» » » » Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945


Авторские права

Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Транспорт, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Рейтинг:
Название:
Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Издательство:
Транспорт
Год:
1992
ISBN:
5–277–01631–7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.






И таких героических поступков немало было на счету бригады П. К. Мялицына. Сообразительные машинисты помогали артиллеристам в стрельбе по целям. Как только командир бронепоезда подавал команду «Огонь!», дежурный машинист приводил в действие автотормоза. Состав оставался на месте, при этом значительно увеличивалась точность артиллерийского огня.

24 июня 1945 года в составе сводного полка Карельского фронта по Красной площади прошли участники Парада Победы — командир бронепоезда № 639 старший лейтенант И. М. Довженко и старший машинист П. К. Мялицын.

Стратегический треугольник

29 декабря 1942 года на станцию Великополье в распоряжение командующего 3-й ударной армии генерала-лейтенанта К. П. Галицкого были переброшены 57-й и 62-й дивизионы бронепоездов. 30 декабря заместитель командира 62-го дивизиона майор В. И. Чукрин встретился с начальником штаба 7-й Эстонской стрелковой дивизии, с полками которой бронепоездам предстояло вести бои за Великие Луки.

Треугольник Великие Луки — Невель — Новосокольники был связующим звеном между Демьянской и Ржевской группировками фашистов. Железная дорога Витебск — Дно, главная артерия, снабжала вражескую группу армий «Север». Гитлеровцы превратили Великие Луки в мощный узел сопротивления с развитой системой дотов, дзотов, минных полей, противотанковых укреплений. Улицы города были забаррикадированы, мосты взорваны.

Учитывая важность операции по освобождению Великих Лук, бронепоезда были объединены под общим командованием командира 57-го ОДБП майора Б. А. Текучева.


Б. А. Текучев, командир 57-го отдельного дивизиона бронепоездов.


31 декабря 1942 года вместе с пехотинцами была произведена разведка переднего края противника на восточной окраине Великих Лук. Орудия 62-го ОДБП в качестве «новогодних подарков» нанесли мощные удары по вражеским укреплениям на железнодорожном узле. Наводчики В. Я. Грицкий, Н. С. Наумов, В. А. Осокин, М. И. Ходжаев, заряжающие П. В. Комиссаров, Ф. В. Кирилкин, П. Л. Третьяк ежеминутно выпускали по врагу 18–20 снарядов. Стволы орудий раскалялись настолько, что артиллеристы опасались, как бы пушки не вышли из строя. У наводчика М. Ходжаева были обожжены руки, но он не отходил от орудия. И. Ф. Вахтеров сражался за двоих, заменив раненого артиллериста, подающего снаряды. В результате этого огневого удара были уничтожены почти все заранее обнаруженные огневые точки противника и те, что открыли ответный огонь.

С первых же часов боевых действий в районе Великих Лук бронепоездам пришлось отбивать воздушные атаки фашистов. В оперативных донесениях командира 62-го отдельного дивизиона майора И. З. Алхазашвили, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны СССР, сказано, что ночью 31 декабря 1942 года фашисты бомбили станцию Великополье. При отражении вражеского налета отличился расчет зенитного пулемета ефрейтора Д. Н. Толмачева. 1 января 1943 года бронепоезда № 653 и 701 вели огонь по самолетам противника, атакующим разъезд Милолюбово. 2 января 1943 года с 13 до 16 часов зенитчики бронепоезда № 701 под командованием младшего сержанта А. Е. Колодяжного отражали воздушный налет. Особую отвагу проявил наводчик зенитного орудия ефрейтор Д. И. Вялых.

Утром 2 января бронепоезда нанесли массированный удар по цехам паровозного депо, окрестным селам Курьяниха, Гнилка на подступах к железнодорожному узлу с северо-востока. Огонь вели четыре бронепоезда, артиллерия 7-й Эстонской стрелковой дивизии и батареи 1198-го гаубичного тяжелого артиллерийского полка, специально перебазированные под Великие Луки с Волховского фронта. Огонь гаубичных орудий, пушек бронепоездов разрушал долговременные точки гитлеровцев, расчищая путь пехоте. Неоднократно удары по вражеским позициям наносили реактивные установки М-13 бронепоездов 57-го дивизиона под командованием старшего лейтенанта Ю. Н. Соколова. В артиллерийских дуэлях с вражескими дотами особенно отличились бойцы бронеплощадки бронепоезда № 686 57-го ОДБП под командованием старшего лейтенанта Н. И. Стафеева.

— Огонь нам приходилось вести часто с закрытых позиций, — рассказывает майор в отставке Н. И. Стафеев. — Часто мы не знали, попали в цель или нет. Приходилось ориентироваться так: если замолчала вражеская огневая точка после огня бронепоезда, значит, наши удары достигли цели.

Я часто вспоминаю бойцов орудийного расчета под командованием сержанта В. П. Чугунова. Безошибочно устанавливал прицел рядовой И. П. Гаврилов, четко действовали заряжающий Крысеев, замковый Савонин.

Наводчиком другого орудия был А. М. Мулин, до войны работавший учителем в сельской школе. Поначалу трудно давалась ему артиллерийская наука. Но через несколько месяцев лучшего наводчика, чем Мулин, на бронепоезде нельзя было найти.

…В северной части паровозного депо противник создал надежную цепь укреплений. Огневые точки врага, в том числе и дот у железнодорожного переезда, были тщательно замаскированы. Когда бронепоезд подавлял каждую из известных точек, этот дот молчал. Но как только бронепоезд отходил, и в бой шла пехота, дот открывал огонь.

Так было и после второго налета. Бронепоезд остановился в выемке. Вдруг вижу, бежит командир дивизиона, кричит мне: «Расстреляю!» Я доложил, что все точки врага, какие были намечены, уничтожены.

— А почему стреляет дот? — спросил командир и сунул мне бинокль. Но и из него ничего не было видно. Подошел к нам командир бронепоезда П. Ф. Евликов. Прибежал пехотный офицер:

— У амбразуры дота есть маскирующая заслонка. Сейчас она закрыта, а уйдет бронепоезд, она откроется.

Я кинулся на бронеплощадку. Смотрим — нет дота. Куда стрелять? Сделали два выстрела по другим целям. Я решил пустить один снаряд в предполагаемое место расположения дота. Удар! И открылась амбразура… С ходу были посланы еще два снаряда в эту черную глинистую дыру. Взрыв, еще один… Все закричали: «Ура!»

5 января 1943 года бои за Гнилки, Рыбики, Курьяниху, за каждый объект Великолукского железнодорожного узла возобновились с особым ожесточением. По нескольку раз вражеские укрепления атаковались воинами 7-й Эстонской стрелковой дивизии, которой командовал полковник К. А. Алисскас.

Артиллеристы бронепоезда № 701 62-го ОДБП на восточной окраине Гнилки уничтожили три миномета, пулеметную точку, три дзота.


Командный состав 62-го отдельного дивизиона бронепоездов под Великими Луками. Слева направо: старший адъютант штаба старший лейтенант Г. Д. Паничкин, командир дивизиона подполковник И. З. Алхазашвили, заместитель командира по материальному снабжению майор М. В. Клишевич.


Фашисты любыми средствами старались оказать помощь гарнизону, блокированному на территории старой Великолукской крепости. Они самолетами доставляли десанты в крепость. Огнем бронепоездов и зенитных батарей удалось сбить два вражеских транспортных самолета.

Удачную позицию для огневых налетов выбрал бронепоезд № 686. Он успешно поражал укрепления противника. Но фашистам удалось засечь его расположение. Командир бронепоезда, старший лейтенант П. А. Куневич решил переменить стоянку. Последовала команда: «Ход вперед! Полный!» Но паровоз не послушался опытного старшего машиниста В. П. Калина. Бронепоезд не сдвинулся с места. В. П. Калин вместе со своим помощником старшиной А. Н. Дубовицким содержали паровоз всегда в исправном, ухоженном состоянии. Что же случилось? Машинист был весь в поту. А немецкие снаряды тем временем, нащупывая состав, разрывались все ближе.

Спасли опытность и быстрота соображения. Машиниста вдруг осенило. Железнодорожные пути в этих сырых местах были ветхие, не скрепили их даже сильные морозы, которые тогда стояли. Паровоз, по своему весу значительно тяжелее соседних бронеплощадок, попросту просел между ними. И весь состав оказался в натянутом состоянии. В. П. Калин мгновенно отдал команду ослабить винтовую стяжку — упряжь между тендером и ближайшей бронеплощадкой. От быстроты исполнения зависело многое. П. Ф. Сафронов, помощник машиниста, справился с заданием моментально. Оставалось потихоньку сняться с места, двинуться без рывка и снопа искр из дымовой трубы. Калин осторожно открыл регулятор тяги, поставил его на малый клапан. Бронепоезд плавно пошел вперед и неприметно для врага скрылся. Перебрался на другую позицию в выемке полотна на расстоянии 800 метров от прежней стоянки. Немцы этот маневр пропустили и продолжали обстрел еще минут сорок. Там, где бронепоезд только что находился, весь железнодорожный путь был сильно исковеркан. Задержись бронепоезд еще немного — не сдобровать бы ему.

А с нового места 686-й продолжал наносить врагу ощутимый урон.

Воспользовавшись результатами успешной артподготовки при участии «катюш» бронепоездов, бойцы 257-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза гвардии полковника А. А. Дьяконова с севера ворвались в привокзальный поселок у Великих Лук…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Ефимьев

Александр Ефимьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.