Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.
Дивизион охранял железнодорожные коммуникации, участвовал во многих операциях наших войск по обороне Ленинграда. Наиболее значительная из них — расширение полосы прорыва южнее Ладожского озера.
Полоса, отвоеванная у фашистов еще в начале зимы, была очень узкой, от переднего края противника до берега Ладоги — всего от 8 до 16 километров. Вдоль побережья построили железнодорожную ветку, но местность здесь, безлесная, болотистая, далеко просматривалась. Поэтому эшелоны по ней ходили только ночью. Фашисты пристреляли колею. После их обстрела почти ежедневно приходилось полотно ремонтировать, восстанавливать. В августе 1943 года командование решило этот узкий коридор расширить и 14-й ОДБП принял в операции самое активное участие. Все огневые точки противника были заранее выявлены и уничтожены. Бронепоезд «Стойкий» своим огнем подавил семь минометных батарей и два шестиствольных миномета. «Стремительный», в свою очередь, уничтожил четыре батареи и также два шестиствольных миномета. В результате проведенной операции линия фронта отодвинулась от побережья Ладожского озера почти на 20 километров.
В январе 1944 года дивизион готовился к снятию блокады Ленинграда в районах Колпино, Красного Бора, Саблино; участвовал в подготовительном артиллерийском налете. Но дальнейшее продвижение вперед пришлось приостановить, железнодорожные пути оказались разбиты противником.
После войны 14-й дивизион был расформирован.
В распоряжении Ленинградских Краснознаменных бронетанковых курсов командного состава был бронепоезд № 60. До начала Великой Отечественной войны он использовался как учебный. Стоял он обычно у Витебского вокзала. Построен в Брянске. По конструкции — прост, покрытая броней «овечка», две четырехосные платформы с двумя 76-миллиметровыми орудиями на каждой. По бортам по четыре «максима». Спереди и в хвосте по две контрольные платформы. На одной из них расположена счетверенная зенитная установка в броневом ограждении. Вот и все. Бронепоезд участвовал в Советско-финляндской кампании, потом дислоцировался в Эстонии, в городе Раквере.
Командиром был назначен старший лейтенант Борисенко, комиссаром — политрук Абрамов.
В первые месяцы войны бронепоезд № 60 нес охрану Финского залива от Кингисеппа до Таллина. Когда немцы прорвали оборону и вышли на побережье между Таллином и Нарвой, пришлось отходить за реку Нарву. Перебраться удалось, как говорится, вовремя. Буквально через несколько часов мост был взорван. Отходили через Лугу на Чудово.
Здесь на Октябрьской железной дороге прикрывали отход наших войск уже вдвоем. Напарником к 60-му подключился известный нам уже МБВ-2, впоследствии «Стремительный». Совместные действия бронепоездов продолжались недолго. Когда противник занял Мгу, им пришлось разойтись. МБВ-2 отошел в сторону Ленинграда, а 60-й был вынужден задержаться. Немцы разрушили железнодорожное полотно, перекрыв отход к городу Ленина. Августовская ночь коротка. Пока шел ремонт, 60-й не стоял без дела. Он расстрелял фашистский десант над Мгинским аэродромом. Отступать пришлось на Кириши. Так в ночь на 18 августа бронепоезд № 60 начал действовать на Волховском фронте под номером 60/4.
Превосходство вражеской авиации было ощутимо, ее налеты в одиночку и группами приходилось отбивать по нескольку раз в сутки. На станции Назия одна из бомб разорвалась рядом с паровозом и вывела его из строя. Повреждены были и бронеплощадки. Требовался срочный ремонт. Но свободных паровозов вокруг не было. На счастье, на одной из станций нашелся паровоз немецкого производства. Как он там оказался — неизвестно, да никто этим и не интересовался. Старший машинист Рудаков забрался в паровозную будку, что-то там проверил, исправил и радостно провозгласил: «Порядок, едем!»
Вскоре бронепоезд прибыл в Ярославль, где в паровозоремонтном депо паровоз одели в броню, модернизировали площадки и усилили вооружение ПВО. Затем вернулись на Волховский фронт и вновь окунулись в гущу военных событий.
У поселка Кириши бронепоезд поддерживал пехоту. Вдруг немецкие снаряды разрушили колею позади поезда, отрезав обратный путь. Пришлось взяться за ремонт. Несмотря на жестокий мороз, путь восстановили.
У тех же Киришей в тыл противнику высаживали десант. Едва вернулись на свое постоянное место, как поступил приказ: нужно выйти и уничтожить десант противника. Пришлось поработать. Вражеский десант истребили.
В январе 1943 года бронепоезд № 60/4 участвовал в прорыве обороны южнее Ладожского озера. Как-то зенитчики бронепоезда сбили один фашистский самолет. Летчик спустился на парашюте, был пойман и оказался крайне удивленным, когда узнал, кто его сбил.
— Но ведь мы ваш бронепоезд уничтожили! — воскликнул летчик.
Оказывается, гитлеровцы в своих сводках уничтожили бронепоезд 60/4 уже несколько раз. За ним закрепилась кличка «Неуловимый». «Неуловимый» продолжал энергично действовать. Он участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождал Эстонию. Войну закончил в Прибалтике, в операциях по ликвидации Курляндской группировки противника.
Под Ленинградом действовали бронепоезда с одинаковыми названиями. Так, два из них носили наименование «За Родину!», а у двух на броне было начертано «Балтиец». На «Ораниенбаумском пятачке», например, где железная дорога использовалась и как позиция для огневых налетов, били фашистов сухопутные крейсеры «За Родину!» и «Балтиец». Бронепоезда строились и формировались при непосредственном участии моряков Балтфлота. «Балтиец» был известен тем, что на нем установлено орудие с «Авроры». Сам же легендарный крейсер стоял в порту Ораниенбаум у причала, его орудия громили фашистов под Вороньей Горой. О бронепоезде «За Родину!» рассказывает машинист М. Ф. Смушко:
— Когда немцы оккупировали Ригу, я по распоряжению военного командования к своему бронепоезду № 8 прицепил на станции Заметаны поврежденный бронепоезд, доставил обоих в Ленинград и доложил все в штабе фронта. Мой паровоз «овечка» был в хорошем состоянии, и меня послали на станцию Лебяжье, где начали формировать личный состав из моряков Балтфлота. Нашли четыре платформы и отправились на Ижорский завод бронироваться и вооружаться. Командиром назначили капитана В. Д. Стукалова, комиссаром стал старший политрук В. Л. Аблин.
На станции Котлы встретили бронепоезд № 7, знакомый нам еще по службе в Прибалтике. После соответствующего ремонта № 7 действовал вместе с нами во все время существования «Ораниенбаумского пятачка». У них паровоз был Ов-478, у меня — Ов-431.
Бронепоезд № 7 прорвался из Прибалтики сквозь фашистские заслоны. Он состоял из бронированного паровоза с тремя платформами, и был вооружен лишь тремя исправными пулеметами да 100-миллиметровой пушкой. В команде уцелели живыми всего девять человек: командир капитан Белоусов, машинист Исаев, артиллеристы Токарев, Лукин, Шаповалов и еще четверо бойцов. Их фамилии неизвестны.
От ремонта бронепоезда Ижорский укрепрайон отказался, — настолько все выглядело искромсанным. Но краснофлотцы-коммунисты решили все-таки поставить бронепоезд на рельсы. Собрали короткое совещание хозяйственников и мастеров, нашлись энтузиасты, деловые помощники. Рабочие Ленинградского металлического завода обязались нарезать броневые листы. Артиллеристы с форта «Красная Горка» обещали подремонтировать старые орудия, которые были у них на примете. В порту Ораниенбаум обнаружили цемент для усиления тонких двойных перегородок на бортах.
Воентехник второго ранга П. Н. Нерозин взялся за восстановление бронепоезда, ему на помощь пришли бойцы 186-го железнодорожного батальона во главе с капитаном И. П. Квашой. В работу включилась пополненная команда бронепоезда. Командиром бронепоезда был назначен капитан В. Г. Кропачев, комиссаром — старший политрук А. Г. Кузьмин.
8 сентября 1941 года подлеченный бронепоезд № 7 вышел на свое первое на «Ораниенбаумском пятачке» боевое задание. На правом фланге он произвел два огневых налета. Первый в 16 часов — по скоплениям фашистских войск в районе деревень Елизаветино и Верхние Лужки, а в 19 часов уже второй — западнее деревни Карпово.
Газета «Боевой залп» от 30 сентября 1941 года рассказала о боевых операциях бронепоезда № 7 под Петергофом:
«Немецко-фашистские варвары, сконцентрировав большие силы под деревней Троицкое, решили прорвать нашу линию обороны и занять Петергоф. Командиры и красноармейцы 11-й стрелковой дивизии 8-й армии упорно и настойчиво отбивали одну за другой атаки, нанося врагу жестокий урон. Теряя много убитыми и ранеными, фашистское командование бросало в бой новые силы.
На помощь частям Красной Армии прибыл морской бронепоезд во главе с командиром В. Г. Кропачевым. Перед боем комиссар А. Г. Кузьмин побеседовал с коммунистами и комсомольцами, разъяснил поставленную задачу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.