Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.
26 июля после шестидневных боев противник прекратил атаки на оборону 3-го мотострелкового полка в районе станции Плюсса и приступил к перегруппировке своих сил. Бронепоезд № 51 оставил здесь самоходную бронеплощадку (мотоброневагон) под командованием младшего лейтенанта С. В. Гребенюка, сам ушел на соседнюю станцию за пополнением боеприпасов. В 18 часов 40 минут мотопехота врага неожиданно атаковала мотоброневагон. Но экипаж не растерялся. Артогнем он уничтожил четыре танка и десять автомобилей. Атака была отбита… Младший лейтенант С. В. Гребенюк награжден орденом Ленина, наводчик Я. П. Володин и корректировщик М. Н. Шистеров — орденами Красного Знамени…
Материальная часть бронепоезда № 51 состояла из небронированного паровоза, двух мотоброневагонов, шести контрольных платформ, одной бронемашины с пушкой и ручным пулеметом. Всего имелось шесть 76-миллиметровых орудий, 12 пулеметов и три зенитки.
В конце августа 1941 года бронепоезд № 51 прикрывал наши части в районе Чудово. Позднее передвинулся на линию Кириши — Грузино, взаимодействуя с 292-й стрелковой дивизией.
Командиром бронепоезда был Я. С. Грушелевский, комиссаром — Н. Д. Неделя.
В ночь на 24 октября бронепоезд отходил к Тихвину. В 45 километрах от города горела база с боеприпасами 292-й стрелковой дивизии. Почти половина экипажа пошла тушить пожар. К утру его удалось ликвидировать. Спасены были четыре вагона со снарядами и два с продуктами. Но 22 вагона оказались разбитыми. Разбитыми оказались и 100 метров железнодорожной колеи. Путей отхода у бронепоезда не было. Весь день 24 октября восстанавливали дорогу. И впустую. В 17 часов появилась вражеская авиация, сбросила 30 бомб. Были разбиты паровоз, мотоброневагон, дрезина. В тылу появились фашистские танки. Капитан Я. С. Грушелевский приказал уничтожить второй мотоброневагон и выходить из окружения…
Бронепоезд № 26 внутренних войск НКВД был сформирован и вступил в строй 20 сентября 1941 года, в дни, когда противник пытался с ходу захватить Ленинград. С самого начала своей боевой деятельности экипаж умело отражал попытки врага прорваться к городу.
Бронепоезд использовался как кочующая артиллерийская батарея по всему фронту 42-й армии, обороняющей город. С 29 сентября 1941 года по 24 апреля 1942 года, судя по оперативным сообщениям, бронепоезд № 26 произвел 32 огневых налета: по окраине Сосновой Поляны и города Урицка, по станции Лигово, по огневым точкам врага на Стрельне, в Володарском и Ивановке, снова по Урицку и платформе Дачное, по пехоте противника в районе Сосновки, Константиновки.
На трех бронеплощадках бронепоезда № 82 внутренних войск НКВД было установлено шесть орудий и восемнадцать пулеметов. С таким вооружением действовал он в августе-сентябре 1941 года на участке Чудово — Мга; наносил рвущемуся к Ленинграду противнику ощутимый урон. Так, 12 сентября бронепоезд получил срочный приказ: встретить прорвавшуюся большую группу немецких танков в районе деревни Хандрово. Внезапный и мощный огонь бронепоезда внес замешательство в ряды противника. Враг дрогнул, пять его танков вспыхнули, остальные 26 застряли в болоте и были захвачены частями нашей 128-й стрелковой дивизии.
Но 13 ноября у станции Мыслино недалеко от города Волхов бронепоезд № 82 попал в безнадежное положение. Пути отхода оказались отрезанными, фашистские танки обстреливали его с фронта и тыла, сверху бомбила авиация. Командир бронепоезда капитан Ю. Ф. Мушкет и комиссар политрук Г. П. Якимчук приняли решение: материальную часть взорвать, самим же немедленно выходить из окружения. Взрывала бронепоезд «тройка» во главе с младшим лейтенантом А. С. Токаревым.
Экипаж собрался в Москве. Вскоре бойцы получили новую материальную часть, и уже под номером 25 бронепоезд охранял Москву от вражеских налетов, освобождал Белоруссию и Литву.
В первых числах мая 1942 года 32-й ОДБП в составе бронепоездов № 642 «Сталинец» и № 697 «Москвич» прибыл под Ленинград, причем из Москвы вынужденно отправились по разным веткам: «Сталинец» через Бологое, а «Москвич» через Калязин и Сонково. Встретились на станции Будогощь, которая была потом для дивизиона основной базой в течение полутора лет боевых операций.
Командиром дивизиона стал майор Н. И. Смирнов, начальником штаба — А. П. Неплюев.
Фронтовые друзья-машинисты 32-го отдельного дивизиона бронепоездов. Слева направо: А. П. Дерюгин, И. И. Пятецкий, Т. Ф. Ткач. 1942 год.
Итак, участок Будогощь — Кириши. Кириши — поселок на левом берегу реки Волхов, он в руках у немцев, плацдарм. Первый налет на врага произвели 5 мая 1942 года. А всего совершили 600 огневых налетов! Пока не погнали гитлеровцев с захваченной ими территории…
Начальник штаба А. П. Неплюев, ставший впоследствии командиром дивизиона, вспоминает о тех боевых и тревожных днях:
— Наши оба бронепоезда постоянно находились в 15-минутной готовности. В зимние длинные ночи иногда проводили до десяти огневых налетов. Для выявления вражеских огневых точек мы придумали очень эффективное сооружение. Платформу обложили шпалами, поставили восемь пулеметов, небольшую пушку. Мотодрезина в темную пору выдвигала платформу ближе к передовым позициям противника, и неожиданно для него открывала огонь. Следовала ответная стрельба. Наблюдатели фиксировали огневые точки врага, чуть позже выходили бронепоезда и уничтожали замеченные объекты.
Бронепоезда были главной маневренной силой в полосе железной дороги. Иногда не выходили из боев по две недели. В сражениях под Киришами и Грузино было сбито 11 самолетов противника, уничтожено 150 огневых точек разных систем, 14 батарей. Постоянно держали под огнем переправу через реку Волхов. 3 октября 1943 года бойцы бронепоездов вместе с воинами 44-й стрелковой дивизии освободили Кириши от гитлеровцев; 32-й дивизион участвовал в снятии блокады с Ленинграда, войну закончил в Кенигсберге.
На участке Будогощь — Кириши — Грузино вместе с 32-м ОДБП действовал 23-й отдельный дивизион. Бронепоезда его строились в Москве, в депо у Казанского вокзала; формировались на станции Подмосковная в конце 1941 года. На одном из бронепоездов, вошедших в дивизион, надо остановиться особо. По высоте несколько ниже своих собратьев по оружию, поприземистее, он предназначался для борьбы с танками.
Команда дала своему детищу оригинальное наименование: «Ежик». Даже потом, когда бронепоезду присвоили номер 620, в дивизионе и штабе Волховского фронта называли его не иначе как «Ежик».
22 февраля 1942 года рабочие паровозного депо имени Ильича Западной железной дороги провожали бронированный паровоз Ов-5144. Боевую машину, созданную в цехах, вели на фронт две бригады ильичевцев — машинисты В. А. Разоренов, В. Е. Горбачев, помощники машиниста И. Ф. Ряховский и В. Е. Янченко, кочегары З. В. Курышев и И. Д. Сурай.
Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам!», получивший армейский номер 681, вместе с бронепоездом № 699 «Дзержинец»[23] вошли в состав 48-го отдельного дивизиона подполковника П. Я. Пастухова.
8 мая 1942 года 48-й ОДБП на Волховском фронте вступил в боевое охранение моста через реку Мста у станции Малая Вишера.
— Огневые налеты бронепоезд № 681 старался производить только под покровом ночи, — отмечает бывший старший машинист В. А. Разоренов. — За 10–15 минут нанесет мощный артиллерийский удар и тут же отходит, маскируясь в заранее выбранных местах. При такой маневренности не так были опасны вражеские бомбы. В один из подобных налетов на станцию Дубцы мой напарник машинист В. Е. Горбачев сбил вражеский самолет из зенитного пулемета, установленного на тендере.
25 мая 1942 года навсегда останется в памяти бойцов бронепоезда. Более 25 «юнкерсов» несколько раз бомбили бронепоезд «Смерть немецким оккупантам!» у станции Гряды. Стволы зенитных орудий и пулеметов раскалились, но зенитчикам удалось расстроить боевые порядки самолетов. Стервятники так и не смогли прицельно бомбить бронепоезд. Бомбы, рвавшиеся рядом, то и дело осыпали осколками броню. В этом сражении от налетов авиации погибло 28 бойцов бронепоезда.
Мужественные железнодорожники В. А. Разоренов и его помощник И. Ф. Ряховский, несмотря на ранения осколками, смогли ликвидировать повреждение паровоза. За этот бой В. А. Разоренов был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Инженер-капитан Ольга Борисовна Власенко, помощник командира 48-го ОДБП по технической части, была награждена до войны орденом Ленина. Работала начальником цеха на металлургическом заводе имени В. И. Ленина в Мариуполе. Безусловно, богатый опыт хозяйственника помог ей при строительстве бронепоезда «Смерть немецким оккупантам!» в депо имени Ильича в Москве. Во многом благодаря энергии О. Б. Власенко бронепоезд № 681 был готов к 22 февраля 1942 года.
Во время проведения стратегической наступательной операции войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов в январе 1944 года 48-й ОДБП участвовал в ликвидации блокады Ленинграда, освобождении Новгорода, Прибалтики.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.