во всяком случае, археологические исследования показали, что жители Хаатуатуа хранили черепа, причем только мужчин. По всей вероятности, этим черепам приписывали какую-то сверхъестественную силу. Возможно, впрочем, что древние обитатели Маркизских островов не отсекали головы убитых в бою "соплеменников", а хранили лишь черепа своих естественным образом умерших предков. Если это так, то им, следовательно, было уже известно столь типичное для Океании поклонение предкам.
Чем питались жители тростниковой деревни в Хаатуатуа? В первую очередь морскими моллюсками, которыми их щедро одаривало море. Здесь найдено множество раковин беззубки[164] и улиток. Прекрасно сработанные рыболовные крючки, также обнаруженные при раскопках, свидетельствуют о том, что рыболовство было самым распространенным видом деятельности жителей этих островов. Среди разных типов крючков имеются и крючки на тунца бонито[165], как две капли воды похожие на те, какие мы знаем по археологическим раскопкам на Самоа. Наконец, наряду с раковинами улиток и рыбьими костями в Хаатуатуа есть и кости всех трех млекопитающих, которые сопровождали полинезийцев на их пути еще со времен, когда они покинули Азию, - свиньи, собаки и крысы.
Каких-либо орудий, свидетельствующих о земледелии, в Хаатуату а не обнаружено. Зато там нашли много базальтовых топоров - это был основной рабочий инструмент жителей Маркизских островов, опять же чрезвычайно похожий на топоры, которыми пользовались на Самоа и на меланезийских островах Фиджи. Как мы уже говорили, здесь найдены и керамические изделия лапитоидного типа, которые позднее и на Маркизских островах, и во всей Полинезии уже не производились.
Разные виды рыболовных крючков, которыми пользовались полинезийские рыбаки.
С концом лапитоидной керамики как бы пришел и конец "начальной эры", то есть конец начального этапа самостоятельного местного культурного развития, хотя и выраставшего из крепких корней единой общеполинезийской национальной культуры, но затем - не только на Маркизских островах, но и повсеместно - пошедшего уже более индивидуальным путем. Точно так же, как в Хаатуатуа, процесс развития культуры, возникшей из общего для всех полинезийцев семени, протекал и на всех других островах "властителей рая".
Развитие культуры в Хаатуатуа
Конец первого периода местного культурного развития Маркизских островов, которые мы избрали в качестве примера общих процессов, протекавших на всех полинезийских архипелагах, приходится примерно на рубеж первого и второго столетий нашей эры. Вслед за этим периодом наступает эпоха всестороннего развития местной культуры. Поэтому фазу, которая в истории Маркизских островов занимает целое тысячелетие, археологи называют "эпохой развития".
Постепенное развитие своеобразной местной культуры мы можем проследить опять же по археологическим раскопкам в Хаатуатуа. Находки в долине Хаатуатуа, населенной полинезийцами со времен их появления на Маркизских островах и до прихода на архипелаг первых "белых", указывают на то, что самой характерной чертой многовековой "эпохи развития" был переход местных жителей, до тех пор преимущественно рыбаков, к земледелию, точнее, к садоводству. Большое внимание они уделяли теперь выращиванию хлебного дерева. Его плоды постепенно стали здесь основным продуктом питания.
В "эпоху развития" население на Маркизских островах резко возросло. Стали заселяться и те острова, которые в первый период колонисты из Самоа миновали (например, остров Моханани). С ростом населения площадь островов отнюдь не увеличилась, и потому между отдельными племенами велись кровавые войны за плодородную почву, за урожайные долины. Сохранилось и свидетельство о них - гигантская крепость в центральной части Нуку-Хивы, построенная представителями племени тени для защиты от воинственной племенной группы, обосновавшейся в обширной долине Таипиваи. Крепость состояла из нескольких валов, канав, деревянных оград и укрытий, а также складов провианта и питьевой воды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинственная Полинезия"
Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"
Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.