Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"
Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.
ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ
БОГОСЛOBIE
МАКАРІЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
ТОМЪ II.
ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
С.–ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Р. Голике, Невскій, 106.
1883.
710
Бесед. о том, какую перемену производит Христос в Христианине, в Хр. Чт. 1836, I, 38.
711
Epist. CLХXХVI, ad Paulin. n. 3. Или: gratia Dei per Jesum Dominum nostrum omnes liberantur, quicunque liberantur (Epist. CLXXXIX ad Joan. Hieros. n. 6).
712
De gratia Christi cap. XXVII.
713
Harduin. Acta concil. t. I, col. 2011.
714
Harduin. Ibid. t. II, col. 1099.
715
Припомн., наприм., молитвы: Царю небесный…; Пресвятая Троице… также молитвы вечерние, утренние, канон покаянныи и др.
716
На это доказательство указывали, в свое время, св. Киприан (см. выше примеч. 705) и блаж. Августин (см. далее примеч. 732).
717
См. выше § 104.
718
…Unde cum sine gratia Dei salutem non possit custodire, quam accepit, quomodo sine gratia Dei potuerit reparare, quod perdidit? (can. XIX, apud Harduin. tom. cit.).
719
Соборн. посл. гл. IX, в Хр. Чт. 1830, XXXVII.
720
Dialog. cum Tryph. n. XX.
721
Ibid. n. C.
722
Ibid. n. CXIX; cfr. Apolog. II, n. 10.
723
De fide, in Mai. VII, II, p. 170.
724
О Св. Духе гл. 18, в Тв. св. Отц. VII, 302–303. И еще: «если (ум) приникнет в Божественную часть, и приимет в себя благодатные дары Духа, то делается тогда способным постигать Божественное, в какой мере возможно сие природе его» (Письм. 225 к Амфилох., в Тв. св. Отц. XI, 156).
725
In Joann. homil. XLV, n. 3. В другом месте: «успех проповеди зависел не от апостолов, но от предшествующей им благодати. Хотя их дело было ходить и проповедывать; но убеждение производил сам Бог, действующий в апостолах. Так и Лука сказал, что отверзе сердце их (Деян. 16, 14); и в другом месте: им же дано бе слышати слово Божие». На посл. к Римл. Бесед. I, стих. 5, по русск. перев. Москв. 1844, стр. 18).
726
In I ad Corinth. homil. XII, n. 1. 2.
727
... ούδέ τό της πίστεως ήμέτερον. Θεοΰ, φησι, τό δώρον. Homil. IV in Ephes. сар. II, vers. 8.
728
Αυτός έν ήμΐν τήν πίστιν ένέθηκεν, αυτός την αρχήν εδωκεν. In Hebr. homil. ХХVIII, n. 2.
729
In Ps. CXV, n. 2.
730
Όυκ οίκεία δυνάμει, αλλά τή άνωθεν βοηθουμενος χάριτι όμολόγεΐ ό ομολογών. In Matth. homil. XXXIV, n. 3. Мы с намерением привели здесь значительное число свидетельств из отцов греческих и особенно из св. Златоуста, чтобы показать всю несправедливость янсенитов, утверждающих, будто греческие отцы не чужды полупелагианизма. Подробнейшее опровержение этой клеветы можно видеть в сочинении: Isaaci Habert. Theologiae Graecorum Patrum vindicatae circa universam materiam gratiae, Paris, 1646; также y Дион· Патавия — De Theolog. dogmat., lib. de Deo IX, cap. 4 et 5.
731
Coll. III, 15. Тем же: Aequum est, ut de agnitione illius ipsi credamus, cujus scilicet totum est, quod de eo credimus; quia agnosci utique Deus ab homine non potuit, nisi agnitionem sui ipse tribuisset (De incarn. IV, 4).
732
De dono perseverantiae cap. XXIII, n. 63.
733
De prcedestin. Sanctorum cap. I, n. 4; cfr. cap. III, n. 7.
734
Contr. Collator, cap. XII, n. 36.
735
De incarn. et grat. cap. XVIII. И далее: si Deus per suam gratiam homini non dederit, nunquam potest homo in Deum velle credere, quia ipsam voluntatem gratia non invenit, sed operator in homine (cap. XXI).
силу против закона, сущего во удех наших (Рим. 8, 26). О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными, т. е. научает нас, о чем мы должны молиться» (Иоан. Дамаск. Точн. излож. прав. веры, кн. IV, гл. 22, стр. 289).
(738) Adv. haeres. III, 17, n. 2. 3.
(739) Слов. 37 на Мат. 19, 1, в Тв. св. Отц. III, 225.
(740) In Genes, homil. LVIII, n. 5. Или: ούδέ γάρ οΐον τέ τι χρηστόν ήμας ποτέ κατορθώσαι μη της άνωθεν ροπής άπολαυσαντας. In Genes. XXV, n. 7.
(750) De prophet. obscur. IX, n. 5.
(751) De natura et gratia cap. ХХVІ.
736
Can. XXV, apud Harduin. ос. cit. coi. 1102.
737
«Дух способствует нем в немощи нашей, и закону ума нашего подает силу против закона, сущего во удех наших (Рим. 8, 26). О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но сем Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными, т. е. научает нас, о чем мы должны молиться» (Иоан. Дамаск. Точн. излож. прав. веры, кн. IV, гл. 22, стр. 289).
738
Adv. haeres. III, 17, n. 2. 3.
739
Слов. 37 на Мат. 19, 1, в Тв. св. Отц. III, 225.
740
In Genes, homil. LVIII, n. 5. Или: ούδέ γάρ οΐον τέ τι χρηστόν ήμας ποτέ κατορθώσαι μη της άνωθεν ροπής άπολαυσαντας. In Genes. XXV, n. 7.
741
De prophet. obscur. IX, n. 5.
742
De natura et gratia cap. ХХVІ.
743
Hilar. in Ps. CXLVI, n. 12; Ephrem. ad monach. t. III, p. 347.
744
In Joann. XIV, 18; in Zach. n. LXXXV.
745
Bonorum operum et spiritualium studiorum Deum auctorem esse, non dubium est, qui, quorum incitat mentes, adjuvat actiones (Epist. LXI ad Martin, et Faust. Presbyt. c. 1).
746
Petr. Chrysolog. Serm. LXXI; Mar. Victorin. in Philipp. X, 13.
747
См. выше § 93.
748
De dono perseverantiae cap. VIII, n. 15; cir. cap. II–VI, in Patrolog. cors, compl. XLV, p. 1002.
749
Бесед. на Пс. XLIV, ст. 3, в Тв. св. Отц. V, 323.
750
Бесед. на Пс. VII, ст. 10, там же стр. 205.
751
Слов. 37 на Матф. 19, 1, там же III, 225.
752
In II ad Thessal. homil. VI, n. 2.
753
Epist. ad Galliar. Episcopos cap. 6. То же проповедывали и другие учители Церкви: Иларий (in Ps. CXLII, n. 9), Кирилл алекс. (in Joann. XIV, 18), Проспер (Respons. ad Gall. Obj. VII), Феодор едеcский (сто душеполезн. глав, гл. 68 и 71, в Хр. Чт. 1825, XVII, 155. 159).
754
Epist. ad Corinth. n. 1, 7 (в Хр. Чт. 1824, XIV, 245).
755
ή μεν γάρ χάρΐς εις πάντας εκκέχοται. In Joann. homil. VIII, n. 1, Opp. t. VIII, ed. Montfauc.
756
Serm. VIII, n. 57, ed. Maur.
757
Joann. tract. XII, n. 12.
758
In Epist. ad Rom. cap. VIII, vers. 29.
759
Advers. haeres. IV, 39, n. 4.
760
In Ps. LXVII, n. 10.
761
In Ps. LXIV, n. 5.
762
На Ев. Матф. бесед. LXXIX, в русск. перев. ч. III, стр. 362, М. 1839.
763
In Ephes. homil. 1, n. 2. Cfr. in Rom. homil. XV, n. 1. 2.
764
De fide V, 3.
765
Opp. t. VII, fol. 460, Venet. 1584.
766
In Rom. VIII, 30. Cfr. in Ephes. 1, 4; in Ps. LVII, 4.
767
Vid. Opp. Basilii Graeco-latin. t. II, sub finem p. 220. Paris. 1618.
768
Justin. Apolog. 1, n. 44. 45; Origen. in Rom. VIII, 28; Euseb. in Ps. LVII, 8; Hieron. in Malach. 1, 2; Cyrill. Alex, in Malach. 1. 2. 3. (Xp. Чт. 1842, III, 10–14); Greg. Magn. Dialog. lib. 1, c. 8.
769
«Когда говорит Апостол: ни хотящаго, ни текущаго, не уничтожает тем свободы, но показывает, что не все принадлежит человеку, а, напротив, ему нужна благодать свыше. Хотя должно и хотеть и подвизаться; однакож полагаться надобно не на собственные подвиги, а на Божие человеколюбие, как и в другом месте сказал Апостол: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 10)». (Св. Златоуст на посл. к Римл. бесед. XVI, стр. 420, М. 1844).
770
Св. Златоуст на посл. к Рим. бесед. XVI, стр. 406. 407. 411. 418.
771
Apolog. 1, n. 10, в Хр. Чт. 1825, ХVII, 2, 3.
772
De nomin. mut. homil. III, n. 6. Cfr. in Joann., homil. X, n. 2. 3.
773
Слов. o богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 90.
774
О Св. Духе гл. 9, там же VII, 265–266.
775
Бесед. XV, п. 54.
776
Бесед. ХХХVII, п. 10.
777
Бесед. XXVII, п. 10. 11.
778
Слово о возвыш. ума п. 16.
779
В средние века схоластики придумали множество мнений или систем для объяснения этой тайны, из которых известнейшие четыре: система — томистов, августиниан, молинистов и конгруистов. Но все эти системы имеют свои недостатки и остаются в употреблении только в пределах школы. Изложение и разбор означенных четырех систем желающий может видеть в догматиках Перроне, Либермана, Фейера и других.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"
Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"
Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.