» » » » Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти


Авторские права

Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти

Здесь можно скачать бесплатно "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Типография МГУ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Рейтинг:
Название:
Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Издательство:
Типография МГУ
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904184-1-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Описание и краткое содержание "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти. Комплексно рассматриваются персональный состав элитной части двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства; освещаются борьба придворных группировок, родственные связи внутри элиты; даны политические портреты наиболее значимых представителей придворной элиты; раскрываются деятельность огромного дворцового хозяйства и культурно-бытовые особенности придворной жизни. Монография основана на широком круге источников, большая часть которых извлечена из архивов и вводится в научный оборот впервые.






Царицыной Мастерской палаты – в ее подчинение. До того как хамовное

производство было передано в Царицыну палату, оно сосредоточивалось

лишь в небольшой мастерской 298. В первой половине и середине XVII в.

происходит быстрый рост производства, а также прослеживается разнооб-

разие и усовершенствование выпускаемой продукции.

116 -

Основными видами работ, которые выполняли мастерицы, было

прядение, ткачество, бранье (т.е. ткачество полотен узором), беленье. Сре-

ди полотен были двойные, тройные и тверские. Первые два вида полотен

ткали в московских слободах, тверские полотна – в дворцовых селах. В

Кадашеве ткали наиболее тонкие и искусные изделия, среди которых бы-

ли, прежде всего, посольские скатерти, шитые убрусы, «утиральники» – в

общей сложности более десяти видов изделий. Высокого мастерства тре-

бовало «прядение бели» (белых нитей). Вероятно, ими вышивали убрусы и

праздничные скатерти в Царицыной Мастерской палате по личному заказу

самой царицы. Работа над такими изделиями, как задейчатые скатерти,

преподносимые иностранным послам, требовала наибольшего мастерства.

Их ткали не только с узором, но и украшали вышивкой, что доверялось

только особо искусным мастерицам.

Прежде чем поступить в царский обиход, продукция кадашевцев

принималась в Царицыной Мастерской палате и тщательно осматривалась

казначеей боярыней. Палата неизменно следила за качеством изделий, а

чтобы оно не ухудшилось на хамовном дворе Кадашевской слободы,

опытные ткачи обучали учеников.

Сохранившиеся расходные книги Белой казны дают представление о

том, на какие нужды и в каком количестве употреблялась продукция сло-

боды. В хоромы царицы Марии Ильиничны поступали, конечно, лучшие

экземпляры изделий кадашевцев, причем в большом количестве. Напри-

мер, в начале 1650-х гг. постельничий М.А. Ртищев принял в хоромы ца-

рицы: «68 полотен двойных да 39 полотен тройных гладких» 299, вскоре

туда же кравчея А.М. Вельяминова приняла «63 полотна тройных гладких

да 12 полотен, полос убрусных» 300.

Большое количество разных полотен отпускалось в покои царевичей

и царевен: «царевичу Дмитрию Алексеевичу на перину на исподнюю» 301,

«к царевне Татьяне Михайловне в хоромы столбец скатерти», которая

приняла боярыня Ульяна Степановна Собакина, «к царевне Анне Михай-

117 -

ловне полотно двойное гладкое» приняла княжна Марья Шеховская. По

поручению царицы готовые изделия из Кадашевской слободы посылали в

наиболее почитаемые монастыри. Такие подарки часто получал Троице-

Сергиев монастырь: «полотна на полотенца в Троицкий монастырь, с тех

полотен 330 полотенец», «70 столбцов скатертных да две скатерти трой-

ных» было послано в Кириллов монастырь для боярина Б.И. Морозова, от-

бывавшего там ссылку 302.

Царь и от себя одаривал полотнами: «10 полотен двойных пожаловал

государь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого дочери его княжне

Прасковье Алексеевне, а относил те полотна подьячий Лев Григорьев» 303.

В качестве же пожалования царица одаривала государевых дьяков 304.

Для пошива различных изделий полотна отпускали в Мастерскую

палату, например, «на государево платье на чехлы», или же для медицин-

ских нужд в Аптекарскую палату.

Поступали полотна «в царицыну мыленку на простыни», «в порто-

мойню на простыни». Для хозяйственных нужд на Кормовой двор в расход

также шло большое число полотен.

О количестве ежегодно производимых изделий дает представление

Окладная и приходная книга Белой казны 305. Согласно ее данным, «всего в

Кадашеве и в Тверской хамовной слободах и в селах и в Брейтове в Черка-

сове 815 дворов делали в год: 155 полотен убрусных, 249 полотен трой-

ных гладких, 177 полотен двойных гладких, 32 столбца скатертей

задейчатых, 47 пятин нитей тонких белых, другие полотена и скатерти».

Наряду с уже известными работающими ткацкими производствами,

во второй половине XVII века открывались и новые. На Воронцовом поле

было организовано производство, где делали полотна и скатерти также на

царский обиход. С 1672 по 1674 гг. тут было выткано около тысячи аршин,

причем льняная ткань изготовлялась непосредственно местными прядиль-

щиками.

118 -

Разнообразие изделий и сложность операций, разделение труда,

большое число ткачей в хамовном деле также подтверждают мануфактур-

ный характер крупного дворцового ткацкого производства.

Значительное увеличение производимой продукции в XVII в. было

связано с усложнением всего придворного быта. Численный рост именин,

крестин, приема послов, неизменно сопровождавшихся застольями, требо-

вал искусных изделий хамовного дела. Вышитые ткани, столовое убранст-

во служили хорошими подарками часто посещавшим столицу восточным

патриархам и духовным властям. Увеличение придворного окружения ца-

ря Алексея Михайловича и приказной бюрократии также требовало роста

производства. Царский двор разрастался, что способствовало созданию

мануфактур, обслуживавших дворцовое хозяйство.

Другие дворцовые приказы

Еще один приказ в системе дворцового хозяйства – Казенный, офор-

мился в конце XV – начале XVI века (впервые упоминается в 1494 г. 306) .

Он находился в ведомстве казначея, отвечавшего за сохранность государ-

ственных регалий великих московских князей, затем царей, а также исто-

рических реликвий государства и православных святынь. Само название

приказа говорит о том, что ему была отведена роль государственного хра-

нилища царской казны. В приказ передавали особо важные документы, тем

самым отводя ему роль государственного архива.

Казенный приказ ведал и изготовлением богатой посуды, которую

использовали в качестве подношений и подарков иерархам Православной

Церкви, светским правителям, а также жалованием царских подарков за

службу: «бояром, окольничим, и думным людем, и стольником, и дворя-

нам, и дьяком – шубы бархатные золотные и отласные же, на соболях.

Дворяном и стряпчим, и жилцом, и переводчиком, и подьячим сукна и

камки, и тафты, по портищю» 307.

119 -

Приказ платил жалованье московским стрельцам, певчим дьякам

Кремлевских соборов, мастерам и мастерицам Государевой и Царицыной

палат, царским конюхам. Разнообразие функций, выполняемых приказом,

показывает его широкое поле деятельности и наглядное совмещение двор-

цовой и общегосударственной функций. В ходе реорганизации дворцовой

системы в 1700 г. приказ был упразднен и стал составной частью приказа

Большого Дворца на уровне его составной части – стола.

Большой известностью среди дворцовых ведомств пользовалась

Оружейная палата. Она была образована в ведомстве оружничего, отве-

чавшего за наличие и производство холодного и легкого огнестрельного

оружия для армии 308. Оружейной палате были подчинены дворцовые и ка-

зенные оружейные слободы как в Москве, так и в других городах. Наи-

большей известностью пользовалась слобода в Туле,

специализировавшаяся на производстве легкого оружия. Мастера оружей-

ного дела жили в Бронной и других московских слободах. Они создавали

не только парадное оружие для царя и его двора, подарков за границу, но и

для вооружения командного состава русского войска.

Уже в середине XVI в. Оружейная палата, объединявшая кроме ору-

жейников, и мастеров-художников различных специальностей, была на-

столько значительным учреждением, что о случившемся в ней пожаре

говорится в «Царственной книге» как о важном событии 309.

С середины XVII в. ассортимент производства Оружейной палаты

значительно расширился. Помимо оружия, ее мастера стали создавать

ювелирные украшения, предметы роскоши и придворного обихода, оклады

для икон. В ее стенах живописцы писали иконы и парсуны. Вероятно, это

было связано не только с тем, что палату возглавил оружничий Б.М. Хит-

рово, привлекавший лучших мастеров в палату, но и с общей тенденцией к

усложнению придворного церемониала, увеличению церемоний при дворе,

требующих все больших предметов роскоши в обиходе царя и его окруже-

ния. Усиление международных связей требовало и обмена дорогими госу-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Книги похожие на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Светова,

Екатерина Светова, - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Отзывы читателей о книге "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.