Г. Джемаль - Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Описание и краткое содержание "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке" читать бесплатно онлайн.
Данный сборник бесед и исследовательских работ участников научной группы Исламского комитета под руководством Гейдара Джемаля посвящен развитию идеологии политического ислама в ХХ веке. Статьи членов Центра изучения конфликта, раскола, оппозиции и протеста посвящены, в частности, анализу взглядов видных теоретиков политического ислама – таких, как Сейид Кутб, аятолла Хомейни, Али Шариати, Калим Сиддыки. Вниманию читателя также предлагаются исследования, посвященные «черному исламу» и католической теологии освобождения. Участники научных семинаров обсуждают перспективы развития исламской политической мысли в ХХ веке, а также очертания нового протестного дискурса в наступившем столетии.
Но теперь мы встречаем некоего алима (да простит его Бог), который говорит: «Если Имам Времен сочтет нужным, он придет. Я не могу заботиться об исламе больше, чем он, а он превосходно разбирается в нынешней обстановке. Следовательно, это он должен первым начать поправлять наши дела, а не я!» Однако это та же логика тех, кто увиливает от ответственности, а не логика, одобряемая исламом. Ислам не признает такой системы доказательств. Тот, кто рассуждает таким образом, тщательно копается в религиозных традициях и говорит нам, например, о сохранении мира с государями или о молитвах за них. Но это противоречит тому, чему учит Коран. Видимо, такие улемы не читали этой священной книги. Если даже они смогут найти сотню похожих традиций, это не подтвердит их точки зрения, поскольку подобные традиции не согласуются с Кораном и обычаями пророков. Есть традиция, которая гласит: «Тот, кто пожелает долгой жизни государю, воскреснет вместе с ним». Может ли мусульманин пожелать долгой жизни государю, если тот творит много несправедливостей? Может ли кто-либо поддерживать отношения с кем-то, кто истребляет народ, истребляет улемов?..
* * *...Некий ахунд написал мне несколько лет назад и спросил: «Почему вы выступаете против правительства? Разве вы не знаете, что Бог дает власть, кому пожелает?» Я ему не ответил. Он не стоил ответа. Но в его вопросе было совершенно очевидное отрицание Корана. Кстати, можно рассуждать о том, что Бог дал царство фараону, но разве Моисей не выступил против него? Царство Нимрода тоже было божьим даром в том смысле, что все от Бога, но разве Авраам не выступил против него? Муавия тоже принадлежал к «обладателям власти», но разве Командующий Верными, а после имам Хусейн не выступили против него? А потом имам Хусейн, сопровождаемый семьей и пятьюдесятью или шестьюдесятью сторонниками, восстал против еще одного «обладателя власти», Язида. Почему он это сделал? Ясно, что несогласные с восстанием против властей говорят чепуху!
Те «обладатели власти», которые упомянуты тотчас после Бога и Его Посланника в Коране, должны быть близки к Богу и Его Посланнику в своей практике. Они должны быть тенью Бога и Его Посланника. Да, исламский правитель — тень Бога, но под этим подразумевается, что тень сама по себе не движется. Ваша тень не движется сама, она движется, когда вы совершаете движения. Ислам признает то лицо «тенью Бога», которое отказывается от индивидуальной воли в том смысле, что оно действует только в соответствии с основами ислама, а следовательно, его движение и зависимо, и независимо. Посланник Бога (да будет с ним мир и благословение Бога) был настоящей тенью Бога. Но можно ли сказать то же самое о дурном человеке, о шахе? Да, некоторые глупые люди из нашей среды утверждают это, но тогда любой, восставший против Язида, который тоже был «обладателем власти», заслуживал смерти! Судьи Омейядов вынесли решение, что имам Хусейн, Повелитель мучеников, заслуживает смерти!
Мы не прочли Коран должным образом и не понимаем его логики. Мы прежде всего должны изучать Коран. Коран дает указания относительно всего и объясняет наш долг. Он говорит нам, как воспринимать государей. Почему в Коране так часто повторяется рассказ о Моисее? Только ли потому, что это занятная история? Если бы Коран просто хотел довести ее до нашего сведения, достаточно было бы одного изложения ее. Так какова же цель повторения в Коране сюжета о Моисее и его борьбе с фараоном? Это сделано, чтобы вразумить нас!
Коран постоянно обсуждает войну с неверными и упоминает дело, связанное с лицемерами (мунафиками). Делается ли это ради самого рассказа? Разве Коран — сборник рассказов? Коран — это книга, предназначенная для воспитания настоящих людей, эта книга нацелена на создание активных людей. В Коране есть все, соответствующее традициям Благороднейшего Посланника и традициям Чистых Имамов. Но тщательное изучение всех источников необходимо нам для понимания нашего долга. Мы много раз читали в Коране, что фараон ведет себя так, а Моисей иначе, но мы не думаем о том, почему Коран говорит нам все это. Он повторяет это, чтобы мы могли действовать так, как Моисей действовал бы против фараона наших дней. Соберемся с силами и поборемся с мерзавцем шахом. На худой конец, пусть никто не поддерживает режим...
18 февраля 1978 г.
Неджеф (Ирак), мечеть шейха Ансари.
Калим Сиддыки:
Интеллектуальный потенциал Сира[247]
История ислама и мусульман вступила в новую фазу быстрых перемен. Мусульмане осознали, что они находятся в том положении, когда необходимо инициировать важные перемены в своем обществе, направлять ход этих перемен и контролировать его, а равным образом и играть значительную роль в мировой политике. Важно, что их стремление изменить мусульманское общество направляется идущим из глубины пониманием динамизма перемен. Установлено, что наибольший успех сопутствует тем государствам, организациям, культурам, движениям — даже цивилизациям, — которые способны управлять силами, ведущими к переменам, задавать им курс, влиять на них, манипулировать ими и направлять, прогнозировать и контролировать их.
Ислам является постоянным источником все более расширяющегося знания во всех областях. Ислам способен развивать, организовывать новые виды информации и знания, повелевать ими. Другими словами, ислам повелевает и управляет переменами и делает возникновение новых теорий, экспериментов, открытий, а также и создавшихся исторических ситуаций, интернациональным явлением. Вот почему ислам настаивает на том, что мусульмане — все мусульмане, когда-либо живущие в одно и то же время — должны ставить под свой контроль ту историческую ситуацию, которая господствует в данный момент. ислам требует использования мировых природных ресурсов в целях, установленных Исламом для всего человечества.
Сира (жизнь) Пророка Мухаммада (АС) и его Сунна (предписание, образец) представляют собой основные модели, служащие примером метода исторической трансформации, присущего исламу. Пророк начинал с горстью людей, организованных им в небольшие группы, затем — в более крупные системы, служащие достижению цели, пока данный процесс не привел к установлению исламского государства. Ясно, что это требовало развития гибкого политического процесса, обладавшего невероятной сложностью и эффективностью. Данный процесс как нечто целое может быть назван «хикмой» («мудростью»), или методом Пророка (СААС). Духовные, интеллектуальные и природные характеристики, укорененные в хикме, являются неотъемлемой частью Сира и Сунны Пророка (СААС). Поскольку же исследователи Сира и Сунны сосредотачивали внимание практически исключительно на дотошном изучении и фиксации всего того, что Пророк делал, говорил, приказывал выполнить и одобрял, возникновение аналитической и творческой литературы происходило медленными темпами. Историческая ситуация, с которой ныне сталкиваются ислам и мусульмане, требует от исследователей обратить внимание на формулирование основополагающих принципов и структурных форм хикмы Пророка. Эта часть Сирата — неоткрытая сокровищница ислама и данной ему парадигмы.
Путь к этой сокровищнице ислама лежит через развитие целого нового направления в литературе, основанной на Сира. Применение спекулятивного метода к ныне существующей литературе по Сира, являющейся по преимуществу описательной, не принесет вреда. Мы должны осознать, что Мухаммад (АС), последний из всех Пророков, — это гигантская фигура в мировой истории. Исказить его жизнь и послание, как это в корыстных целях делают ориенталисты, фактически невозможно. К тому же Сира оберегается Кораном и фиксацией осуществленной Пророком системной трансформации исторической ситуации.
Та колоссальная интеллектуальная энергия, которую западные ориенталисты потратили, пытаясь подпортить репутацию Пророка (СААС), не дала результата. Самая суть действительного положения дел такова, что Пророк защищен самим Аллахом, субхнаху ва тааля. Использование спекулятивного метода компетентными мусульманскими исследователями-муттаки, при четко определенных и известных целях, может оказаться ключом к огромной сокровищнице, которую представляет собой Сира. В течение всех продолжительных периодов нашей истории перемены любого рода сталкивались со страхом и неуверенностью со стороны ученых и представителей правящих династий. Этим объясняется практически полный запрет иджтихада, который чуть ли не до сих пор имеет место в суннитской традиции. Шиитской традиции первоначально был присущ такой же жесткий запрет. Медленно, под давлением условий, ошибок и противоречий, от которых нельзя было застраховаться на почве теологии, двери шиитской доктрины открылись, чтобы позволить горстке муджтахидов заниматься некоторыми видами контролируемого иджтихада. Такое медленное начало, осуществляемое усулитской школой улемов, в конечном итоге привело к переменам, которые сделали возможной Исламскую революцию в Иране.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Книги похожие на "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Джемаль - Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Отзывы читателей о книге "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке", комментарии и мнения людей о произведении.