» » » » Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти


Авторские права

Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти

Здесь можно скачать бесплатно "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Типография МГУ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Рейтинг:
Название:
Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Издательство:
Типография МГУ
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904184-1-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Описание и краткое содержание "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти. Комплексно рассматриваются персональный состав элитной части двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства; освещаются борьба придворных группировок, родственные связи внутри элиты; даны политические портреты наиболее значимых представителей придворной элиты; раскрываются деятельность огромного дворцового хозяйства и культурно-бытовые особенности придворной жизни. Монография основана на широком круге источников, большая часть которых извлечена из архивов и вводится в научный оборот впервые.






ния. Усиление международных связей требовало и обмена дорогими госу-

120 -

дарственными подарками от имени царя, которые создавались в Оружей-

ной палате. Многие произведения этой мастерской сохранились до наших

дней и представляют собой шедевры русского и мирового искусства. Во

второй половине XVII столетия в Оружейной палате трудились такие

мастера, как Никита Давыдов, Дмитрий Коновалов, Григорий Вяткин, ра-

боты которых известны и поныне 310.

В 1624 г. были учреждены самостоятельные Серебряная и Золотая

палаты, которые «отпочковались» от мастерской Оружейной палаты 311 и

были «нацелены» на создание драгоценных предметов культа и быта. Осо-

бо искусные предметы делали «в поднос великому государю» и патриарху

в православные праздники – золотые и серебряные кресты, ковчеги, брати-

ны. От имени царя ценную церковную утварь посылали в храмы и мона-

стыри 312. Предметы светского характера служили подарками иностранным

государям и их послам, а также жаловались Алексеем Михайловичем в

знак особой милости российским подданным 313. О мастерах «золотых и се-

ребряных дел», работавших в Кремле, сохранилось мало сведений, но име-

на некоторых дошли до нас: Иван Попов, Третьяк Пестриков, Петр

Иванов, Василий Андреев, Гаврила Овдокимов и др. 314

Наиболее известным среди них был иконописец и «серебряных дел

мастер» Симон Ушаков 315. Мастеров «серебряного и золотого дела» для

работы в царских палатах искали по всей России. Так, в Смоленск был по-

слан подьячий приказа Серебряных дел Иван Волков «для призыва золото-

го, серебряного и оружейного дела мастеров». Чтобы «убедить» их

поступить на новую царскую службу, подьячий вез с собой «тем мастерам

шубы» 316.

Предпринятая Волковым экспедиция в Смоленск была не безрезуль-

татной, поскольку на службу в палату поступили «серебряного дела масте-

ра Нук Козырский, Иван Юрьев и его ученик Емельян» 317. В штате

Мастерских палат числились и иностранные мастера. Среди мастеров па-

лат, как и в других дворцовых палатах, существовало профессиональное

121 -

разделение труда, что было обусловлено усложнением и тонкостью про-

цесса создания любого шедевра прикладного искусства. Сами же Мастер-

ские палаты Московского Кремля в XVII в. представляли собой

своеобразную академию художеств, в которой рождался новый москов-

ский стиль, ставшим затем ведущим в русском национальном искусстве 318.

К дворцовому ведомству относился и Конюшенный приказ. Еще в

XIV в. на княжеском дворе был создан «Конюший путь», ведавший княже-

скими табунами и княжескими лугами, на которых паслись лошади, а так-

же конской упряжью, экипажами и другими средствами передвижения. В

XVI в., в ходе реорганизации дворцового ведомства, «путь» был преобра-

зован в приказ, достигший своего наивысшего расцвета к середине XVII в.

В это время в ведении Конюшенного приказа было свыше 40 тысяч лоша-

дей, «годных для войны» и для перевозки артиллерии.

Приказ исполнял и чисто придворные функции: ведал государевыми

лошадьми, сбруей, средствами передвижения, царскими выездами. В двор-

цовых конюшнях Москвы для выездов царя и царицы держали 150 лоша-

дей, для царицы 50 экипажей. У царевичей и царевен также были свои

лошади, например, у великой княжны Татьяны Михайловны их было 30 319.

Согласно «росписи государевым лошадям» 1675 г., было «на аргамачье

конюшни стоялых лошадей 4 аргамака, 17 жеребцов, 10 иноходцев, 80 ме-

ринов домашних,… для послов быть в ездоках 23 лошади. Всего на арга-

мачье и на большой конюшне всяких 237 лошадей» 320.

Конюшенный приказ обеспечивал и представительские функции

двора. Богатая конюшенная казна служила для торжественного оформле-

ния церемониальных процессий – царских праздничных выездов, участия в

посольских встречах, для которых из государевой конюшни направлялись

стремянные конюхи и казаки в праздничных нарядах. С ними для послов

высылали дополнительных лошадей, сани и кареты, «на чем им ехать в го-

роде и к государю» 321. Таким процессиям придавалось огромное политиче-

122 -

ское значение. Они были призваны демонстрировать перед иностранцами

блеск царского двора и мощь Русского государства.

С особой пышностью была обставлена встреча в 1664 г. посла Чарль-

за Говарда графа Карляйля, родственника английского короля Карла II

Стюарта, которого встречали 100 русских всадников. «Большинство всад-

ников были верхом на красивых лошадях в богатой сбруе, с поводами из

серебра, которые производили величественный звон. У некоторых ездоков

лошади были покрыты чепраками, украшенными драгоценными камнями,

блеск которых, казалось, прибавлял света к свету дня» 322. Чтобы улучшить

ослабевшие было контакты с Англией, Карляйлю в качестве посольских

подарков были преподнесены бархат, сукна, пищали, пистолеты и много

серебряных предметов.

Лучшие конюхи с лошадьми поступали в распоряжение и часто гос-

тивших в столице по приглашению государя православных митрополитов

со свитой, о чем свидетельствовали царские указы с соответствующем со-

держанием: «послать Ионийскому и Каппадокийскому митрополиту Афа-

насию, когда будет служить в церкви Успения Пресвятой Богородицы в

большом соборе, для оной службы, на чем ему ехать, с государевой ко-

нюшни лошадей» 323.

Помимо «царских» лошадей в ведении приказа находилось 11 «ездо-

вых провозных» лошадей 324, обеспечивавших перевоз муки с царских

мельниц и другие хозяйственные нужды, связанные с ведомствами двора.

В управлении Конюшенного приказа находились огромные земель-

ные владения – угодья для выпаса лошадей, которые могли сдаваться в об-

рок. Помимо этого, доходы приказа складывались из различных денежных

поступлений и натуральных повинностей крестьян. При купле и продаже

лошадей в Москве и других городах приказ собирал конские пошлины –

«пошерстное», взимаемые с продажи лошадей на конских площадках, на-

ходившихся в разных городах и селах. Другими источниками доходов

приказа были московские казенные бани, с которых собирали откуп до 2

123 -

тысяч рублей. К приказу было приписано около 500 дворов торговых лю-

дей, оброк с которых составлял до 3 тысяч рублей в год.

Согласно «государственной росписи», опубликованной П.Н. Милю-

ковым, доход Конюшенного приказа в 1680 г., состоящий из окладных и

неокладных денег и из доимок и средств, присылаемых из других прика-

зов, равнялся 12 719 руб. 26 алт. Расходными статьями приказа были по-

купка лошадей, «конюшенное строение», «всякие покупки в сидельную и в

санные казны и мастеровым людям на поденный корм…». Весь расход вы-

ражался в 12 781 руб. 16 алт. 325.

При Конюшенном приказе были созданы мастерские, где работали

лучшие специалисты, создававшие конский наряд и средства передвиже-

ния, – золотых и серебряных дел мастера, седельники, швейники, «уздель-

ные», каретного резного дела, подковщики, оковщики, обойщики,

фонарные, «склянишного оконишного», каптанного, санного, колымажно-

го дела и другие 326. Число мастеровых приказа было значительным и, судя

по многочисленным профессиям, разделение труда и большое число ра-

ботников было налицо. О мастерской Конюшенного приказа можно также

говорить как о мануфактуре.

Сначала Конюшенный приказ располагался около Боровицких ворот

Кремля. В 1673 г., взамен старого обветшавшего и тесного здания приказа,

были возведены новые двухэтажные постройки с высокими крыльцами и

шатровой башенкой, о чем свидетельствует роспись строительных мате-

риалов, поступивших в приказ и расходуемых на новую постройку 327. Зда-

ния приказа были построены в начале улиц Пречистенка и Остоженка

(сохранились до настоящего времени), а конюшня получила название «Ос-

тоженской» 328. В день ее открытия сторожам выдали 50 «государевых про-

стыней». Царские конюхи населяли Большую Конную слободу, которая, в

свою очередь, находилась под началом Конюшенного приказа.

Важное практическое значение приказа, обслуживавшего передви-

жение первых лиц государства, обеспечило долгую жизнь этому придвор-

124 -

ному ведомству. Из числа дворцовых ведомств оно было упразднено са-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Книги похожие на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Светова,

Екатерина Светова, - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Отзывы читателей о книге "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.