Автор Неизвестен - Мифы, предания и легенды острова Пасхи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мифы, предания и легенды острова Пасхи"
Описание и краткое содержание "Мифы, предания и легенды острова Пасхи" читать бесплатно онлайн.
Полный свод фольклорных текстов, записанных на о-ве Пасхи в XIX–XX вв., в русском переводе. Представлены также тексты па рапануйском языке. Публикация сопровождается предисловием и примечаниями.
Книга рассчитана как на специалистов — историков, этнографов, фольклористов, так и на широкий круг взрослых читателей, интересующихся фольклором народов Океании.
516
Букв.: «Дом двигающихся моаи».
517
Знатоки той или иной профессии на о-ве Пасхи назывались маори или тангата маори, например, маори харе — «строители домов», тангата маори ронгоронго — «знатоки текстов, записанных на дощечках».
518
У верховного вождя рапануйцев были слуги: туура обрабатывал землю, следил за посадками ямса, таро, сахарного тростника, ухаживал за курами, ловил для арики рыбу, моллюскообразных. Слуга хакапаапа варил и подавал арики еду.
519
Рап. kerekere —. «черный, мрачный» (ср. персонаж в версии 15.1,9). Энглерт [1948, 169] в списке духов приводит ко ха Керекере; по представлениям островитян, он жил на западе, на территория будущего лепрозория.
520
Фигурок под названием моаи манго нет (в данном случае Манго — часть имени акуаку).
521
Риу — песни, разнообразные по характеру и по содержанию; многие из песен риу рассказывали о каких-либо событиях, легендарной истории рапануйцев (ср. риу из текста 8.15); некоторые риу были любовными песнями; риу танги — грустные песни-воспоминания (об умершем отце, например). Эи — это песий, полные насмешек и оскорбительных слов; песни а те атуа посвящались божествам или знатным рапануйцам. В одной из таких песен рапануйцы воспевали бога дождя и радуги Хиву Кара Рере (ср. 5.2).
Mai kое е Hiva Kara Rere е. Приходи, Хива Кара Рере.
Maururu atu matou e Hiva Мы благодарим тебя,
Kara Pere e. Хива Кара Рере,
Atua о te ua. [тебя], бога дождя.
He maururu a matou Мы благодарим [тебя] за то,
О tou hakahoa mai i te ua. Что послал нам дождь.
Фельбермайер [1972, 268] насчитывает 14 различных песенных жанров в рапануйском фольклоре.
522
Согласно генеалогиям, у Нгаары было два сына. Имя арики Рокороко хе Тау, убитого, согласно фольклору, Нгаарой, в некоторых генеалогиях верховных вождей рапануйцев не приводится [см.: Кондратов, 1965. 415–416].
523
В данном фрагменте говорится лишь о двух слугах верховного вождя (см. примеч. IV, 141); информатор Метро, со слов которого записан данный текст, утверждал, что у вождя было несколько туура и несколько хакапаапа [Метро, 1940, 131].
В одном из древних песнопении, которое часами исполнялось во время Празднеств, рапануйцы обращались к слугам туура с такими, например, «распоряжениями»:
Ka mau te tekateka ki te Ariki, Принеси вождю венок такатака,
E tuura eee. О туура.
Ka mau te maro ki te Ariki, Принеси вождю жезл маро,
E tuura eee. О туура.
Ka mau te reimiro ki te Ariki, Принеси вождю нагрудное украшение реимиро,
E tuura eee. О туура.
Ka mau te rogorogo ki te Ariki, Принеси вождю дощечки ронгоронго,
E tuura eee. О туура.
Ka mau te tahoga ki te Ariki, Принеси вождю украшение тахонга,
E tuura eee. О туура.
Ka mau te uka riva ki te Ariki, Приведи вождю красивую девушку,
E tauura eee. О туура.
[Фельбермайер, 1972, 276].
524
Короу о Ронго, согласно преданию, — пятый сын Хоту Матуа.
525
По версии 17,3, они сражались с сыновьями своего дяди.
526
Речь идет об обсидиане, темном вулканическом стекле.
527
В генеалогии верховных вождей, записанной Томсоном [189.1, 534], шестым стоит арики Атуранги. В других генеалогических списках он фигурирует, видимо, под другими именами: Атаранга, Атурака [Бартель, 19616, 140].
528
Холм Орито, частично образованный из обсидиана, лежит у подножия вулкана Рано-Као.
529
Имя их отца — Коро о Ронго — в тексте легенды искажено.
530
Ета (букв. «Твердый, непреклонный») был из миру.
531
Атуа Уре Ранга в генеалогии, записанной Томсоном, стоит семнадцатым. В других генеалогических списках он фигурирует под именем Атуаураранга или Атуураранга [Бартель, 19616, 140].
532
Уреваиаус — искаженное написание имени Уре а Ваи а Нухе.
533
Имеется в виду бог — покровитель рыболовов Танга Роа, полное имя которого звучало так: Танга Роа Меа Кахи — Танга Роа Красный Тюлень.
534
Составные крючки были костяными и назывались мангаи иви.
535
Хаканононга — общее название для тех мест, где водятся тунцы.
536
Рыбу атуре ловили сетями в местах, которые назывались Хакакаинга.
537
В генеалогиях верховных вождей о-ва Пасхи такого имени нет.
538
Paп. renga —. «красивый, красивая».
539
Макохе — птица фрегата (Fregata minor subsp.).
540
Образ летающих по воздуху людей с крыльями возник в рапануйском фольклоре явно под влиянием рассказов миссионеров об ангелах.
541
Вулкан Рано-Рараку прежде назывался Маунга-Ео — «Душистая гора» [Бартель, 1962а, 100].
542
Хина — имя богини луны. Карама — видимо, искаженное Марама (ср. paп. marama — «луна, месяц»).
543
Ср. paп. hakarogo — «послушный, покорный».
544
Среди известных нам сортов ямса на о-ве Пасхи такого названия нет.
545
В списках акуаку, составленных Метро [1940, 367] и Энглертом [1948, 174–476], эти имена не зарегистрированы.
546
Нануе — един из видов рыбы; некогда ее часто ловили у берегов о-ва Пасхи; разновидности ее назывались нануе хату, нануе пара.
547
Рыбу туаминго (латинское название ее неизвестно) ловили женщины ночью, при свете луны.
548
Название нануе ахина оиои в списках рыб не зарегистрировано.
549
По представлениям рапануйцев, татуировка была введена сыновьями двух акуаку, женщины-ящерицы и женщины-баклана. Татуировка воспроизводила, видимо, в сильно стилизованном виде тотемное животное той или иной семьи (ср. 22.2,30).
550
Этот отрывок дан А. Метро [1940, 367] на рапануйском языке в примечании к тексту. «Не ui hakahou a vie Moko: „Ко ai te igoa о to ahu nei?“ — „Ко Haga-Nui no na ko te kaiga“. He ki a vie Moko: „A hara ka Haga-Nui no mai kia au, ki te uka maitaki ko vie Moko, ko vie Kena“. He oho ki Vai-Takiho, Haga-Tuuhata, Tama, Te Haagai, Haga-Maihlku, Kiri, Hana-te-Tega, Rugavae, Ahu-Мahinа, Oroi, Opiri, Akahaga, Eu, Motu-o-Papa, Ana-Onero, Huareva, Koekoe, Pukuauke, Pakeie, Rumotu, Haga-Tee, Tarakiu, Tahu, Motu-Roa, Haga-Paukura, Papa-Taga-Roa-Hiro, Haga-Hahave, Moai-a-Umu, Ahu-Meamea, Vinapu, Vai-a-Tare, Ahu-Rikiriki, Orogo».
Приводимое в этом отрывке имя Кена Метро переводит как баклан.
551
Вивививи и Ваовао — видимо, акуаку; теперь их имена забыты.
552
Приводимая легенда явно таитянского происхождения. Раутледж [1919, 235] упоминает о рапануйской легенде, в которой рассказывалось о том, как одна женщина и двое ее детей превратились в Пояс Ориона.
553
Ср. таит. pipiri — «две звезды вместе»; ma — «яркий, светлый».
554
Статуи, стоявшие на аху, изображали знатных арики, членов богатых семей; их имена они и носили [Энглерт, 1948, 98]. В этой легенде речь идет о статуе № 216 на склоне Рано-Рараку [см. Раутледж, 1919, рис. 60].
555
Бартель [1958а] отмечал, что среди статуй есть моаи, изображавшие мужчин, и женские моаи.
556
Ура Рарапе Нуи — «Лангуст с большим брюшком» (речь идет не о черепахе). Ср. paп. ure — «лангуст», гагаре — «брюшко лангуста»; nui — «большой».
557
Жрецы, а позднее колдуны назывались на о-ве Пасхи туму иви атуа (иви атуа — души умерших, духи).
558
Резчики статуй были освобождены от всех работ. Островитяне обязаны были к тому же приносить им еду, ловить для них рыбу.
559
В списке верховных вождей (запись Жоссана) Миру о Хата стоит четвертым.
560
Хава-Ики — название легендарной прародины полинезийцев Гаваики.
561
Согласно представлениям рапануйцев, души умерших могли вселяться в птиц.
562
Имя Аио означает «малыш, маленький» (ср. paп. ga io «мальчики») и вряд ли могло относиться к отцу мальчика.
563
О празднике сахарного тростника других сообщений нет.
564
Ср. версию о Танга Роа (4.1, 27–28, 4.2, 8–9).
565
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифы, предания и легенды острова Пасхи"
Книги похожие на "Мифы, предания и легенды острова Пасхи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор Неизвестен - Мифы, предания и легенды острова Пасхи"
Отзывы читателей о книге "Мифы, предания и легенды острова Пасхи", комментарии и мнения людей о произведении.