Садриддин Айни - Рабы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Рабы"
Описание и краткое содержание "Рабы" читать бесплатно онлайн.
В романе «Рабы» С. Айни широко и на конкретном материале раскрывает жизнь народов Средней Азии до революции и после нее.
Безрадостна и темна жизнь угнетенного, а жизнь рабов и женщин — ужасна. Недаром Некадам, герой романа, сравнивает свою жизнь с положением птицы, попавшей к змее.
Но всему приходит конец. Приходит конец и безраздельному господству баев и мулл, народ с оружием в руках борется за равноправную, счастливую жизнь. Бывшие рабы берут власть в свои руки и начинают строить новое общество.
Вступительная статья М. Турсун-заде
Примечания М. Шукурова
Иллюстрации художника К. Туренко
Когда люди подошли к краю ямы, один из них наткнулся на рукоять серпа.
— Вот этим он все и сделал! — показал человек свою находку остальным.
— Ладно. Что бы там ни случилось, а случилось то, что случилось. Надо не теряя времени догонять эту старую собаку!
У ямы поставили караульного, несколько человек вскочили на оседланных лошадей и помчались в степь. Через час погоня вернулась.
— Ну? Где же он? — спросил караульный.
— Нету. Не попался, старый пес.
— Выходит, он не старый пес, а старая лиса, если выскользнул из рук таких молодых волков! — засмеялся караульный.
* * *Утро было ясное, но холодное.
Солнце сияло на белом снежном степном просторе. Каждая снежинка сверкала на солнце, как алмаз.
Человек, сидевший в юрте на почетном месте, был занят чаепитием.
Он допил пиалу и, поставив ее рядом с чайником, велел убрать обглоданные кости и куски пресной лепешки.
Когда скатерть с объедками унесли, он сказал одному из сидевших с ним:
— Караулбеги! Приведите ночную добычу. Рассмотрим это дело.
Человек, которого назвали караулбеги, вскочил, подошел к другой юрте и приказал:
— Джигиты, ведите пленных!
Джигиты выбежали из юрты, где ночевали, и пошли к загону. Овец давно уже выгнали на пастбище, а в загоне оставались лишь связанные крестьяне.
Их развязали и хотели вести, но онемевшие от пут, закоченевшие от холода ноги не слушались. Никто из крестьян не мог двинуться. Джигиты поволокли пленников к юрте, у входа которой стоял караулбеги, и поставили их на колени.
Человек, сидевший в юрте на почетном месте и, как можно было судить по его приказаниям, являвшийся начальником отряда, вышел из юрты и одного за другим осмотрел всех пленников.
— О, да это рабы! Эти неблагодарные выросли на нашем хлебе, а теперь подняли меч на нас! А это кто? — Он указал на неизвестного ему человека.
Никто не ответил. Он посмотрел на караулбеги, но и тот растерянно молчал.
— Так кто же это такой?
— Я и сам не знаю, амин-бобо! — смущенно ответил караулбеги.
Тогда начальник, названный «амином», сам спросил пленника:
— Ты кто?
— Я человек! — ответил незнакомец.
Амин рассердился на столь дерзкий ответ и спросил остальных пленников:
— Кто же он?
— Мы не знаем его. Он говорил, что пришел из Хатырчи. Он собирал с нами топливо. Мы видим, человек он бедный и смирный, — ответил один из пленников.
— Он такой же «бедный и смирный», как и вы сами! — сурово ответил амин. — Теперь все безобразия творятся такими вот бедными, смирными. Как только в России и в Туркестане власть взяли рабочие, такие вот бедные и смирные подняли голову. Ну-ка, смирный да бедный из Хатырчи, объясните-ка нам, чем вы занимаетесь, скитаясь бездомным и бесприютным по нашей стране?
— Я собираю топливо.
— А каким делом еще занимаетесь?
— А больше ничем.
— Так! — задумался амин и приказал джигитам: — А ну, свяжите-ка его «кулуком». Палки заставят лжеца говорить правду.
Все еще онемевшие руки и ноги снова были связаны. Джигиты принесли крепкие палки из веток растущего в степи юлгуна и бросили их перед связанным хатырчинцем.
— Бей!
Сильные руки схватили палки, упругие и крепкие, и на пленника посыпались удары.
Хатырчинец застонал, потом закричал, но постепенно смолк. Он потерял сознание, и тело его отяжелело.
Амин остановил джигитов.
Он подошел к пленнику и крикнул грозно:
— Ты чем тут занимался? Ну, говори!
Увидев, что хатырчинец ничего не слышит, амин велел бить пленника по коленным чашечкам.
Хатырчинца подняли с земли и посадили, подняв вверх его колени. Так, придерживая его, джигиты начали бить его прямо по коленям, сдирая кожу. Пленник молчал.
Амин взглядом остановил джигитов.
Пристально глядя на пленника, амин спросил:
— Говори правду: что ты тут делал?
Глаза хатырчинца оставались закрытыми, но бледные, посиневшие губы шевельнулись:
— Собирал топливо.
— Если ты собирал топливо, где же твой серп, веревка, твой осел?
Губы больше не шевелились. Но один из джигитов сказал:
— Вчера в загоне мы нашли серп.
— Семеро не могут обходиться одним серпом! — подумав, проворчал амин. — Здесь какая-то загадка. Они подосланы большевиками или джадидами. А что касается этого «бедного и смирного» хатырчинца, он наверняка у них атаман.
Один из крестьян сказал:
— Когда началась буря, мы побросали в степи топливо, как оно было связано, вместе с серпами, ослами, веревками, и побежали.
— Если вы лжете, всех тут же перестреляю, а потом доложу его высочеству! — пообещал амин и распорядился: — Караульте их здесь, а по их указанию пошлите людей, проверьте, правду ли говорят.
Пленников, связав, снова бросили в загон, а избитого, окровавленного хатырчинца оставили у дверей юрты.
Двое всадников поскакали в степь к покинутым вязанкам.
* * *Крестьяне сидели в загоне, ожидая своей участи. Эти вязанки были единственным доказательством их невиновности.
Один из пленников сказал:
— Теперь вся наша жизнь зависит от наших колючек. Если их найдут, мы будем свободны. Если кто-нибудь унес их, с ними унес и наши души.
— Если и найдутся колючки, нас все равно замучают. Еще хуже будет, там найдут и узелок, завязанный в тряпку.
— Ладно, — покорно вздохнул один из крестьян, — не найдут, нас расстреляют, найдут — замучают; и так и этак жить нам осталось меньше часа.
— Да. Лучше уж пускай пропадет все, только б не нашли узелка. Из-за узелка не только нас запытают до смерти, но и половину туменя перехватают и перепытают.
— Если ослов не найдут, у нас есть надежда на спасение. Зря ты указал им место, — укоризненно пробормотал другой.
— Найдутся ослы и вязанки, нет ли, нам не спастись от этих зверей. Не знаешь ты их, что ли? Их главного палача зовут Бозор-амин, из его рук еще никто живым не выходил.
Так ждали они в тревоге, то надеясь, то теряя надежду, и прислушивались, когда же раздастся топот с той стороны.
Им казалось, что давно уже пора вернуться оттуда, хотя времени прошло немного.
Наконец посланные возвратились. Крестьян снова привели к юрте.
Они тревожно оглядывали все вокруг, надеясь увидеть там свои вязанки и ослов.
Невдалеке от юрты стояли три старых измученных осла. Валялись веревки, чьи-то серпы.
— Слава богу, — с облегчением вздохнул тот, который указал место, где оставались их ослы и вязанки. — Узелка я не вижу! — Он все время томился сознанием своей ошибки.
Но тут же подумал: «А может быть, амин сейчас видит и рассматривает этот узелок?»
Остальные тоже все всматривались, то терзаясь от страха, то радуясь и надеясь, то вновь замирая от отчаяния.
«Но не может же быть того, чтобы все нашли, а узелок нет!» — с ужасом думал указавший место, где они оставили свое добро.
Наконец джигиты окружили крестьян.
Амин вышел с начальником караула.
— Так. Выходит, что они действительно собирали топливо. Предположим, что это так. Но едва ли они простые сборщики. Не из тех ли они, что собирают топливо, чтобы поджечь всю нашу страну? Если же они простые сборщики, то что делал с ними этот хатырчинец? Разве нет топлива поближе к Хатырчи?
Помолчав, амин опять принялся размышлять вслух:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рабы"
Книги похожие на "Рабы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Садриддин Айни - Рабы"
Отзывы читателей о книге "Рабы", комментарии и мнения людей о произведении.