Раймон Кено - Упражнения в стиле

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Упражнения в стиле"
Описание и краткое содержание "Упражнения в стиле" читать бесплатно онлайн.
УДК 82/89
ББК 84.4 Фр
К35
Перевод с французского
Составление и послесловие
Валерия Кислова
Комментарии
Ирины Волевич, Алины Поповой, Валерия Кислова
Художник
Михаил Занько
Кено, Раймон
Упражнения в стиле: Романы, рассказы и др. /
Пер. с франц.; Послесл. В. Кислова; Комм. И. Волевич, А. Поповой, В. Кислова.
— СПб.: «Симпозиум», 2001. — 618 с.
ISBN 5-89091-130-9
Раймон Кено (1903–1976) — один из крупнейших писателей Франции XX в., творчество которого развивалось под знаком предложенной им глубокой реформы французского языка. В настоящий том вошли программные произведения Кено, созданные после Второй мировой войны: не поддающиеся классификации «Упражнения в стиле» (1947), романы «Зази в метро» (1959) и «Голубые цветочки» (1965), а также рассказы, «Сказка на ваш вкус» и пьеса «Мимоходом».
Раймон Кено принадлежал я числу тех обыкновенных гениев, что умеют с поразительной виртуозностью сочетать в своем творчестве серьезное и несерьезное. Можно считать его великим выдумщиком, неистощимым по части изобретения литературных игр, специалистом по переводу «с французского на джойсовский». А можно — человеком, видевшим свою миссию в глубокой реформе французского языка и посвятившим этому делу всю жизнь. Один из крупнейших авторитетов в области ’патафизики, отец-основатель Цеха Потенциальной Литературы, Кено открыл перед изящной словесностью головокружительные перспективы. И произведения, собранные в этом томе, — лучшее тому свидетельство.
© Издательство «Симпозиум», 2001
© В. Кислов, составление, послесловие, 2001
© И. Волевич, А. Попова, В. Кислов, комментарии, 2001
© А. Миролюбова, перевод, 1988
© И. Волевич, перевод, 1994
© А. Захаревич, В. Кислов, Л. Цывьян, перевод, 2001
© М. Занько, оформление, 2001
® М. Занько & Издательство «Симпозиум»: серия «Ех Libris»,
промышленный образец. Патент РФ № 42170
74
Les temps mêlés, № 50. Р. 9–10.
75
Рукопись этого большого проекта (700 страниц) так и не нашла издателя; ее куски позднее вошли в роман «Дети Ила» (1938) и эссе «Понять безумие» (опубл. в 1988 г.).
76
Queneau R. Odile. Р. 165.
77
Les temps mêlés, № 50. P. 18.
78
Bataille G. Raymond Queneau // Critique, № 195–196. P. 1061.
79
Queneau R. Odile. P. 94.
80
От oneilles (искаж. oreilles — уши) — одного из самых расхожих неологизмов «Короля Юбю» А. Жарри.
81
Présentation de l’Encyclopédie de la Pléiade (1956) // Bords: mathématiciens, précurseurs, encyclopédistes. P., 1963.
82
Queneau R. Oeuvres complètes. P., 1989. P. LXV.
83
Traité des vertus démocratiques. P., 1993. P. 129.
84
Точкой отсчета в данном случае служит дата появления на свет Альфреда Жарри (8 сентября 1873 г.).
85
Определение патафизики, содержащееся в восьмой главе романа Жарри «Деяния и мысли доктора Фостролля».
86
В главе «Элементы патафизики» специально уточняется, что, согласно «реальной орфографии», термину должен предшествовать апостроф, дабы избежать «дешевого каламбура». Впрочем, ни один патафизик так и не сумел объяснить, какого именно каламбура удалось таким образом избежать. Любопытно, что сам Жарри никогда не следовал этому правилу. Что касается ’Патафизического коллежа, то он использует оба варианта (с апострофом и без него) для того, чтобы отличать осознанную ’Патафизику (ту, которую исповедуешь) от Патафизики неосознанной (той, которую сам собой представляешь). Критерий отбора определить не всегда легко, особенно если учесть, что «патафизично — все».
87
Злые языки утверждали, что Молле не был ни секретарем Аполлинера, ни бароном.
88
Еще одна невольная ассоциация с «братством каменщиков».
89
Для соответствия французской аббревиатуре название можно переводить как «Увеличение ЛИтературной ПОтенции».
90
Queneau R. Le voyage en Grèce. P., 1973. P. 94.
91
Queneau R. Les fondements de la littérature d’après David Guiibert / La Bibliothеque Oulipienne. Vol. 1. P., 1990. P. 12.
92
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P., 1962. P. 154.
93
Lescure J. Petite histoire de l’Oulipo / Oulipo. La littérature potentielle. P., 1973. P. 36.
94
Queneau R. Le voyage en Grèce. P. 55.
95
Queneau R. Journal 1939—1940, suivi de Philosophes et voyous. P., 1986. P. 185.
96
Ibid. P. 52.
97
Ibid. P. 115.
98
Ibid. P. 40.
99
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P., 1965. P. 39.
100
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 51.
101
Ibid. P. 63.
102
Queneau R. Le chiendent. P., 1997. P. 186.
103
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 39.
104
Ibid. P. 43.
105
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 27–33.
106
Ibid. P. 42.
107
Le Figaro, 14.03.1940.
108
Guénon R. Symboles fondamentaux de la science sacrée. P., 1962. P. 75–76.
109
Barthes R. Essais critiques. Р., 1964. Р. 126.
110
Queneau R. Le dimanche de la vie. P., 1985. P. 172.
111
Queneau R. Le chiendent. P. 179.
112
Queneau R. Saint Glinglin. P., 1997. P. 181.
113
Eliade М. Le Mythe de l’éternel retour. P., 1975. P. 48–49.
114
Blanchot М. L’Entretien infini, Р., 1969. Р. 37.
115
Queneau R. Journal 1939–1940. Р. 134.
116
Queneau R. Quelques Maîtres du XX siècle / Les écrivains célèbres. Vol. III. P., 1953. P. 252.
117
Queneau R. Journal 1939–1940. P. 134.
118
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 31–32.
119
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P. 57.
120
Ibidem.
121
Игра, построенная на полисемии: название «Vol d’Icare» может прочитываться и как «Похищение Икара», тем более что в романе Икара действительно похищают.
122
Queneau R. Journal 1939–1940. Р. 101.
123
Queneau R. Le chiendent. Р. 427–428.
124
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P. 47.
125
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P. 49.
126
Этимологически атом означает «отклоняющийся от регулярного движения».
127
Queneau R. Le voyage en Grèce. P. 11.
128
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 321.
129
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P. 53–54.
130
«К столетию Эмиля Верхарна», с. 26.
131
Dossiers du Collège ’Pataphysique, № 17, 22 sable 89 E. P. (22 декабря 1961 г. по обычному календарю).
132
Аннотация к «Каменной глотке». — В кн.: Queneau R. Gueule de pierre. P., 1934.
133
Perec G. Penser / Classer. P., 1992. P. 11.
134
Queneau R. Loin de Rueil. P., 1982. P. 30.
135
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 195.
136
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P. 64–65.
137
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 295.
138
Perec G. L’Infraordinaire. P., 1989. P. 12.
139
Kojève A. Les romans de la sagesse // Critique, № 8 (mars 1952). P. 396.
140
Queneau R. Loin de Rueil. P. 144.
141
Cahiers des amis de Valentin Brû, № 16–17 (septembre 1981). P. 53.
142
Queneau R. Journal 1939–1940. Р. 89.
143
Queneau R. Quelques Mattres du XX siècle. P. 231.
144
Queneau R. Le chiendent. P. 429.
145
Queneau R. Le chiendent. Р. 430.
146
Queneau R. Le chiendent. Р. 408–409.
147
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P. 12–13.
148
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 56.
149
Queneau R. Le chiendent. Р. 222.
150
Ibid. Р. 206.
151
Queneau R. Journal 1939–1940. Р. 67.
152
Calame A. L’esprit farouche / Lecture de Raymond Queneau // Petite bibliothèque quenienne, № 2. Limoges, 1989. P. 15.
153
Queneau R. Entretiens avec Georges Charbonnier. P. 17–18.
154
Queneau R. Le voyage en Grèce. P. 128.
155
Nouvelle Revue Française, № 309 (1939). Р. 1036.
156
Queneau R. Bâtons, chiffres et lettres. P. 33.
*
УПРАЖНЕНИЯ В СТИЛЕ (Exercices de style) впервые опубликованы в 1943 г. в женевском журнале «Мессаж». Отдельной книгой вышли в 1947 г. в издательстве «Галлимар». Впоследствии было издано несколько измененных вариантов: в 1954 г. — в журнале «Ар», с включением двух неизданных упражнений по случаю выпуска фирмой «Филипс» пластинки с записью «Упражнений в стиле». В 1961 г. появилось издание в «каллиграфированном и литографированном» виде (художник Габриэль Пари) тиражом в 93 экземпляра. В 1963 г. книга вышла с предисловием автора и отдельным типографическим шрифтом для каждой истории; 33 упражнения были к тому же разрисованы, раскрашены, а иногда и вылеплены художником Карельманом. Это издание включало, сверх того, список из 123 придуманных, но так и не написанных упражнений. При почти постоянном сохранении символического количества упражнений (99) состав книги часто менялся. Последнее прижизненное издание вышло в 1973 г. (Прим. И. Волевич, А. Поповой, В. Кислова.)
*
Заметка. — Маршрут автобуса № 84 (бывший S) никогда не проходил перед вокзалом Сен-Лазар. (Прим. И. Волевич, А. Поповой, В. Кислова.)
*
Литота — риторический прием, при котором лаконичное и часто ироничное высказывание подразумевает больше, чем говорится. (Прим. И. Волевич, А. Поповой, В. Кислова.)
*
Синхиза — риторический прием, заключающийся в синтаксическом смешении, которое делает текст непонятным. При этом извращается нормативная структура фразы; нарушается порядок слов, управление предлогов, согласование времен и т. п. (Прим. И. Волевич, А. Поповой, В. Кислова.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Упражнения в стиле"
Книги похожие на "Упражнения в стиле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Раймон Кено - Упражнения в стиле"
Отзывы читателей о книге "Упражнения в стиле", комментарии и мнения людей о произведении.