» » » » Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти


Авторские права

Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти

Здесь можно скачать бесплатно "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Типография МГУ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Рейтинг:
Название:
Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Издательство:
Типография МГУ
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904184-1-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Описание и краткое содержание "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти. Комплексно рассматриваются персональный состав элитной части двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства; освещаются борьба придворных группировок, родственные связи внутри элиты; даны политические портреты наиболее значимых представителей придворной элиты; раскрываются деятельность огромного дворцового хозяйства и культурно-бытовые особенности придворной жизни. Монография основана на широком круге источников, большая часть которых извлечена из архивов и вводится в научный оборот впервые.






ке, присущей царской власти и царскому двору, для чего был создан ряд

специальных дворцовых ведомств. Первыми среди них стали, безусловно,

Государева и Царицына Мастерские палаты.

Первоначально Мастерская палата находилась в ведомстве постель-

ничего, которому была доверена личная канцелярия царя (вероятно, канце-

лярия Ивана IV, поскольку палата известна с 1547 г.), и получила название

112 -

Царская Мастерская палата. С момента своего основания эта палата стала

хранительницей главных ценностей государства – царских регалий, вот

почему «в тое Полату кроме самого царя» и стряпчих приказа «входити

никто не смел» 287.

В первой половине XVII в. Царская Мастерская палата была разде-

лена на две самостоятельные палаты: одна из них продолжила работу на

царя и была переименована в Государеву Мастерскую палату, а другая бы-

ла поставлена на службу женской половине дворца – государыне царице и

царевнам (инициатива, вероятно, принадлежала супруге царя Михаила Ев-

докии Лукьяновне Стрешневой, матери Алексея Михайловича). Новый

приказ получил название Царицыной Мастерской палаты, во главе кото-

рой формально стояла сама царица, а фактически ее «надсматривала ка-

значея боярыня».

Следует отметить, что в литературе встречается упоминание о более

позднем времени создания Царицыной Мастерской палаты (1646 г.) 288. Хо-

тя наиболее ранние архивные документы по этому ведомству относятся к

1626/27 гг. 289 Например, в расходной книге Казенного приказа за январь

1626 г. было записано, что в новую Царицыну Мастерскую палату отпу-

щено 10 аршин сукна 290. Начиная с марта этого же года, записи об отпуске

разных товаров в Царицыну палату отмечались наравне с Государевой па-

латой, что дает возможность судить о ее постоянной деятельности в соста-

ве дворцового хозяйства именно с 1626 г. (момента бракосочетания царя

Михаила Федоровича с Евдокией Стрешневой).

Достаточно хорошо сохранившиеся архивные источники позволяют

представить деятельность этих двух палат и их функции. Мы не склонны

игнорировать и 1646 г. Вероятно, в этом году имел место качественный и

количественный «скачок» в ее работе, поскольку увеличились масштабы

деятельности палаты. Она стала работать на первых «дам двора» – жен

представителей придворной элиты.

113 -

Как следует из названия, палаты первоначально работали исключи-

тельно на членов царской семьи, и лишь позже поле их деятельности было

расширено. В них стали изготавливать заказы для первых лиц из окруже-

ния царя, в первую очередь тех, кто выполнял дипломатические обязанно-

сти: выезжал за рубеж с государственными поручениями, устраивал

посольские встречи, участвовал в торжественных церемониях.

Государева Мастерская палата, возглавляемая постельничим, отве-

чала за покрой и шитье царского официального облачения, его хранение,

бережение и починку. Здесь трудились лучшие мастера разнообразных

специальностей, создававшие искусные предметы гардероба. Помимо по-

стельничего и стряпчих, составлявших управленческий штат Государевой

палаты, в ней числились непосредственные мастера: закройщики, портные,

скорняки, нашивочники, завязочники, пуговичники, сапожники. Эти спе-

циалисты кроили, шили, украшали, расшивали облачение для официаль-

ных церемоний с участием царя.

Подобная одежда требовала определенного покроя, поэтому ее изго-

товление доверяли опытным закройщикам. Раскроенные детали будущего

наряда богато украшались вышивкой, жемчугом, драгоценными камнями.

Большой работы требовали царские воротники – ожерелья, которые искус-

но расшивались золотыми нитями и жемчугом. Сложившейся традицией

было украшение края рукавов и подолов платья так называемыми оберега-

ми. Подобные наряды, с множеством украшений были достаточно тяжелы

и надевались лишь в определенных случаях.

Повседневная одежда, выполненная из льна и шерсти, была про-

стой, удобной, просторной и теплой в соответствии с погодой. Обувь шили

из кожи, зимние сапоги утепляли мехом. Согласно моде, сапоги были на

каблуках, подбитых золотыми и серебряными гвоздиками, и с загнутым

вверх носком. Готовые парадные платья, до передачи их в царские хоромы,

внимательно осматривали специальные лица (своего рода царская служба

безопасности) на предмет безвредности этих одежд для царя.

114 -

После каждого торжественного выхода царя к народу, встречи по-

слов, работы в Боярской думе, наряд принимался и осматривался в палате,

о чем свидетельствуют «выходные книги». 291 В приказе также хранилась

верхняя одежда, употребляемая в повседневном быту, – шубы, рубахи,

штаны, обувь, шапки, рукавицы. В Государевой Мастерской палате изго-

товляли одежду и для подрастающих царевичей.

Каждый год производили опись царского одеяния, в которой под-

робнейшим образом на сотнях листов фиксировались все предметы цар-

ского наряда. Например, опись одеяния царя Алексея Михайловича за 1648

г., написанная на 476 листах, зафиксировала царские шубы, опашни, одно-

рядки, кафтаны, ожерелья, шапки, посохи, чеботы, пуговицы, а также

предметы царского обихода: стулья, чарки, стопы, часы 292. В описи «пла-

тью» царевича Алексея Алексеевича, помимо традиционных предметов

гардероба, создаваемых в Государевой Мастерской палате, отразились и

новые для того время вещи: солнечные часы, «труба зрительная», зеркало

хрустальное, «персона в золоте» 293.

После смерти царя или царевича было принято продавать или дарить

их вещи, хранившиеся в Мастерской палате. Например, в числе покупате-

лей «отставного платья» царя Михаила Федоровича (опашней, однорядок,

ферязей, шуб, кафтанов) значились бояре Б.И. Морозов, Б.М. Хитрово,

князь А.Н. Трубецкой, оружничий Г.Г. Пушкин и другие лица, близкие ко

двору, которые могли приобрести наиболее ценные вещи. Менее ценные,

мелкие вещи покупали подьячие, мастеровые и торговые люди 294.

В Царицыной Мастерской палате также трудились лучшие мастера

разнообразных специальностей, создававшие искусные предметы женского

гардероба. Интересно отметить, что Царицыной Мастерской палате были

подведомственны все женские чины, а саму палату, как сказано выше, воз-

главляла боярыня. В списках женщин, подчиненных палате, значились ка-

значеи, учительницы царевен, их кормилицы, постельницы, комнатные

бабки, портомои, девки и мастерицы. Среди мастериц палаты, то есть тех,

115 -

кто шил женскую одежду, столь четкого разделения, как в Государевой

Мастерской палате, не прослеживается. Однако оно, несомненно, сущест-

вовало и зависело от искусности и опыта работниц, поскольку многие эле-

менты и украшения мужской и женской одежды были довольно близкими.

К 1680 г. в Царицыной Мастерской палате служили более 60 мастериц, а

всего в двух палатах насчитывалось свыше трехсот работников 295.

Число служащих в двух палатах, а также разнообразие их специаль-

ностей указывает на мануфактурный характер их производства.

Материал для создания царского наряда поступал чаще всего из Ка-

зенного приказа, который хранил лучшие образцы тканей, мехов, необхо-

димой фурнитуры. Большая часть образцов была иностранного

происхождения, поднесенных иностранными послами или «купленными у

Архангельска» 296.

В рамках дворцового хозяйства было создано и собственное произ-

водство тканей, которые употребляли в царском обиходе.

В ведомстве Царицыной Мастерской палаты находился ряд дворцо-

вых слобод, жители которых специализировались в ткачестве. Среди них

Тверская Константиновская слобода в Москве, села Брейтово и Черкасово

в Ярославском уезде. Наиболее известна Кадашевская слобода в Замоскво-

речье (в районе Кадашевских переулков), которой принадлежала «ведущая

роль по организации производства и качеству продукции» 297.

Уже при Иване IV в Кадашевской слободе существовало дворцовое

полотняное производство, подведомственное Казенному приказу. Вскоре

хамовное (ткацкое) дело было передано в ведение другому, чисто дворцо-

вому приказу – Государевой Мастерской палате, а с учреждением в 1626 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Книги похожие на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Светова,

Екатерина Светова, - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Отзывы читателей о книге "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.