» » » » Милослав Стингл - Таинственная Полинезия


Авторские права

Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Здесь можно скачать бесплатно "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Милослав Стингл - Таинственная Полинезия
Рейтинг:
Название:
Таинственная Полинезия
Издательство:
Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы
Год:
1991
ISBN:
5-02-016593-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Таинственная Полинезия"

Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.



"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.






Но некоторые другие воззрения - и в первую очередь столь тщательно разработанная теория Хейердала - заслуживают гораздо большего внимания и внушают доверие. Тем более что создатель и защитник этой теории своим мореплавательским искусством вызвал всеобщее восхищение. Восхищается норвежским путешественником и автор этой книги. И все же, как говорили древние римляне, "Amicus Plato, seg magis arnica veritas!" - "Платон мне друг, но истина дороже!"

Подорожная в обратном направлении

Прежде чем вернуться из древней Америки к жителям Южных морей и окончательно проститься со столь волнующим "х" в Полинезии, с загадками прошлого этой части света, решение которых многие представляют себе совсем не так, как кабинетная наука, попробуем взглянуть на интересующий нас вопрос с противоположной стороны.

Длящийся уже несколько десятков лет и вызывающий интерес самой широкой общественности жаркий спор об американском происхождении полинезийцев привел к тому, что почти никто, а в последнее время вообще никто не задавался логичным и вполне обоснованным вопросом:

- А не было ли все совсем наоборот? Не поселились ли полинезийцы в Америке?

Ведь при бесспорных мореплавательских способностях полинезийцев, умевших покрывать в Тихом океане расстояния во много тысяч километров, в равной степени можно предположить, что порой они завершали свои путешествия у берегов Америки. И если полинезийские мореплаватели сумели разглядеть в океане атолл высотой в два-три метра и площадью в несколько километров, то они уж наверняка "разглядели" бы американский континент, его побережье, тянущееся от горизонта до горизонта.

Кроме того, сами полинезийцы в своих повествованиях и родословных действительно упоминают о нескольких путешествиях, приведших их к большой земле, которой, весьма возможно, была Америка. Например, на Маркизских островах было записано повествование о морской экспедиции, предпринятой представителями племени наики, живущего в долине Паумау, на острове Хива-Оа. Парусник, носящий название "Кахуа", сначала доплыл до Нуку-Хивы, где на его палубу поднялось еще несколько человек. Потом все вместе отправились на восток. После многонедельного плавания "Кахуа" пристал к большой неведомой земле, которую маркизские мореплаватели прозвали Те-Фити. Там они провели какое-то время. Но земля эта им не понравилась, и позднее они вернулись домой, на Маркизские острова.

Скорее всего люди из племени наики пристали к побережью нынешнего Эквадора! На Раротонга (острова Кука), где была записана родословная, заставившая некоторых исследователей искать прародину полинезийцев в Индии, было зафиксировано и еще одно интересное повествование, рассказывающее о жителе этого острова по имени Мауи Марумамао, который вместе с сыном Киу доплыл до острова Пасхи, а затем в своей большой лодке продолжил путь на восток и достиг земли, где в небо вздымались скалистые горы (очевидно, Анды). В этой далекой стране Марумамао умер. Но остальные члены экспедиции под водительством его сына Киу вернулись в Полинезию.

Подобного же рода повествование было записано и на Самоа. От Мануа, островной группы этого архипелага, отчалили человек с излюбленным полинезийским именем Мауи и его старший сын Хоту. Они поплыли вдоль Таити и островов Туамоту и далеко на востоке обнаружили большую землю, над которой вздымался гребень высоких гор. С той земли Хоту и Мауи будто бы привезли на Самоа сладкий картофель - батат, называемый здесь умара.

Известный в Прлииезии явно еще до прихода "белых" сладкий картофель стоит отдельного упоминания. Дело в том, что скорее всего он действительно попал в Полинезию из Америки. (Правда, некоторые ученые полагают, что батат завезен в Океанию из Африки через Азию.) Как бы то ни было, для Хейердала сладкий картофель был главным ботаническим доказательством американского происхождения полинезийцев. Еще и потому, что и в Южной Америке батат назывался очень похожим словом - лумара. Однако это слово взято совсем не из кечуа - языка перуанских инков, которые называют батат апипу.

Откуда бы ни пришло полинезийское название сладкого картофеля, сам батат (в чем убежден и автор этой книги) попал в Океанию из Америки, причем еще в доколумбово время. Кто завез его на тихоокеанские острова - уже иной вопрос. Скорее, чем предводительствуемые бородатым Виракочей "белые боги", могли это сделать сами полинезийцы, очевидно, доплывавшие иногда и до побережья Америки.

Полинезийцы же доставили - чему склонен верить и автор этой книги - в доколумбову Америку (прежде всего на острова, лежащие к западу от ее тихоокеанского побережья) и первую кокосовую пальму, древнейшей родиной которой, как и родиной предков полинезийцев, бесспорно, была Юго-Восточная Азия.

А потому вопрос, не была ли выдана подорожная в обратном направлении - не "Америка - Полинезия", а "Полинезия - Америка", задан с полным основанием. В проблематике переселения этнических групп и перенесения культур с одного континента на другой через океаны ключевую роль играет сама техническая возможность осуществления столь дальних морских плаваний. О доколумбовых индейцах Южной Америки мы знаем (или хотя бы до сих пор так считали), что самое далекое их путешествие - с побережья континента на эквадорский архипелаг Галапагос, между тем как полинезийцы нередко совершали плавания протяженностью в многие тысячи километров. Этот бесспорный факт породил другую крайность. Возникло мнение, что все было "совсем наоборот", что подорожная была выдана "из Полинезии в Америку"...

Еще в 1834 г. доктор Д. Д. Ленг в своей изданной в Австралии книге "Происхождение и миграция полинезийцев" высказал убеждение, что все индейцы - полинезийского происхождения. Другие ученые рассуждали об "опосредствованном заселении" Америки через Полинезию. Так, например, Маролд Гледвии утверждал, будто флотилия Александра Македонского доплыла до самой Америки, причем именно через Полинезию. Один из сторонников упомянутой выше "египетской теории" происхождения "властителей рая" (профессор Г. Эллиот Смит)[156] выдвигает версию, согласно которой древнеегипетские учителя полинезийской культуры не завершили путешествие в "треугольнике", а продолжили путь на восток - к берегам Америки.

Однако оставим в стороне Египет, фараонов, Александра Beликого и его Македонию, ограничимся самими полинезийцами. Как мы убедились, в древности они уже могли совершать плавания через Тихий океан в направлении, противоположном тому, о котором писал Хейердал, то есть из Полинезии в Америку. Решить эту проблему поможет лишь беспристрастное и серьезное изучение параллелей в культуре обеих этнических групп - индейцев и полинезийцев.

Первые попытки сравнения древней культуры полинезийцев с культурой доколумбовых индейцев, не делая на основе обнаруженных черт сходства слишком далеко идущих выводов, были предприняты выдающимися немецкими этнографами Ф. Гребнером[157] и А. Крамером. Еще детальнее изучал индейско-полинезийские аналогии замечательный шведский знаток древней Америки Эрланд Норденшельд.

Такие ученые, как Гребнер или Норденшельд, не стремятся вывести из отдельных фактов всеобъемлющие заключения. Их исследования (как и работы других серьезных ученых, которые еще появятся), несомненно, прольют новый свет на проблематику индейско-полинезийских отношений. Но и они наверняка не изменят в корне ответ на вопрос о прародине и происхождении полинезийцев, который уже дан наукой.

Еще одно замечание, чтобы внести ясность в нашу позицию. "О возможности плаваний в обратном направлении" мы заговорили под конец нашего путешествия в поисках "х" отнюдь не потому, что верим в полинезийское происхождение индейцев, а с целью показать тем, кто верит в американское происхождение полинезийцев: каждое явление, каждый факт - и это касается не только интересующей нас проблемы - всегда можно рассматривать с обеих сторон.

III. ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Могила корабля "Таи Нуи"

Море, неописуемо прекрасная Моана, подарено полинезийцам самой судьбой. Покорив океан, полинезийцы должны были искусно овладеть мореплаванием. И они добились в этом огромных успехов. Среди них появились подлинные мастера навигационного дела, которым бы вполне пристало называться покорителями Южных морей.

Навигационное мастерство - характерная черта высокой полинезийской культуры. Если по достоинству оценивать эту культуру, мы должны начать с рассказа о полинезийских средствах мореплавания, о полинезийцах-знатоках моря и их навигационном искусстве. Предки полинезийцев должны были покинуть Южный Китай, предпринять путешествие через открытое море и для этого построить суда, способные пересечь большие водные пространства. Полинезийская культура во времена ее расцвета, незадолго до появления первых европейцев, знала три вида плавательных средств: плоты, лодки с балансиром (что придавало им устойчивость в открытом море) и большие катамараны (двухкорпусные лодки), соединенные поперечными балками, перекрытыми широкой дощатой платформой-палубой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Таинственная Полинезия"

Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Милослав Стингл

Милослав Стингл - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"

Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.