Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"
Описание и краткое содержание "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать бесплатно онлайн.
Книга известного петербургского ученого В.Л. Вихновича посвящена жизни и трудам последнего иудейского царя Ирода Великого (73-4 гг. до н.э.), имя которого в связи с упоминанием в евангельском предании казалось бы неразрывно связано с негативной характеристикой: «царь-злодей». Реальная же судьба исторического царя Ирода поистине уникальна. При его правлении Иудейское царство достигло вершин иудейско-еврейской государственности, превзойдя библейские царства Давида и Соломона. В результате искусного правления Ироду удалось невозможное — соединить несоединимое: оставаясь иудеем, для внешнего мира он стал римским аристократом, имеющим право носить почетное имя Юлий — родовое имя Цезаря и Октавиана Августа; будучи покровителем и финансовым спонсором всех сторон эллинистической культуры, он был выбран почетным пожизненным судьёй Олимпийских игр… Если учесть, что основой европейской цивилизации является греческая мудрость, римский порядок и иудейский религиозный дух, то царь иудейский Ирод может считаться первым Европейцем,органически соединившим все три составляющие этих культур.
Это издание будет интересно не только ученым, занимающимся историей и идеологией Древнего мира, но и самому широкому кругу читателей. Автор предлагает задуматься над соблазном абсолютной власти, над природой религиозных и политических конфликтов в Израиле рубежа эр, над условиями, в которых возникало христианство, над универсальностью и актуальностью различных моделей развития общества.
После этого Ирод созвал собрание народа на площади и представил ему Тирона, его сына, триста военных и брадобрея и сообщил об их измене. Все они были народом забиты насмерть камнями. Теперь была окончательно решена и судьба сыновей.
Ирод приказал доставить Александра и Аристобула в крепость Себастию, и там они были казнены. Тут надо сказать, что по иудейским законам существовали различные виды приведения в исполнения смертных приговоров, причем самым суровым считалось побивание камнями, а самым мягким — «удушение». Осужденным заранее давали специальное питье для притупления сознания, затем шею обматывали жестким полотнищем, вложенным в мягкое, и тянули в обе стороны до наступления смерти{246}. Именно такой вид казни применили к братьям. Затем их тела были доставлены в крепость Александрион, и там они были похоронены на фамильном кладбище Хасмонеев. Их казнили в 7 году до н.э. в том месте, где примерно тридцать лет тому назад Ирод женился на Мариамне.
Александр и Аристобул не были виновны в заговоре с целью убить отца, хотя, конечно, они стремились бежать от него. Однако, принимая во внимание все обстоятельства, можно полагать, что их печальная судьба была неизбежна. Ирод и его семья, по глубокому убеждению братьев, были простолюдинами низкого происхождения, которые случайно были возвышены и незаконно достигли царского достоинства. В этом случае их презрение было настолько велико, что царь и его семья открыто обвинялись даже в идумейском происхождении, подобно тому как противники Бориса Годунова обвиняли его за наличие среди его предков татар. Сыновья Мариамны забыли, что его предка царя Александра Янная враги также обвиняли в незаконном происхождении (ИД. Т. 2. С. 53). Сыновья Мариамны не были поборниками государственной политики царя, не интересовались его государственной деятельностью и, хотя не собирались убивать отца, все же явно рассчитывали при помощи своих римских друзей получить право наследования от самого Августа после ухода из жизни старого и больного отца. Разумеется, в этом случае при их воцарении судьба всех родственников Ирода, по собственным заявлениям сыновей Мариамны, была бы незавидной.
Остается добавить, что каждый из казнённых братьев оставил потомство: Александр имел двух сыновей — Тиграна и Александра; Аристобул трёх — Ирода II, Агриппу (ставшего в 41–44 годах н.э. последним иудейским царем), Аристобула III и двух дочерей — Иродиаду и Мариамну Надо сказать, что царь позаботился о воспитании семи детей Александра и Аристобула.
Главным выигравшим от казни Александра и Аристобула не без основания считал себя Антипатр, потому что у него были лучшие возможности стать наследником. Более того, теперь он стал реальным соправителем царя, однако при этом против него существовала оппозиция в армии и народе, считавшем его реальным виновником недавних казней и поэтому ненавидевшем его. Антипатра к тому же беспокоили меры, предпринимаемые стареющим царем, чтобы связать членов всей своей огромной семьи брачными узами. К концу жизни, как пишет Иосиф, у Ирода здравствовали и проживали во дворце девять жен, семь сыновей и пять дочерей. Антипатр беспокоился по поводу других соперников и попытался предпринять меры в свою защиту. После высылки Глафиры вместе с её приданым к отцу в Каппадокию по предложению Антипатра царь выдал замуж Беренику, вдову Аристобула за Тевдиона, брата матери Антипатра, который добился также помолвки совсем юной Мариамны (дочери Аристобула) со своим сыном.
Не касаясь других многочисленных браков, устроенных Иродом среди своих родственников и придворных, всё же заметим, что царь надеялся уменьшить внутренние раздоры внутри семьи и обеспечить преемственность династии.
Однако, как и прежние попытки, эти браки не принесли длительного успокоения. На этот раз источниками раздоров стали четыре женщины — жена брата Фероры, её мать, сестра и Дорис, мать Антипатра. Эта группа, считая Ферору скорым преемником слабеющего Ирода, нагло третировала самых младших дочерей Ирода, уже достигших возраста 10 лет. Хотя в большинстве домашних дел Саломея и Ферора были союзниками, теперь перед лицом Антипатра они разошлись. Ферора был за Антипатра, а Саломея, обеспокоенная резким усилением первенца царя, выступила против него.
Неожиданную роль во этих внутренних несогласиях сыграли фарисеи, во всяком случае влиятельная их группа. Жена Фероры и её подруги, по сообщению Иосифа Флавия, находились под сильным влиянием этой группы фарисеев, предсказывавших, что именно Ферора, его жена и его дети будут наследовать Ироду. В знак благодарности за такие предсказания жена Фероры заплатила за фарисеев штраф за отказ присягать на верность императору. Обо всем этом Саломея, как всегда с преувеличениями и дополнениями, донесла царю. Разгневанный Ирод запретил Антипатру все контакты с этой группой, а некоторых второстепенных лиц, слишком открыто уверовавших в пророчество фарисеев касательно наследия Фероры, даже приказал казнить (ИД. Т. 2. С. 244–246). Затем Ирод собрал совет с участием своих друзей, обвинил жену Фероры в оскорблении племянниц и призвал брата развестись с женой. Ферора в вызывающей форме отказался, и тогда Ирод категорически запретил Антипатру и его матери общаться с братом. Те на словах согласились, но тайно продолжали встречаться, и даже распространился слух об интимных отношениях Антипатра с женой Фероры, причем посредницей была его мать Дорис. Таким образом, положение Антипатра стало небезопасным, хотя формально по новому завещанию он был наследником Ирода (совместно с Иродом II, сыном Мариамны II). Поэтому Антипатр устроил так, что в 6 г. до н.э. его римские друзья добились приглашения его в Рим, во-первых, для необходимого утверждения Августом завещания Ирода, а во-вторых, для участия в процессе вышеупомянутого набатейца Силлея, которого ждал суровый приговор за предательское поведение во время неудачного похода римлян в Аравию, самоуправство, соучастие в незаконных казнях и даже попытке отравить Ирода.
В то же время Ирод приказал Фероре за отказ развестись с женой уехать в свою тетрархию в Перею. Обиженный Ферора заявил, что вернётся в Иерусалим не прежде, чем узнает о смерти брата. Он сдержал своё слово, хотя сам Ирод посетил его, когда тот заболел и, несмотря на заботы царя, скончался. Сразу же распространился слух о том, что он был отравлен, и некоторые даже обвиняли без всяких оснований в этом царя. И это несмотря на то что искренне скорбящий Ирод перевез тело брата в Иерусалим и устроил торжественные похороны.
Однако вскоре после этого два вольноотпущенника Фероры явились к царю и донесли, что Ферора был действительно отравлен замаскированным под любовное зельем ядом, доставленным из Набатеи от Силлея и в этом деле замешана жена брата. Ирод приказал немедленно провести тщательное расследование с применением всех методов следствия, в том числе и пыток. В результате оказалось, что в ходе расследования якобы разветвленного заговора возникли серьезные обвинения против Дорис, самого Фероры и Антипатра (ИД. Т. 2. С. 248–249). Все это совпало с прежними доносами Саломеи. В результате Дорис была вторично удалена из дворца, и у неё были отняты все подарки царя. Стоит отметить при этом сообщение Иосифа Флавия о том, что другим женщинам, среди которых были свободные и рабыни, царь «помог оправиться от пыток, так как не имел повода вражды к ним» (ИВ. С. 95).
Затем были получены дополнительные свидетельства того, что именно Антипатр и жена Фероры были участниками заговора с целью отравления Ирода. Во избежание подозрений в отношении его, это должно было произойти во время пребывания Антипатра в Риме. Признание вдовы Фероры было получено после её неудачной попытки совершить самоубийство, бросившись с крыши дворца. Однако главным обвиняемым стал теперь Антипатр. Именно он передал ей флакон яда для использования против царя. Круг подозреваемых все время расширялся, и, в частности, выяснилось, что даже жена царя Мариамна II многое знала, но захотела скрыть намерения заговорщиков. Разгневанный Ирод прогнал её с сыном Иродом II, вычеркнув последнего из завещания, а также лишил её отца поста Первосвященника.
В это время прибывший из Рима слуга Антипатра вольноотпущенник Батилл признался, что он также привез составленный в Египте яд (смесь змеиного яда с выделениями других пресмыкающихся) для матери Антипатра и Фероры с тем, чтобы в случае неудачи первой попытки отравить царя, можно было навсегда избавиться от Ирода. Теперь у обвинителей появилось вещественное доказательство — египетский яд (ИД. Т. 2. С. 250; ИВ. С. 96).
Убежденность в коварстве Антипатра укрепилось после получения Иродом письма от своих римских друзей, в котором сообщалось, что по наущению и на деньги Антипатра распространяются ложные слухи о высказываниях обучающихся в Риме его сыновей от жены Мариамны II (Архелая 17 лет и Филиппа 14 лет) с открытыми обвинениями отца в жестоком убийстве братьев и других преступлениях. Причём это сопровождалось лицемерными письмами самого Антипатра Ироду с призывами простить братьев за эти высказывания, которые он же сам и инспирировал. Как пишет Иосиф Флавий, как это ни странно, за все семь месяцев пребывания в Риме до Антипатра не дошло никаких известий о происходящем в Иерусалиме. Иосиф объясняет это тем, что был установлен строгий надзор за путями сообщения, а также общей ненавистью к Антипатру. Однако, по мнению ряда исследователей, дело в том, что пребывание Антипатра в Риме была значительно короче. Во всяком случае, Антипатр написал отцу, что после благосклонного приема у императора он возвращается в Иудею. В свою очередь, Ирод, скрывая свой гнев, поддержал его намерение, не сообщая о смерти Фероры и дав в легкой форме ему понять о конфликте с матерью, который обещал уладить по приезде Антипатра. По всей вероятности, настаивая на быстром возвращении сына, Ирод явно опасался, что, оставаясь в Риме, он может начать интриги против отца.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"
Книги похожие на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"
Отзывы читателей о книге "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)", комментарии и мнения людей о произведении.