Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Таинственная Полинезия"
Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.
"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.
Возражения специалистов вызывает и само плавание. По мысли Хейердала, оно должно было доказать, что, дрейфуя на плоту, можно попасть из Америки в Океанию и, напротив, нельзя дрейфовать из Океании в Америку хотя бы уже потому, что ветры и морские течения в области Тихого океана имеют направление преимущественно с востока па запад, то есть из Америки в Океанию.
Ключевой тезис Хейердала опроверг другой великолепный мастер океанского дрейфа, француз Эрик де Бишоп, который менее чем через десять лет после Хейердала отчалил с Таити, то есть из Океании, и причалил вблизи берегов Америки, на чилийском острове Хуан-Фернандес[154]. Из Полинезии в Америку переплывал на плоту - даже дважды - и чех, сын сугубо сухопутного народа, Эдуард Ингриш, по профессии отнюдь не моряк, а композитор.
То, что дрейфовать через Тихий океан можно и в обратном направлении, доказывает и ряд китайских и в особенности японских джонок, которых море, вопреки воле рыбаков, иной раз относило от берегов Азии до самой Америки или до островов Океании. Только между Аляской и устьем американской реки Колумбии было зарегистрировано шесть таких многотысячекилометровых недобровольных путешествий джонок через весь Тихий океан.
Однако вернемся к вопросу об американском происхождении полинезийцев. Что, как не язык, более всего свидетельствует о происхождении народа? По Хейердалу, взаимное родство полинезийских и малайских (индонезийских) языков весьма незначительно и неотчетливо. Но истина прямо противоположна. Еще Гумбольдт[155] за сто лет до плавания "Кон-Тики" предполагал, что существует единая языковая семья, к которой относятся как полинезийские, так и малайские языки.
Ныне в существовании такой общей языковой группы (теперь она получила наименование "австронезийская") вообще уже никто, кроме, пожалуй, автора "Кон-Тики", не сомневается. Бесспорное взаимное родство отдельных языков этой группы было доказано в десятках научных работ - например, в трудах американского ученого Айсидора Дайена или немецкого ученого Отто Демпвольфа.
И наоборот, между индейскими и полинезийскими языками с большим трудом можно отыскать хотя бы случайные совпадения - какие-нибудь несколько слов, близких по звучанию и смыслу. Но такие совпадения значат не более, чем упомянутые выше два одинаковых местных названия в Полинезии и Белуджистане.
Знатоки древней Америки внимательнее присмотрелись и к датировке предполагаемого заселения Полинезии. В качестве наиболее ранней возможной даты появления на острове Пасхи "белых богов" Хейердал называет середину I тысячелетия до н. э. В книге "Экспедиция "Кон-Тики"" он пишет: "Острова Южных морей были заселены не раньше конца V - начала VI в. н. э.". Но археологические находки последних двадцати лет (например, лапитоидная керамика) неопровержимо доказали, что человек впервые пришел в тихоокеанский "треугольник" (причем на противоположную его сторону) еще в XIII в. до н. э. То есть на целые 1000 лет раньше, чем считает Хейердал. В то время в Перу еще не было ни культуры Тиауанако, ни культуры инков, которые возникли в Южной Америке спустя две тысячи лет после того, как в Океании появился первый полинезиец.
Естественно, что древнейшие перуанцы не могли три с четвертью тысячи лет назад нести в Полинезию, да к тому же на архипелаг Тонга, наиболее отдаленный от Америки, культуру, которая тогда у них самих еще не существовала. Точно так же не могли в V в. до н. э. приплыть на остров Пасхи люди, поклоняющиеся богу Виракоче, поскольку у себя, в Америке, они стали почитать этого бога значительно позже. Итак, археологические открытия и в особенности лапитоидная керамика не подтвердили ни самой важной даты, лежащей в основе теории Хейердала, ни места, где, по его мнению, люди впервые ступили на острова Полинезии.
Американисты также полностью отвергли версию о том, что величественные статуи на острове Пасхи могут служить доказательством прихода полинезийцев из Перу, где в городе Тиауанако тоже создавались подобные каменные скульптуры.
Один из крупных знатоков древней Америки, немецкий этнограф и археолог профессор Дизельхоф, находят в статуях Рапануи и Тиауанако лишь два общих признака: и те и другие сделаны из камня, и те и другие имеют большие размеры. Но этого еще слишком мало, если рассматривать такое сходство как главное свидетельство американского происхождения творцов полинезийских скульптур. В противном случае были бы правы и те давние фантазеры, которые верили в древнеегипетское происхождение полинезийской культуры. Ведь и на земле фараонов существовал обычай вытесывать каменные статуи гигантских размеров. Ученые высказывают сомнения и по поводу ряда других аргументов Хейердала, относящихся к самым различным областям науки. Так, Хейердал настаивал на "серологическом доказательстве": типы крови перуанцев и жителей восточнополинезийских островов чрезвычайно близки. Но в том, что две весьма отдаленные группы людей имеют сходную частотность типов крови, нет ничего удивительного.
Столь же несостоятельна и аргументация, опирающаяся на тот факт, что в Перу и в "треугольнике" праздновалось и летнее, и зимнее равноденствие; и древние славяне отмечали равноденствие два раза в год, а уж они-то наверняка не происходят из Перу.
Здесь следует отметить одно чрезвычайно важное обстоятельство, имеющее прямое отношение и ко взглядам Хейердала. Из того факта, что в двух различных областях - скажем, в древней Америке и Полинезии - возникают одинаковые явления, обычаи, сходные предметы материальной культуры, например одинаковым способом украшенная керамика, еще вовсе не вытекает, будто эти явления, предметы и навыки их изготовления перенесены из одной области в другую и представляют собой результат так называемой культурной миграции. Ведь вполне возможно, что они возникли в двух разных местах совершенно независимо друг от друга, вследствие одинаковых природных или социальных условий.
Так один за другим ученые, занимающиеся самыми различными науками, американисты и специалисты по Полинезии опровергли все аргументы Хейердала, всю его теорию. Но взгляды мужественного мореплавателя опровергнуты отнюдь не из-за "нелюбви" к нему или нежелания согласиться с ним, а просто потому, что данные всех наук, имеющих отношение к вопросу о происхождении полинезийцев, решительно противоречат его теории.
А поскольку речь шла о полемике, которая в истории изучения Полинезии и ее культуры не имела и, вероятно, не будет иметь аналогий, было - как уж это бывает в подобных спорах - употреблено много слишком сильных выражений и в адрес самого Хейердала, в том числе и несправедливых. Вот почему автор этой книги хотел бы от своего имени еще раз выразить восхищение беспримерным подвигом, стоявшим у колыбели упомянутой теоретической войны. Автор испытывает глубокое уважение к Хейердалу потому, что в научных кабинетах довольно часто ведутся дебаты по вопросам, на которые лучше всего ответил бы эксперимент. И как раз в этом плане у Хейердала огромные заслуги, а плавание на "Кон-Тики" - пример для подражания.
Однако результаты одного опыта - и это знает каждый ученый - как правило, проблему не решают. Так случилось и с плаванием Хейердала. Еще одна важная заслуга Хейердала состоит в том, что он своим волнующим, захватывающим экспериментом побудил к интенсивным научным разысканиям этнографов, фольклористов, лингвистов, антропологов, ботаников и других специалистов, но в первую очередь археологов, которые собрали десятки и сотни новых фактов, впрочем, однозначно подтвердивших прежние выводы ученых о прошлом Полинезии. Итак, завершая наше краткое путешествие с целью найти "х" в полинезийском уравнении, мы должны еще раз повторить: прародина полинезийцев находилась в юго-восточном Китае; о расовой точки зрения полинезийцы - монголоиды, точнее - монголоиды с примесью негроидных и кавказоидных признаков; они покинули свою первоначальную родину примерно четыре тысячелетия назад и в результате длительного странствия через Индокитай, Индонезию, Новую Гвинею и всю цепочку меланезийских островов примерно три тысячи двести лет назад добрались до границ полинезийского "треугольника", где прежде всего заселили архипелаг Тонга, а вскоре после него - Самоа.
Эта версия опирается на неоспоримые данные науки. Очень многие ученые, фантасты и обыкновенные мечтатели представляли себе прошлое "властителей Южных морей" иначе. Некоторые их взгляды достаточно было лишь констатировать. Их несостоятельность видна нынешнему читателю с первого взгляда.
Но некоторые другие воззрения - и в первую очередь столь тщательно разработанная теория Хейердала - заслуживают гораздо большего внимания и внушают доверие. Тем более что создатель и защитник этой теории своим мореплавательским искусством вызвал всеобщее восхищение. Восхищается норвежским путешественником и автор этой книги. И все же, как говорили древние римляне, "Amicus Plato, seg magis arnica veritas!" - "Платон мне друг, но истина дороже!"
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинственная Полинезия"
Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"
Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.