Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.
Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.
Для всех интересующихся российской историей.
160
Корсиканский дворянин Шарль Андре Поццо ди Борго, убежденный и последовательный противник Наполеона, поступил на русскую службу при Александре I. Ему поручались многочисленные дипломатические миссии. Был русским послом в Париже в 1815—1834 гг.
161
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 28.
162
Граф Луи Александр де Ланжерон родился в Париже в 1763 г. и умер в Санкт-Петербурге в 1831. В 1783 г. он был капитаном в драгунском полку Конде. При Павле он вместе с Виомеснилем перешел на русскую службу и получил чин полковника в полку сибирских гренадеров. Под Аустерлицем он командовал второй русской колонной, в 1806 г. принимал участие в турецкой кампании. Впоследствии был назначен херсонским губернатором. О сражении при Аустерлице он рассказывал Траверсе в 1807 г. в письме, иллюстрируя свои рассказы рисунками.
163
Черкесия расположена на северном предгорье Кавказа, между Черным и Каспийским морями; с севера она ограничена Кубанью, с юга — Мингрелией. Черкесы — одни из самых многочисленных народностей, населяющих эту область.
164
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 20.
165
Rochechouart, general, comte de. Souvenirs sur la Revolution, l’Empire et la Restauration. P., 1933.
166
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 20. Ч. 1.
167
Орден св. Георгия давался исключительно за военные заслуги. Он был учрежден Екатериной II в 1769 г. Его девиз: “За службу и храбрость”. Орден св. Владимира, учрежденный той же императрицей в 1782 г., имел девиз “Польза, честь и слава”, в середине его восьми конечной звезды был изображен крест и буквы С.Р.К.В. (святой равноапостольный князь Владимир).
168
О гибели в Грузии племянника Ришелье писал Траверсе — это опровергает сообщения некоторых историков, которые полагали, что граф д'Омон погиб на Дунае.
169
После того, как в XVII в. возник Московский патриархат, Россия взяла на себя обязательства по защите всех православных христиан, проживающих в Османской империи. Большую часть населения Трапезунда составляли греки.
170
D56, письмо 64.
171
Мемуары де Ровиго. Т. 2.
172
Переписка де Будберга и Салтыкова (16—28 июня 1807 г.).
173
Себастиани приводила в отчаяние тактика двойной игры, которой Наполеон придерживался в отношениях с Россией и Турцией. Император постоянно уверял Порту, что он не допустит никаких попыток ее территориального расчленения; с другой стороны, он заявил в ходе секретных переговоров Александру, что согласен с протекторатом России над дунайскими княжествами. Себастиани почувствовал себя пре данным. Охваченный паникой, он обратился за помощью к Ришелье и послал в Одессу свою шестилетнюю дочь и все столовое серебро, попросив герцога переправить их во Францию. Австрийский посланник отправил тем же путем двух своих детей; вне всякого сомнения, министры опасались мести англичан, флот которых контролировал Средиземное море (письмо Ришелье, адресованное Траверсе, РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 28).
174
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 57. Переписка между Кутузовым и Траверсе представляет определенный интерес, поскольку в ней содержатся сведения о частной жизни фельдмаршала. Отвечая Кутузову, Траверсе неизменно ставил даты и помечал свои письма словом “ответное”. К сожалению, писем Траверсе Кутузову, в которых, наверняка, говорилось о событиях на Черном море, нам разыскать не уда лось. Письма Кутузова Траверсе, хранящиеся в различных архивах, были опубликованы профессором В. Сычевым (Российский Архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. / Публ. В.И. Сычева, В.В. Сычевой, Т.С. Федоровой. М., 1995. Вып. 6. С. 76-93).
175
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 9.
176
В 1799 г. эскадра Ушакова состояла из шести линейных кораблей “Святой Павел”, “Святой Петр”, “Захарий и Елизавета, “Богоявление Господне”, “Святая Троица”, “Мария Магдалина”) и семи фрегатов (“Григорий Великия Армении”, “Святой Михаил”, “Святой Николай”, “Сошествие Святого Духа”, “Казанская Богородица”, “Навархия“, “Счастливый “).
177
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 28 (Письмо Ланжерону).
178
Вместе с кораблями Черноморского флота (см. прим. 167) в Средиземном море остались два фрегата и четыре брига Балтийской эскадры.
179
В Лиссабон эскадра Сенявина пришла в следующем составе: два 80-пушечных линейных корабля, “Твердый” под командой Малеева (на нем Сенявин держал флаг) и “Рафаил” под командой Ртищева; шесть 74-пушечных линейных кораблей (“Святая Елена”, “Твердый”, “Селафаил”, “Мощный”, “Сильный”, “Ярослав”); 64-пушечный линейный корабль “Ретвизан”; 62-пушечный линейный корабль “Скорый”; 44-пушечный фрегат “Венус”; 28-пушечный фрегат “Кильдуин”.
180
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 28.
181
Проверяя по документам время разоружения кораблей средиземноморской эскадры Ушакова, мы обнаружили даты их постановки на ремонт, но никаких указаний на то, что они когда-либо вновь вступили в строй.
182
РГА ВМФ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 67. К великому сожалению, нам не удалось обнаружить в архивах этот рапорт.
183
Луи де Рошешуар был братом Леона, служившего адъютантом герцога де Ришелье.
184
Технология обшивки “Правого” была следующей: медные листы покрывались смесью смолы, льняного масла, сажи, угольной крошки и скипидара. Гвозди использовались также медные. Чтобы медь не соприкасалась с медью (т.е. во избежание электролиза), под головки гвоздей подкладывались картонные прокладки, пропитанные жиром и смолой. С 1710 г. на Ижоре существовали мастерские и лесопильни на водной тяге. По берегам Ижоры росли леса, пригодные для кораблестроения. В кузницах делали якоря, железные части для кораблей, а с 1718 г. медные листы для их обшивки. В 1754 г., в год рождения маркиза де Траверсе, корпуса кораблей Балтийского флота уже обшивали медью.
185
В Англии метод обшивки медью (copper sheathing) предложил в 1708 г. Чарльз Перри, но его предложение было отклонено. Только в 1761 г. англичане, чьи корабли возвращались из Индии с изъеден ными червем корпусами, впервые испробовали этот метод на тридцатидвухпушечном фрегате “Тревога”. К 1783 г. все английские корабли были обшиты медью. Французы только в 1764 г. проявили интерес к этой технологии. «Как только я получу ответ из Англии, куда я послал запрос относительно обшивки судов медью, — писал господин де Руи, комендант Рошфорского порта, — я дам вам знать, стоит ли опробовать эту методу на праме “Кунегунда”». Во Франции эта технология вводилась с опозданием.
186
The Dutch “Eastindiamen” was the first ships with such an extra protection. The second hull was nailed to the first hull with so many nails that a kind of a third (iron) hull was created to protect the hull from rotting and the growth of various types of sealife. — J. van Beylen “Sheepsbouw”. (Голландский “Истиндиамен” стал первым судном, при строительстве которого применили этот способ защиты. Вторую обшивку прибивали к первой таким количеством гвоздей, что понадобилась третья (железная) обшивка, чтобы обезопасить корпус от гниения и от проникновения морских организмов). Это так называемая техника гвоздь в гвоздь.
187
Скориков Ю.А. Севастопольская крепость. СПб., 1997. С. 49—50.
188
Александр I — П.В. Чичагову // Новая старина. 1886. № 5. С. 239.
189
РГА ВМФ. Ф. 166. Оп. 1. Д. 391.
190
Там же. Ф. 25. Оп. 1. Д. 27.
191
Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 391.
192
Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 3094.
193
Там же. Ф. 7. Оп. 1. Д. 2.
194
Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 1135.
195
Там же. Д. 100.
196
Там же.
197
Граф М.М. Сперанский, ближайший советник Александра в 1806-1812 гг.
198
Сейчас здесь находится кабинет командира Санкт-Петербургской военно-морской базы; планировка и убранство со времен Траверсе не изменились.
199
РГА ВМФ. Ф. 166. Оп. 1. Д. 94.
200
На 1 января 1812 г. Балтийский флот, кроме линейных кораблей и фрегатов, включал два бомбардирских корабля, четыре корвета, восемь шлюпов, шесть бригов, два люгера, одну шхуну, два галиота, восемнадцать катеров, один гемам, три яхты (в том числе “Роченсальм” Траверсе), десять транспортов и один гукор “Николай”. Гребная флотилия состояла из двухсот сорока восьми канонерских лодок, ста тридцати иолов, двух десятков яхт и галиотов и примерно пятидесяти десантных судов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.