Сергей Фудель - Собрание сочинений в трех томах. Том III

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений в трех томах. Том III"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений в трех томах. Том III" читать бесплатно онлайн.
В трехтомном собрании сочинений Сергея Иосифовича Фуделя ( 1900— 1977), религиозного писателя, испытавшего многолетние гонения в годы советской власти, наиболее полно представлены его завершенные произведения и материалы к биографии.
В третьем томе помещены работы, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского, славянофилов (прежде всего A.C. Хомякова и И.В. Киреевского), о. Павла Флоренского: «Наследство Достоевского», «Славянофильство и Церковь», «Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских», «Начало познания Церкви», а также сопутствующие им приложения.
65
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С. 112.
66
Там же. С. 91, 94.
67
Огарева–Тучкова H.A. Воспоминания. 1848–1870. М., 1903. С. 65.
68
Семенов–ТянШанский П.П. Мемуары. Пг., 1917. Т. 1. С. 197.
69
Говоря о 40–х годах, Л.П. Гроссман пишет, что Достоевский был «приверженец христианской морали, искатель веры даже и в периоды своих сомнений» (Гроссман Л. П. Достоевский. М., 1962. С. 76).
70
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С. 95.
71
Яновский С. Д. Воспоминания о Достоевском // Русский вестник. 1885. № 4. С. 794.
72
Исторический вестник. 1881. № 3. С. 606.
73
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С. 111–112.
74
Паскаль Б. Мысли о религии. С. 56.
75
Письмо А.М. Горького к М.М. Зощенко от 25 марта 1936 г. Цит. по: Бялик Б. А. Достоевский и достоевщина в оценках Горького. С. 78.
76
См.: Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С. 110.
77
Исторический вестник. 1881. № 3. С. 611.
78
См.: Тимофеева В. В. (О. Починковская). Год работы с знаменитым писателем // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1964. Т. 2. С. 122–185.
79
См.: Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С. 118.
80
«Клянусь Вам, — писал он тогда же Тотлебену, — не было для меня мучения выше того, когда я, поняв свои заблуждения, понял в то же время, что я отрезан от общества» (28, кн. 1: 224). О том же Достоевский писал в декабре 1856 года и своей сестре, В.М. Карепиной: «Я до сих пор еще, да и вечно, буду под надзором, под недоверчивостью правительства. Я заслужил это моими заблуждениями» (Там же: 263).
81
Милюков А. П. Федор Михайлович Достоевский //Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1.С. 191–192.
82
Об этой же жизнеутверждающей силе духа вспоминал петрашевец Пальм в речи над могилой Достоевского в воскресенье 1 февраля 1881 года (см.: Проводы тела Ф.М. Достоевского и погребение // Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. Приложения. С. 92–93).
83
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С. 125–126.
84
См.: Мф. 5, 43; Лк. 6, 27, 35.
85
П. К. Мартьянов пишет в этой связи: Достоевский «отказывался даже от чтения… книг и только два раза заинтересовался «Давидом Копперфильдом» да «Замогильными записками Пиквикского клуба» Диккенса, в переводе Введенского, и брал их в госпиталь для прочтения» (Мартьянов П. К. Дела и люди века: Отрывки из старой записной книжки, статьи и заметки. СПб., 1896. С. 268).
86
Ис. 53, 12. Ср.: «И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен»» (Мк. 15, 28; Лк. 22, 37).
87
Откр. 13, 14–18.
88
См.: 26: 503.
89
См. об этом: Францева М. Д. Воспоминания// Исторический вестник. 1888. № 5–7.
90
Интересно, что почти в те же самые годы написал свой «символ веры» и Толстой. Вот строчки его «Дневника»: «14 ноября 1852 года. Утром писал порядочно; ездил верхом… Составил краткую форму своего верования… «Верую во Единого, непостижимого доброго Бога, в бессмертие души и в вечное возмездие за дела наши. Не понимаю тайны Троицы и рождения Сына Божия, но уважаю и не отвергаю веру отцов моих»» (Дневник молодости Л.Н. Толстого. М., 1917. Т. 1: 1847—1852. С. 165). Уже тогда для Толстого, несмотря на все его внешнее православие («веру отцов»), личность Христа была «непонятна». В «символе веры» Достоевского, наоборот, всё — в личности Христа, постигаемой и понимаемой как то, без чего нельзя жить. Георгий, затворник Задонский, говорил, что Христа надо не только любить, но быть влюбленным в него. «Символ» Достоевского, по своему ощущению Христа, напоминает первохристианскую непосредственность религиозных чувств. У Св. Игнатия Богоносца есть такие слова: «Одна радость, т. е. Иисус Христос, милее Которого ничего нет» (Послание к магнезийцам / Пер. свящ. П. Флоренского//Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 670). О восприятии христианства именно через ощущение Самого Христа — реальности Его Богочеловеческого явления в мире — говорит и такое письмо Достоевского 1880 года: «У Вас разрушили, — обращается он к слушательнице женских курсов, — Вы пишете, веру во Христа. Но как же Вы не задали себе прежде всего вопроса: кто люди–то эти, которые отрицают Христа, как Спасителя? То есть не то я говорю, хорошие они или дурные, а то, что знают ли они Христа–то сами, по существу? Поверьте, что нет, — ибо, узнав хоть несколько, видишь необычайное, а не простое: похожее на всех хороших или лучших людей существо» (30, кн. 1: 140). Это письмо целиком сохраняет свое значение для нашей современности. «Христа любил и обожал общий друг наш выше всего на свете», — писал С.Д. Яновский А.Г. Достоевской 22 февраля 1884 года (Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. A.C. Долинина. Сб. 2. Л.; М., 1924. С. 389).
91
Врангель А. Е. Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири. 1854— 1856. Цит. по:Чешихин–Ветринский В. Е. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников, письмах и заметках. М., 1912. С. 76.
92
Сакулин П.Н. Русская литература. Социолого–синтетический обзор литературных стилей. М., 1926. С. 336.
93
Врангель А. Е. Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири. 1854–1856 // Чешихин–Ветринский В.Е. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников, письмах и заметках. С. 75–76.
94
Переписка Л.Н. Толстого с H.H. Страховым // Современный мир. СПб., 1913. Дек. С. 67.
95
Ти м о ф е е в а В. В. (О. Починковская). Год работы с знаменитым писателем // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 131.
96
В области личных отношений этой скованности, по–видимому, не было. В начале 1865 года Достоевский рассказывал С. Ковалевской о своем семипалатинском периоде 1854—1859 годов и о споре его в Пасхальную ночь с приехавшим товарищем. Ковалевская пишет: «Товарищ был атеист, Достоевский — верующий; оба горячо убежденные, каждый в своем. «Есть Бог, есть!» — закричал наконец Достоевский вне себя от возбуждения. В эту самую минуту ударили колокола соседней церкви к светлой Христовой заутрене. Воздух весь загустел и заколыхался. «И я почувствовал, — рассказывал Федор Михайлович, — что небо сошло на землю и поглотило меня. Я реально постиг Бога и проникнулся Им. Да, есть Бог! — закричал я — и больше ничего не помню»» (Ковалевская С. В. Воспоминания детства. М., 1960. С. 105).
97
Скандии А. В. Достоевский в Семипалатинске // Исторический вестник. 1903. № 1. С. 203.
98
С.Д. Яновский, вспоминая возвращение Достоевского из Сибири, пишет: «Он передавал мне жизнь свою в Петропавловской крепости и в Сибири и многократно… повторял: «Да, батенька, всё пережилось и всё радостно окончилось, а отчего? оттого, что вера была сильна, несокрушима; покаяние глубокое, искреннее, ну и надежда во все время меня не оставляла!»» (Ф.М. Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. A.C. Долинина. М.: Мысль, 1924. [Сб. 2.] С. 379).
99
Цит. по: Чешихин–Ветринский В. Е. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников, письмах и заметках. С. 76.
100
См.: Ф.М. Достоевский: Материалы и исследования / Под ред. A.C. Долинина. Л„ 1935. С. 553–554.
101
См.: Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С. 283.
102
См.: Свенцицкий В. Жизнь Достоевского. М., 1911. С. 35.
103
Евнин Ф. И. Роман «Преступление и наказание»//Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1959. С. 129.
104
Творчество Достоевского. Сб. статей… Одесса, 1921. С. 85.
105
Там же. С. 92.
106
Ш е к с п и р У. Макбет. Акт 1. Сцена 1.
107
«Иногда один луч солнца заставляет лучше понять мир, чем бесконечные размышления». Приведя эти слова Ж. — М. Гюйо («Искусство с социологической точки зрения»), о. П. Флоренский пишет: «Закатный луч — символ нашей связи с другим миром… Это одна из музыкальных тем Достоевского» (Столп и утверждение истины. С. 659—660). В этой же работе читаем: «Переживание бытия как блага есть зародыш онтологического доказательства бытия Божия… Эта мысль, — пишет Флоренский, — основной узел жизнепонимания Достоевского» (с. 783—784).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений в трех томах. Том III"
Книги похожие на "Собрание сочинений в трех томах. Том III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Фудель - Собрание сочинений в трех томах. Том III"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений в трех томах. Том III", комментарии и мнения людей о произведении.