Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать бесплатно онлайн.
Иоанн Кронштадтский. Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.
† Не верующий в вездеприсутствие Божие в мыслях своих и в сердце своем клевещет на державу Божию и не приписывает Ему и того свойства, которое имеет воздух: ибо и воздух есть везде: Творец ли воздуха не везде?
Что Бог везде, этому сильным доказательством служит самое неверие в вездесущие или вообще какой–бы то ни было грех. Так, при неверии сердце мое стесняется, претерпевает какое–то жжение, томится, мучится, ум помрачается, я нахожусь весь в безотрадном положении. Но при живой вере, что Бог везде, на всяком месте и, значит, всегда со мною и во мне, — мое сердце широко, свободно, легко, живо, ум светел; я — в отрадном положении. — Таким образом, то самое, что меня убивает, служит разительным доказательством того, в бытии чего я сомневаюсь. Неверие потому и мучит меня, что оно есть клевета сердца моего или злого духа на Бога, Который есть Жизнь моя, и мысленное отрицание моею свободною душою Само–Живота есть, естественно и праведно, смерть для ней. — Еще: Бог есть мысленное Существо, и душа моя — тоже мысленное существо от Первого мысленного: потому и общение с Богом бывает у меня чрез мысль, чрез веру сердца, которая есть не иное что как живая и ясная мысль, что Бог есть на всяком месте; когда у меня вместо такой мысли есть мысль противуположная, отрицательная, значит, когда соединительное начало души моей с Богом пресечено — тогда нет для меня и жизни истинной, а есть один призрак внешней, низшей жизни, животной.
За что мне сердиться на ближнего, если он и обижает меня? Все худое в нем — от диавола, как все доброе от Бога.
Зачем я доселе не попираю сердцем тленных снедей и не вменяю их наравне с брением путей (Пс. 17, 43)? — Еще я плотской человек, страстный, еще надеяние во плоти крепко во мне. — Замечательно, что когда я употребляю с услаждением и в обилии разнообразную и приятную пищу: тогда в сердце моем бывает крепче надеяние на пищу, сильнее бывает привязанность к ней; удобнее овладевает мною враг и труднее соединяюсь я с Богом.
Когда сердце твое алчно пожелает какой–либо награды, представь себе, что награда христианина, особенно священника, есть Христос: мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его (Откр. 22, 12). Явлыиуся Пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец (1 Пет. 5, 4). Мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 12); что награждаемые здесь восприемлют мзду свою (Мф. 6, 2, 5, 16). — Когда нетерпеливо пожелаешь скуфьи на голову [225], представь, что величайший Подвижник и Подвигоположник Христос носил за Свое беспримерное служение человечеству на главе Своей терновый венец с острыми иглами; заметь — не фиолетовый бархат украшал Его главу, а червленая кровь Его из пронзенной тернием главы Его — и тогда остынет в тебе желание скуфьи или другой награды. Представь еще, что твои заслуги человечеству ничтожны, что ты больше служишь для себя, чем для людей, и что за свои труды получаешь достаточное вознаграждение.
† ПРИНАДЛЕЖНОСТbЗнайте и твердо помните, что чрез невоздержание в пище и питии постоянно пленяет вас диавол и держит в своей власти ваше сердце, а с сердцем и всего человека с его мыслями, намерениями, словами и делами.
† Что имаши, егоже неси приял? (1 Кор. 4, 7.) — Разбери свое тело: Кто его устроил? Сделал ли ты хоть один волосок в нем? — Нет. Разбери свою душу. — Чьи у тебя добрые, светлые мысли, слова, сила делать добро, равно как и желать его? — Божьи, и чтобы доказать твоей гордости, что они не твои, а Божьи, Бог лишает тебя нередко для вразумления твоего света мысли: и ты остаешься в умственном, убийственном мраке. Лишает тебя слова: и ты не можешь говорить; лишает твое сердце его света и силы для всякого добра: веры, надежды, любви, впрочем по твоей же невнимательности к себе, и оно бессильно бывает для всего доброго. Итак, прославляй вечную державу над людьми Бога.
† Степени блаженства и мучений в будущем веке будут различны. Это доказывается и настоящим состоянием душ у различных людей или у одного и того же человека в различное время при различных состояниях его души. Чем проще, добрее, общительнее человек, тем он блаженнее внутренне; чем лукавее, злее, самолюбивее, тем несчастнее; чем сильнее в нем вера и любовь, тем блаженнее; чем слабее, тем хуже, и маловеры, безверы, человеконенавистники — самые несчастные люди. — Поэтому разумевай и о будущих мучениях.
† С крестным знамением — коим мы крестимся обыкновенно, если оно соединено с живым представлением о Господе Иисусе Христе, соединена державная сила — прогонять бесов из сердца и страсти. — Опыт. Апреля 10, 1861 года.
Θ МОЛИТВА ГОСПОДНЯИщите прежде Царствия Божия (Мф. 6,33), то есть всеми мерами умудряйтесь достигнуть того, как бы воцарился в сердцах ваших Христос и исполнил чрез вас всякую добродетель; со всем усердием старайтесь искоренять из сердца своего всякое зло, всякую страсть — самолюбие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, гордость, славолюбие, чрез которые царствует в вас диавол, и со всем усилием старайтесь насаждать искреннюю любовь к Богу и ближним, благожелание ко всем, стремление угодить всем всяким образом по истине, кротость, смирение.
ЧТО НАДО? †Молясь Богу, помните, что Бог есть Три Лица и как Он есть Лице и Лица, то Он в бесконечности имеет все те совершенства, какие мы можем вообразить в совершеннейшем каком–либо, по благодати Божией, человеке, например, в Пресвятой Деве Марии, в Предтече, в Николае Чудотворце, в Иоанне Златоусте или в апостолах, пророках, исполненных Духом Божиим. Человек есть образ Божий и подобие Божие; по совершенному образцу можно отчасти судить о Первообразе, каков Он; все лучшее, привлекающее наши сердечные взоры и сердечное расположение в человеке —* от Бога, от Слова Его и от Духа Его. Например, Святитель Николай был и есть сострадателен и милосерд к людям по благодати Божией. Всегда он и ныне благопослушлив искренно его призывающим, но тому же благостному сердцу, которое имел при жизни и ныне имеет по благодати Божией. Теперь, Сам ли Г осподь Бог не сострадателен и не милосерд и сколько сострадательнее и милосердее? — Бесконечно больше, как Сам бесконечно больше Святителя Николая. Или возьми апостола Павла. Вот утроба человеколюбивая. Об Онисиме, слуге Филимона, он говорит его господину: ты его, мою утробу, при ими (Флм. 1, 12). Какая любовь! А какая любовь дышит в его посланиях! Сердце мое распространилось, говорит он Коринфянам, не тесно вмещае теся в нас (Ср.: 2 Кор. 6, 11–12). — Описал он в одном послании, в чем состоит любовь (См.: 1 Кор. 13, 1–8): Божественно это описание, но, читая его, чувствуешь, что Апостол на деле все то исполнил, что написал о любви. — Но откуда эта любовь в Апостоле, прежнем гонителе и досадителе христиан, который, входя в домы, влачил мужей и жен, предавая их немилосердо в темницы (Ср.: Деян. 8, 3)? — От Господа, Источника любви. — Он Един есть вечная и беспредельная Любовь (1 Ин. 4, 8, 16), обнимающая Собою всех тварей.
Ты получил набедренник: многозначительная награда [226]. Такою она и почиталась издревле в Греции и в России в древние времена. Доказательством тому служит то, что она усвояется, по скрижали, старейшим пресвитерам. Что она означает? — Ее значение показывают слова, которые говорит священник при надевании набедренника. Прочитаем их: Препояши мечь Твой по бедре Твоей, С иль не, красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит Тя дивно десница Твоя (Пс. 44, 4–5) (Господь — десная рука моя) всегда, ныне и присно и во веки веков. Первоначально эти слова относятся к Спасителю, препоясавшемуся нашего ради спасения мечом плоти и Крестом Своим и этим мечом или мечами поразившему врагов нашего спасения; Он всю жизнь наляцал, успевал в деле нашего спасения и царствовал в сердцах добрых и простых людей истины ради Своей и кротости и правды. Во–вторых, они относятся к священнику, носящему на себе образ Христов, ратнику в подвиге спасения своего и своей паствы, пастырю и учителю и означают его преуспеяние, навык и силу в духовной жизни, в борьбе со врагами спасения; означают, что внутренность его бедра, которую сильно старается уязвить диавол и именно правого бедра — получила безопасность от врага с помощию Божественной благодати, которая есть красота и доброта христианина; что священник обязан напрягаться в подвигах мысленной брани с мысленными врагами спасения и успевать в ней с помощию Крепкого и Сильного в брани (Пс. 22, 8) и в сердце его должна царствовать истина, кротость и правда, то есть сам Христос или Его благодатное Царство. Достиг ли ты всего этого? Если достиг: благодари Христа Господа — Силу твою и носи твой набедренник как знамение твоего преуспеяния в духовной жизни и в борьбе со врагами спасения; и пусть он служит для тебя всегдашним напоминанием о твоем воинствоваиии в этой жизни со врагами твоими и врагами словесных овец твоих, о необходимости стоять тебе в истине, кротости и правде. — А если нет, напрасно носишь ты набедренник — только в обличение твоей жизни, не сообразной с твоим саном, в твоем бессилии против врагов спасения, в твоем небрежении и невнимании к делу спасения. †
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Книги похожие на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней", комментарии и мнения людей о произведении.