Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.
Вместе с бронепоездом на этом участке действовал лыжный батальон автоматчиков, сформированный из студентов Ленинградского института физкультуры имени П. Ф. Лесгафта.
С наступлением весны отпала необходимость охранять берег моря, лишившегося ледяного покрова. Бронепоезд из белого перекрасили в бурый цвет, и 15 мая он прибыл на станцию Обухово. Туда же для дальнейших совместных боевых действий прибыл бронепоезд «Народный мститель» под командованием капитана П. П. Фарутина. Так был сформирован 71-й отдельный дивизион бронепоездов.
«Народный мститель» был построен по инициативе и силами железнодорожников Ленинград-Варшавского узла. 7 ноября 1941 года на перроне Варшавского вокзала состоялся митинг. Бронепоезд провожали на фронт. На трех свежевыкрашенных бронеплощадках две зенитные 76-миллиметровые пушки, два танковых орудия, тоже 76-миллиметровых. Его вооружение дополняли 12 пулеметов «максим». На первых порах бронепоезду поручалось поддерживать наши стрелковые подразделения в отражении вражеских атак на участке Понтонная — Саперная — Ижоры. В помощь ему предоставили бронемотовагон БМВ-2, на вооружении которого было три 76-миллиметровых орудия и шесть «максимов».
Личный состав бронепоезда в большинстве своем состоял из добровольцев-железнодорожников. Они стойко переносили все тяготы военной блокады. Водокачки были разбиты, воду для котла паровоза доставали ведрами из колодцев, уголь собирали у разбитых вагонов и складов. Но бронепоезд всегда находился в хорошем техническом состоянии и полной боевой готовности.
Тут стоит привести пример самоотверженности одного из машинистов, устранившего неизбежную аварию «Сталинца-28» или бронепоезда № 691, как он еще именовался. В номере красноармейской газеты 55-й армии от 1 ноября 1942 года была помещена следующая заметка:
«Это случилось на паровозе бронепоезда № 691. Из паровозного котла по резьбе контрольной пробки протекала вода в раскаленную топку. Могла произойти авария. Специалисты предлагали погасить топку, а паровоз отправить в депо на ремонт. На это ушло бы не менее суток. Но паровоз мог понадобиться в любую минуту. Запасного паровоза в это время не было. Старшина Исаев вызвался произвести ремонт.
Надев брезентовый костюм, смочив его водой, Исаев за лез в раскаленную топку.
Опасность была велика, каждую секунду контрольная пробка могла вырваться под давлением пара и залить кипятком смелого машиниста. Раскаленные угли жгли одежду, Исаеву трудно было дышать. За девять минут машинист полностью устранил повреждения паровоза. Машина вновь исправлена и находится в действии».
Подобный случай произошел и на бронепоезде «Народный мститель». Правда, на год раньше, чем на «Сталинце-28», в ноябре 1941 года. Разведка доложила, что в районе Ивановского обнаружено значительное скопление фашистских войск. «Народному мстителю» приказали на рассвете произвести по ним огневой налет. А тут, как нарочно, в топке паровоза перегорели колосники. Для их замены нужно было остудить топку. Это заняло бы не менее суток. И задание бронепоезд не выполнил бы. Командир бронепоезда, капитан П. П. Фарутин приказал убрать из топки раскаленный уголь, немедленно заменить колосники. Вызвался машинист В. Ингелевич.
Вспоминает об этом эпизоде майор в отставке Б. А. Куклинов: «Он надел брезентовый костюм, шапку, валенки, обвязался веревкой, при помощи которой его вытаскивали из огненной печи. Три раза он залезал в огненную топку и сумел заменить неисправные колосники. Затем быстро подняли пар.
«Народный мститель» своевременно прибыл в указанный ему район и огнем своих орудий нанес гитлеровцам большой урон. Совместными усилиями пехотных, артиллерийских частей и команды бронепоезда атака на этом участке фронта была сорвана».[21]
После образования 71-го ОДБП в мае 1942 года командиром дивизиона был назначен П. П. Фарутин. Он же руководил всеми боевыми действиями бронепоездов Ленинградского фронта. Комиссаром стал В. М. Юрисов.
Дивизион занял позиции в районе станции Обухово. Одной из главных его задач являлось уничтожение неприятельских батарей, которые вели обстрел Ленинграда. На бронеплощадках минометы заменили дальнобойными 107-миллиметровыми орудиями. Наблюдательный пункт выбрали в одном из высоких домов на Вокзальной площади в Колпино. 29 мая была уничтожена батарея врага, размещенная в парке города Слуцка. И хотя цель совершенно не просматривалась, артиллеристы бронепоездов отлично справились с поставленной задачей. Батарея замолчала. Вскоре взлетел на воздух склад с боеприпасами. 20 июня подавили батарею 150-миллиметровых пушек.
В ночь на 15 января 1944 года войска Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота были готовы к прорыву гитлеровской обороны с целью снятия блокады. Перед началом артиллерийской обработки позиций врага оба бронепоезда стояли на одном железнодорожном перегоне, «Народный мститель» чуть впереди. Ждали команду, чтобы открыть огонь.
Артобстрел позиций противника начался в 9 часов 20 минут. Затем последовал штурм долговременных укреплений врага, рушилась блокада города. «Народный мститель» и «Сталинец-28» выпустили по врагу более тысячи снарядов. После того как подавили огневые точки противника на переднем крае, бронепоезда перенесли огонь в глубину вражеской обороны. Продвигались вперед наши танки и стрелковые подразделения, двигались вслед им и бронепоезда, но с большей нагрузкой. Железнодорожная колея зачастую оказывалась поврежденной, ее приходилось восстанавливать, а потом догонять ушедшие вперед войска. В этой январской битве 71-й ОДБП подавил 6 артиллерийских, 4 противотанковых, 16 минометных батарей.
После охраны штаба фронта под Лугой дивизион перебросили на Карельский перешеек для участия в Выборгской операции, оттуда на территорию Эстонии. Он освобождал Нарву, защищал Таллинский порт от налетов фашистской авиации…
Командующий бронетанковыми войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант В. И. Баранов высоко оценил боевые действия дивизиона: «Знаю 71-й дивизион бронепоездов как лучший на Ленинградском фронте. Он не раз показал себя с хорошей стороны в боях по освобождению Ленинграда от блокады».[22]
Другой ОДБП в районе Ленинграда, 14-й, был сформирован значительно позже — в январе 1943 года — из бронепоездов «Стремительный» и «Стойкий».
До формирования дивизиона «Стремительный» носил короткое наименование — МБВ-2 — мотоброневагон. Их, два однотипных, построили в 1938 году на Кировском заводе в Ленинграде. Использовался он как учебный при Ленинградских Краснознаменных бронетанковых курсах. В январе 1940 года принимал участие в Советско-финляндской кампании, по ее окончании вновь использовался как учебный.
МБВ-2 имел своеобразную конструкцию. Эта бронированная машина обтекаемой формы своим силуэтом напоминала подводную лодку. В центре корпуса командирская рубка с перископом и радиостанцией. В передней части бронепоезда две башни от танка Т-28 с 76-миллиметровыми орудиями, еще одно, третье орудие в задней части корпуса. С каждого борта по два станковых пулемета. На платформах установлены спаренные и счетверенные пулеметы, а также пулеметы на турельных установках в орудийных башнях. Авиадвигатель в 500 лошадиных сил придавал мотоброневагону изрядную по тому времени скорость: на ходовых испытаниях — до 100 километров в час. Бесшумный ход, солидная скорость, отсутствие дыма — это все заметно отличало БМВ-2 от других бронепоездов. Экипаж насчитывал 35 человек, из них всего 4 офицера: командир, его помощник, комиссар и помощник командира по технической части.
Началась Великая Отечественная война. С первых же ее дней БМВ-2 действовал на дальних подступах к Ленинграду. Наши части отходили — бронепоезд, прикрывая их огнем, покидал станцию последним, убедившись, что вокруг никого из наших войск уже нет. Так было в районе Кингисеппа, Гатчины, Чудово, Любани, Тосно. В штаб Ленинградского фронта в напряженные для города дни поступали даже донесения, что бронепоезд в безнадежной обстановке погиб. Но он жил, продолжал сражаться с захватчиками. При формировании дивизиона бронепоезд получил наименование «Стремительный».
Другой бронепоезд 14-го ОДБП сначала имел номер 30 Краснознаменного Балтийского флота. Строительство его началось 3 августа 1941 года на Ижорском заводе в Колпино, комиссия приняла 12 ноября на металлическом заводе в Ленинграде.
Бронепоезд имел три бронеплощадки, на каждой по два 76-миллиметровых орудия, по четыре станковых пулемета по бортам. Имелась также бронеплощадка, где располагались 120-миллиметровые полковые минометы. На контрольной платформе, где хранились рельсы, шпалы, костыли и другая ремонтная мелочь, дополнительно поставили две зенитки.
На фронт бронепоезд № 30 отбыл 23 ноября 1941 года. Вначале он действовал в районе Колпино — Саперная; в феврале 1942 года переведен на Карельский перешеек, где целый год отражал атаки финнов на участке Грузине — Васкелово. Зимой 1943 года его отозвали в Ленинград на Московский вокзал. Там согласно директиве штаба Ленинградского фронта 24 января 1943 года был образован 14-й отдельный дивизион бронепоездов. С этого времени бронепоезд № 30 Краснознаменного Балтийского флота стал именоваться «Стойкий». Командиром дивизиона назначили переведенного из 71-го ОДБП майора Н. Г. Задорожного. Замполитом стал А. К. Мамедов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.